В третьих, это создание суверенными государствами бывшими республиками СССР акционерных обществ, которые могли бы взять на себя ряд функций по сохранению и развитию легковой автомобильной отрасли. К таким функциям относятся разработка программ национального развития автомобилестроения, определение номенклатуры автотранспортных средств и потребности в них, оценка экономической целесообразности создания их производства, сохранение и развитие кооперационных связей, организация совместных производств и совместных научноисследовательских и опытноконструкторских работ, поиск инвесторов для проведения разработок и организации выпуска отдельных изделий. Такая работа уже началась на Волжском автозаводе и успешно работает.
Серьезной возможностью оживления производственнокоммерческой деятельности для производителей автомобилей могут быть, в четвертых, кооперационные связи с родственными зарубежными фирмами или их поставщиками, осуществляемые на коммерческих началах. При этом речь должна идти в первую очередь о повышении своего экспортного потенциала, то есть главной задачей автомобилестроения России. Причем здесь не только не исключается, а наоборот, даже приветствуется взаимодействие и в форме совместных предприятий. Хотя, как показал опыт, расчет на иностранные инвестиции, которые хлынут к нам, обеспечивая изобилие качественных товаров, оказался явно несостоятельным (вместо ожидавшегося, совершенно противоестественного для Запада, но исторически характерного для нас чисто русского альтруизма мы натолкнулись на прагматизм, настороженность, а иногда и враждебность). Целесообразен и лизинг, однако нельзя забывать, что он удовольствие недешевое. Особенно, если речь идет не о дооснащении отдельных операций, а о создании комплектных мощностей, что требует, как известно, особо высокой организационной четкости.
Должны получить развитие мелкие отечественные производственные подразделения, отделившиеся от основного предприятия в самостоятельные (производство мелких серий экспериментальных моделей, некоторых комплектующих, проведение тюнинга (доработки) отечественных автомобилей). Причем обязательным условием их самостоятельности и долговечного успеха может быть только соблюдение этических норм (проще говоря, работа на чистоплотных началах). Примеры таких фирм уже есть фирма ПСА Бронто является дочерним предприятием Волжского автозавода, занимается выпуском мелких партий длиннообразной Нивы, фирма Лада Инжиниринг, занимающаяся доводкой вазовских переднеприводных автомобилей (семейство Самар ВАЗ 2108, 2109, 21099 и 2115, а также десятое семейство ВАЗ 2110, 2111, 2112), фирма НижегородсМоторс, которая занимается установкой на автомобили Волга трансмиссии, ходовой части и двигателей Тойота. В городе Энгельсе Саратовской области работает фирма РТКЦ ГАЗ АТО, которая помимо осуществления функций дилера Горьковского автозавода и технического центра по ремонту газовских автомобилей также занимается установкой на автомобили Волга силовые агрегаты Ровер.
Автозаводы России располагают вполне дееспособным парком оборудования, в том числе вполне современного и еще не устаревшего, эффективно действующей системой его обслуживания и ремонта, мощными службами подготовки и обеспечения производства, наконец, значительным парком демонтированного специального и агрегатного оборудования и собственными станкостроительными цехами. Кроме того, практически все предприятия имеют опыт технологической модернизации. То есть у них есть все, чтобы полагаться в основном на самое надежное собственные силы.
Рассмотренные выше меры, разумеется, не исчерпывают всех возможных. Но они, безусловно, входят в число тех, которые позволят поднять объемы производства, загрузить персонал, создать определенные предпосылки для последующего роста. Однако требуемых темпов развития производства автомобилей они не обеспечат. Для этого нужны инновационные, притом масштабные меры. Они неизбежны, если мы хотим занять достойное место в ряду развитых стран.
Список основных информационных источниковПри написании дипломной работы были использованы следующие информационные источники:
1. Синцеров ЛМ /Отечественная автомобильная промышленность в эпоху перемен/ газета География №8/1998 год
2. Синцеров ЛМ /История отечественной автомобильной промышленности/ газета География в школе №1/1995 год
3. Периодическое издание Авто Ревю №1/1996 год №4/2001 год:
www.autorev.ru и www.autoreview.ru
4. Периодическое издание Пятое Колесо №1/1996 год №3/2000 год:
www.5koleso.spb.ru
5. Периодическое издание За Рулем №1/1993 год №2/2001 год:
www.auto.zr.ru
6. Периодическое издание Клаксон №1/1995 год №1/2001 год:
E-Mail:Klaxon@Dol.ru
7. Периодическое издание Авто Мир №1/1995 год №8/2001 год
8. Периодическое издание БМВ Мэгэзин №3/1999 год:
E-Mail:BMW-Magazin@hcis.de
9. Периодическое издание Авто Калейдоскоп №1/1994 год №1/1999 год
10. Российский статистический ежегодник, Москва, 1996 год
11. Интернетсайт АО АвтоВАЗ: www.autovaz.ru и www.vaz.ru
12. Интернетсайт АО АвтоГАЗ: www.gaz.ru
13. Интернетсайт АО ИжМашАвто: www.izhmash.ru
14. Интернетсайт АО Москвич: www.azlk.ru
15. Интернетсайт АО АвтоУАЗ: www.uaz.ru
16. Интернетсайт агенства АСМХолдинг: www.asmholding.ru
17. Интернетсайт агенства РосБизнесКонсалтинг: www.rbc.ru
18. Интернетсервер автомобильной газеты Авто Город:
www.autocity.com
19. Интернетавтосалон: http://www.cars.whattodo.ru
20. Автомобильная страница глобальной поисковой интернетсистемы
Яндекс: www.yandex.ru/yaca/c3480000=3.html
21. Сервер агентства интернетобозрений: www.obzor.ru
Предприятиеизготовитель, модель |
2000 |
1999 |
Темп (%) |
Российская Федерация (всего) |
968955 |
954020 |
101.6 |
АМО ЗИЛ, Москва |
8 |
11 |
72.7 |
ОАО АвтоГАЗ, Нижний Новгород |
116319 |
125468 |
92.7 |
В том числе: ГАЗ 3102 |
11432 |
14668 |
77.9 |
ГАЗ 3110 |
104834 |
110818 |
94.6 |
ГАЗ 3111 |
53 |
||
ОАО КамАЗ, Набережные Челны (ЗМА) |
33561 |
28002 |
119.9 |
ОАО АвтоВАЗ, Тольятти |
705561 |
677687 |
104.1 |
В том числе: ВАЗ 21043 |
54646 |
53153 |
102.8 |
ВАЗ 21053 |
35123 |
56029 |
62.7 |
ВАЗ 2106 |
63491 |
82547 |
76.9 |
ВАЗ 2107 |
108302 |
92131 |
117.6 |
ВАЗ 2108 |
14673 |
18305 |
80.2 |
ВАЗ 2109 |
69861 |
85560 |
81.7 |
ВАЗ 21099 |
105336 |
97100 |
108.5 |
ВАЗ 2110 |
91002 |
100700 |
90.4 |
ВАЗ 21213 |
66566 |
65065 |
102.3 |
ВАЗ 2103 |
21335 |
||
ВАЗ 2111 |
35960 |
14997 |
239.8 |
Продолжение таблицы
Предприятиеизготовитель, модель |
2000 |
1999 |
Темп (%) |
ВАЗ 2112 |
13581 |
||
ВАЗ 2115 |
14225 |
||
Опытное производство АвтоВАЗа с роторно поршневыми двигателями |
40 |
44 |
90.9 |
ВАЗ 2131 |
3480 |
5246 |
66.3 |
ВАЗ 2112 |
50 |
26 |
192.3 |
ВАЗ 21103 |
169 |
||
ВАЗ 1706 |
33 |
35 |
94.3 |
ВАЗ 2114 |
14 |
||
ВАЗ 2111 |
2 |
481 |
0.4 |
ВАЗ 21111 |
503 |
||
ВАЗ 2115 |
3725 |
5091 |
73.2 |
ВАЗ 2120 |
1131 |
251 |
450.6 |
ВАЗ 21045 |
683 |
254 |
268.9 |
ВАЗ 21213 |
1 |
||
ВАЗ 21312 |
2293 |
||
ВАЗ 2123 |
5 |
||
ВАЗ 21314 |
3 |
||
ОАО ПСА Бронто, Тольятти |
1000 |
814 |
122.9 |
В том числе: ВАЗ 212182 |
121 |
188 |
64.4 |
ВАЗ 212180 |
748 |
505 |
148.1 |
ВАЗ 212183 |
21 |
4 |
525.0 |
ВАЗ 1922 |
102 |
69 |
147.8 |
ВАЗ 212180И |
8 |
48 |
16.7 |
ОАО АвтоУАЗ, Ульяновск |
40250 |
38686 |
104.0 |
Продолжение таблицы
Предприятиеизготовитель, модель |
2000 |
1999 |
Темп (%) |
В том числе: УАЗ 31512 |
11542 |
12102 |
95.4 |
УАЗ 31514 |
20620 |
15096 |
136.6 |
УАЗ 31519 |
4815 |
9431 |
51.5 |
УАЗ 3153 |
826 |
833 |
99.2 |
УАЗ 31601 |
1765 |
1026 |
172.0 |
УАЗ 3151 |
586 |
189 |
310.1 |
УАЗ 3159 Барс |
95 |
8 |
1187.5 |
УАЗ 31517 |
1 |
1 |
100 |
ОАО СеАЗ, Серпухов |
16304 |
14000 |
116.5 |
В том числе: ВАЗ 11113 Ока |
8166 |
9858 |
82.8 |
СеАЗ 1111301 Ока для инвалидов |
818 |
665 |
122.7 |
СеАЗ 1111302 Ока для инвалидов |
7322 |
3477 |
210.6 |
АО ИжМашАвто, Ижевск |
13702 |
4756 |
288.1 |
В том числе: ИЖ 21412 |
1 |
151 |
0.7 |
ИЖ 2126 |
13149 |
4470 |
294.2 |
ИЖ 27156 |
552 |
83 |
665.1 |
ИЖ 21251 Комби |
2 |
||
ИЖ 21213 |
50 |
||
АО Москвич |
5543 |
30000 |
18.5 |
ЗАО АвтоТОР, Калининград |
2814 |
977 |
288.0 |
ООО РосЛада, Самарская обл. |
31941 |
24159 |
132.2 |
АОЗТ Химэксмаш, Саратовская обл. |
73 |
||
ООО ЕлАЗ, Елабуга |
192 |
277 |
69.3 |
Продолжение таблицы
Предприятиеизготовитель, модель |
2000 |
1999 |
Темп (%) |
ОАО ТагАЗ, Ростовская обл. |
298 |
9034 |
3.3 |
ДУП Завод коробок передач ОМП имени Тарасова, Омская обл. |
141 |
||
ЗАО СуперАвто, Самара |
390 |
58 |
672.4 |
ООО ЛадаТул, Самарская обл. |
931 |
Источник база данных АСМХолдинг: www.asm-holding.ru
Приложение ВГород |
Фирма |
Тольятти |
ЗАО АбсолютСервисплюс |
Тольятти |
ТОО ПКФ Август |
Тольятти |
ООО АВТО1 |
Тольятти |
ООО АВТОБЛОК |
Тольятти |
ОАО АвтоВАЗрембыттехника |
Тольятти |
ООО АвтоД |
Тольятти |
ЗАО Автозаводская СТО |
Тольятти |
ООО Автокапитал плюс |
Тольятти |
ООО Автолайт Лтд |
Тольятти |
ЗАО АвтоМаркет |
Тольятти |
ЗАО АвтомобилиЛюкс |
Тольятти |
ЗАО АвтомобилистСервис |
Тольятти |
ООО АвтопромЛада |
Тольятти |
ООО Авторемсервис |
Тольятти |
ЗАО АвтоСмартСервис |
Тольятти |
ООО Автоснабзапчасть |
Тольятти |
ООО АвтоСтиль |
Тольятти |
ООО АвтоТехна ЛТД |
Тольятти |
ООО АВТОТРАСТ |
Тольятти |
ООО АвтоХит |
Тольятти |
ООО АвтоХолдинг |
Тольятти |
ЗАО Автоцентр Русь |
Тольятти |
ОАО АвтоцентрТольяттиВАЗ |
Тольятти |
ООО Агентство Тамара Олеговна + |
Тольятти |
ООО АгроЛадаСервис |
Тольятти |
ЗАО ПКП АлдисЛада |
Тольятти |
ООО АМКомпани |
Тольятти |
ООО АпрельЗет |
Тольятти |
ЗАО АСБТрейдинг |