Феномен 25-го кадра


Реплика из зала: И предвыборных - тоже?
С. Горин: Естественно! Зачем открыто хвалить себя и ругать конкурента? Так можно напроситься на неприятности. Нет, если бы я захотел поддержать Юру, например, в его борьбе за пост большого начальника, я бы написал статью... да хоть о пионерском лагере, где дети голосуют за того вожатого, который им нравится, и когда я встретил мальчика Юру, он сказал мне, что проголосует за Васю, так как он самый сильный, и я похвалил Юру за откровенность...

А если бы я при этом захотел отругать нынешнего большого начальника X, я написал бы нечто вроде: X - образованный, симпатичный мужчина. Мы говорили с ним о том, что на улицах грязно, лежит собачье дерьмо - . - Как жаль, - сказал мне X, - что собачье дерьмо не убирают (смех в зале).
Феномен 25-го кадра.
Одной из самых ярких страниц в истории техники рассеивания стало открытие в шестидесятых годах явления, получившего название феномен 25-го кадра (другие названия - феномен 36-го кадра, феномен Бэрда). Начиналось все в рамках обычного психологического эксперимента; ученые изучали восприятие человеком сверхкратких раздражителей. Очень удобным инструментом для исследования оказался кинопроектор...

Мы знаем, что кадры, чередующиеся в кинопроекторе с ча тотой 24 в секунду, создают эффект движения, поскольку при этой скорости воспроизведения ряд неподвижных кадров сливается в одно движущееся изображение (не осознается разрыв между кадрами). А что произойдет, если 25-й кадр будет содержать информацию, отличающуюся от той, которая содержится в предыдущих двадцати четырех?

В экспериментах выяснилось, что человек не осознает такую информацию, но помнит ее - то есть, человек не может объяснить, откуда он получил эту информацию и почему он ее помнит. ...В обычном кинозале идет обычный фильм. Никто из зрителей не знает, что по ходу фильма на экране промелькнут несколько раз на 1/25 долю секунды два кадра - страдающий от жажды человек в пустыне и изображение некоего напитка. Никто из них не поймет, почему после фильма так хочется промочить горло именно этим напитком.

И продавец в киоске с напитками только удивится тому, что спрос на этот напиток возрастет после фильма в три раза! В начале шестидесятых эксперименты с фильмами, засеянными рекламой (их называли субламинарными или сублимационными) были весьма популярны.

Но вот одна из комиссий ООН посчитала нужным запретить такой способ рекламы, как аморальный, и эксперименты прекратились... Во всяком случае, прекратились публикации в открытой научной печати о таких экспериментах.
Якорная техника.
Я уже говорил, что эриксонианский гипноз и нейролингвистическое программирование являются в значительной степени хорошим продолжением работ И. П. Павлова по физиологии высшей нервной деятельности. Якорная техника имеет прямое отношение к условным рефлексам.

Якорем в эриксонианском гипнозе и НЛП называют стимул, запускающий механизм сформированного условного рефлекса. В русскоязычную литературу по эриксонианскому гипнозу и НЛП термин якорь в его вышеописанном значении ввела первая переводчица работ по НЛП Инесса М.Ребейко. Давайте вспомним, как формируется условный рефлекс. Голодная собака видит пищу, в этот момент у нее начинает выделяться слюна и желудочный сок - и в этот же момент звенит лабораторный звонок. Если сочетание вижу пищу - слышу звонок повторяется несколько раз, то появляется устойчивая связь - на звук звонка собака отвечает так же, как на вид пищи (слюноотделением и выделением желудочного сока).

Эта устойчивая связь называется условным рефлексом, а нейтральный ранее стимул - звонок - становится значимым стимулом, запускающим все сопутствующие рефлексу реакции. В терминах эриксонианского гипноза мы назовем звонок положительным пищевым якорем для собаки. (Якорь называют положительным, если он способствует развитию реакции или связан с положительными эмоциями, и отрицательным, если он способствует угашению определенной реакции или связан с отрицательными эмоциями). Человек отличается от других животных, в частности, тем, что условный рефлекс у него формируется часто после первого предъявления какой - то последовательности событий. Так, человек, подвергшийся нападению на темной улице, начинает бояться темноты или хождения по этой улице.



В сексологической литературе я встретил описание такого случая: во время первого полового акта юноша укололся случайно булавкой, которую его партнерша оставила в одежде; после этого он мог получить половое удовлетворение только в том случае, если его кололи булавкой в течение полового акта. По этому поводу мы скажем, что укол булавкой стал для того юноши положительным сексуальным якорем. В повседневной жизни мы встречаемся с огромным количеством неосознаваемых нами условных рефлексов. Например, у влюбленной пары часто есть мелодия, которую они называют нашей мелодией - они просто слышали ее в момент встречи или в момент наивысшей влюбленности, но теперь она стала для этой пары положительным аудиальным (слуховым) сексуальным якорем; прослушивание этой мелодии возвращает паре чувство влюбленности по механизму условного рефлекса.

Отрицательным аудиальным музыкальным якорем для большинства из нас служит похоронная музыка - стоит нам ее услышать, и наше настроение понижается, хотя мы не осознаем, что причина такого понижения настроения - какие - то другие похороны, на которых мы присутствовали давным - давно и чувствовали боль потери... В роли якоря может выступать то, что мы видим (чье - то лицо, характерный жест, картина и т. п.),то, что мы слышим (голос, музыка, шумы), и то, что мы чувствуем (прикосновение, поглаживание, поцелуй, боль и т. д.), В терминах НЛП якоря подразделяются, соответственно, на визуальные, аудиальные и кинестетические.

Искусство применения якорей при использовании транса и манипуляции сознанием основывается на удачно выбранном моменте для постановки якоря, удачно выбранном типе якоря и удачном воспроизведении уже поставленного якоря.
Практикум по якорной технике (стенограмма семинара).
(Примечание: далее в тексте слово якорь в вышеописанном значении дается без кавычек).
С. Горин: ...Ну, вот еще один бытовой пример действия якорей. Жена пришла домой очень раздраженной, взбудораженной - неважно, по какой причине. Муж встречает ее, обнимает за плечи и говорит: Здравствуй, дорогая.

Через некоторое время жена успокаивается, отвлекается чем - то; в это время к ней подходит муж точно так же, как раньше, обнимает за плечи и говорит: Пойдем в кино? И получает на это совершенно нелепую реакцию агрессии: Да пошел ты со своим кином! Что произошло? Характерное прикосновение, объятие подсознательно связалось с чувством злости - и будучи воспроизведенным в точности так же, как в первый раз, вызвало то же чувство. Объятие стало якорем для вызывания чувства злости в этом примере.

Для того, чтобы якорь вызвал реакцию, ради которой его поставили, нужно соблюсти ряд условий. Первое: якорь должен быть поставлен на высоте переживания.

Второе: якорь должен быть воспроизведен максимально точно. Третье: самыми надежными являются кинестетические якоря, прикосновение обязательно воспринимается подсознанием. Проведем небольшую иллюстрацию. Олег, ты можешь сейчас вспомнить что-нибудь радостное? Например, встречу с любимой девушкой?

Вспомни, как это приятно... (Олег начинает улыбаться, в этот момент ведущий семинара прикасается к его левому запястью). Я рад, что ты так легко можешь получить удовольствие (повторяет прикосновение к запястью). Давай проведем светский разговор...

О погоде, например. Холодно сегодня, правда? (Олег кивает).

Может, поговорить о том, какие нынче цены (Олег нахмурился) - высокие цены, да? (Повторил прикосновение к левому запястью Олега). Трудно жить при таких ценах? (Олег согласно кивает, начиная улыбаться). А чего ты улыбаешься? (повторяет прикосновение к запястью, Олег начинает смеяться).

Итак, я предложил Олегу погрузиться в приятные воспоминания, дождался его улыбки и поставил кинестетический якорь. В дальнейшей беседе я вернул, заново задействовал этот якорь - и цены вызвали у Олега радостный смех.
Можно продемонстрировать работу с отрицательным якорем. Так, кто у нас курящий?

Хорошо, Виталий, ты мог бы вспомнить те первые, довольно тягостные переживания, которые у тебя были связаны с курением? Наверняка при первом курении была тошнота, тягостное слюнотечение... (Виталий сглатывает слюну, у него появляется мимика, соответствующая описываемым переживаниям. Ведущий семинара делает отрывистый жест правой рукой). У тебя была тошнота? (повторяет жест).

Ах, тебя даже рвало! (повторяет жест). Да, тебе не повезло - были спазмы в желудке, ты чувствовал слабость, ноги подгибались... (повторяет жест). Я это, собственно, к чему говорю: мы уже долго занимаемся без перерыва.

Хочешь закурить? (Повторяет жест, Виталий энергично отрицательно качает головой). Может, пропустим очередной перекур? (Повторяет жест; Виталий согласно кивает; смех в зале).

Вот так начинает работу с курильщиками доктор Хмелевский. Обратите внимание на два момента. Первый: в обоих случаях суть работы заключалась в том, что я взял некую эмоцию, некое переживание из одного контекста и, закрепив это переживание якорем, перенес его в другой контекст.

И я показал вам, что это можно использовать. Второй момент: для постановки якоря я выбрал наименее осознаваемую систему - визуалисту я поставил кинестетический якорь, а кинестетику - визуальный. Это тоже существенное условие для эффективной работы якорей - сделать так, чтобы якорь не осознавался вашим партнером. Впрочем, якорная техника столь же помехоустойчива, как техника рассеивания - она работает независимо от того, знаете вы о том, как она работает, или не знаете. Якорная техника имеет большие возможности, даже если использовать только перенос эмоции, переживания из одного контекста в другой.

Например, в обучении очень важно, чтобы усвоение новых знаний сопровождалось интересом. А если его нет? Предложи мне кто-нибудь преподавать вам скучный материал, я бы начал с того, что рассказал бы вам о каком-нибудь стриптиз - шоу. Вы только представьте себе красивую женщину, которая медленно раздевается под музыку, представьте себе заманчивые изгибы ее тела! (Делает рукой характерный жест). Я работаю с вами в открытую, поэтому сразу же объясню, что закрепил у вас интерес и легкое возбуждение, когда сделал жест во время рассказа о женщине, которая... м - м - м! Она почти уже разделась, и у нее такое тело! (Повторяет тот же жест).

А теперь мы будем изучать квадратные уравнения. Запомните: квадрат суммы равен квадрату первого слагаемого плюс удвоенное произведение слагаемых, плюс (повторил жест) квадрат второго слагаемого (смех в зале).

Между прочим, квадратные уравнения - очень интересная вещь!



Содержание  Назад  Вперед