d9e5a92d

Аналогично можно поступить с фотографией


Например, кто-то из родителей говорит: Когда мои дети шумят, я раздражаюсь (то есть чувствую себя раздраженным). Подразумевается, что дети шумят либо потому, что им нечего делать, либо потому, что хотят досадить родителям. Давайте поменяем смысл детского шума: Это прекрасно, что ваши дети резвятся - это значит, что они вполне здоровы и получают удовольствие от движений. Такая трактовка успокаивает многих родителей.

Второй вариант - рефрейминг контекста. Он подходит для проблем, описываемых формулой: Я слишком X или Он слишком V. Проблемы такого типа всегда связаны с контекстом, в котором я слишком X - поищите другой контекст, в котором свойство Х станет положительным. Многие полные люди проводят рефрейминг контекста для своей полноты, говоря: Любимого тела должно быть много (женщины) или Самец начинается после ста килограммов (мужчины). Однажды я встретился с управляющей коммерческим банком для разговора о ссудах и процентах. Они дают ссуды под 140 процентов годовых, и управляющая банком говорила извиняющимся тоном: Конечно, это много, но вы знаете, нам центральный банк дает средства под 80 процентов, мы вынуждены....

Используя такой стиль поведения, она вполне может потерять потенциального клиента; в то же время она могла бы применить рефрейминг контекста и привлечь клиента, сказав ему: У нас высокие про центы, благодаря чему мы можем вам дать любую сумму на любой срок. Сталкивались ли вы с ситуациями, подходящими для рефрейминга?

Попробуйте найти конкретныQ пример.
Наташа: Я хочу купить сундук, но он слишком дорогой.
С. Горин: Это пример для рефрейминга контекста. В каком контексте дороговизна сундука может стать положительной?
Ответы: - Сундук изготовлен из натурального дерева, такие вещи служат очень долго. - Качественная вещь не бывает дешевой, и ваше приобретение сразу покажет гостям высокое положение вашей семьи. - Это ручная работа, второго такого экземпляра не существует. К тому же резьба по дереву сделана известным художником.
Вопрос из зала: А какой положительный контекст вы найдете для меня - я слишком вспыльчив?
С. Горин: Отлично, мы примем вас на работу для того, чтобы выпроваживать назойливых клиентов.
Реплика из зала: Это же - самая беспардонная манипуляция!
С. Горин: Поздравляю, вы наконец - то поняли, чему учитесь. Рефрейминг содержания требует творческого подхода.

Те формулы, которые я привел, только немного облегчают поиск в рефреймировании проблемы. Если это показалось вам трудным, то примите совет: не избегайте трудных случаев и трудных клиентов - иначе они вас сами найдут (причем именно тогда, когда выбудете к этому не готовы...).
Обсуждение.
Вопрос из зала: Вы говорили о возможном применении техники рассеивания в средствах массовой информации. Это единственная возможность?..
С. Горин: Нет, конечно. В последнее время я заметил, что возрастает популярность якорной техники в рекламе. Например, в рекламе шампуня по телевидению было использовано последовательное совмещение якорей: сначала показана красивая женщина с роскошными волосами, затем - бутылочка с шампунем, затем - опять женщина, которая моет голову этим шампунем, а бутылочка стоит рядом; опять - женщина, которая красиво встряхивает волосы, и опять бутылочка с шампунем (мне показалось, что с каждым встряхиванием головой количество волос у женщины увеличивалось...). Таким образом, увидев этот шампунь на прилавке, покупательница неизбежно отождествит его с хорошими волосами и красивым лицом. Очень профессионально с точки зрения эриксонианского гипноза сделана реклама бритвенных приборов фирмы Жиллет.

Как показать хорошее качество бритья? Они поставили рядом с побрившимся Жиллетом мужчиной женщину, которая потерлась о его щеку, и тоже применили последовательное совмещение якорей: бритва - женщина рядом с мужчиной... Кроме того, в сопроводительном тексте был использован такой оборот: ...вы будете выглядеть и чувствовать себя превосходно. Здесь включены и самые распространенные модальности (визуальная и кинестетическая) - для того, чтобы большее число покупателей приняло это сообщение; и самая распространенная стратегия импульсивной покупки (вижу - чувствую). В ходе рекламной или пропагандистской кампании в печати тоже можно использовать якорную технику.



Например, можно помещать фотографию нежелательного кандидата на одной странице с фотографией свалки, разрухи, военных действий, а фотографию желательного - рядом с фотографией какой-нибудь суперэлегантной фотомодели, красивого пейзажа, забитого товарами прилавка, улыбающегося ребенка... Можно совместить фотографию на одной странице с текстовым материалом, вроде бы не имеющим отношения к сфотографированному лицу.

Опять - таки, кандидата со знаком минус мы свяжем с заголовком типа Жизнь все хуже, а кандидата со знаком плюс - с заголовком Есть надежды на улучшение. Аналогично можно поступить с фотографией товара.
Вопрос из зала: Вы могли бы сейчас развернуто прокомментировать тот отрывок из детектива, с гипнотизированием в лифте?
С. Горин: Что касается техники наведения транса, то здесь комментировать нечего, эту технику мы подробно разбирали. Понятно, что текст произносился в соответствии с требованиями подстройки к дыханию. Но можно прокомментировать использование транса. Тот криминальный гипнотизер не сказал: Ты откроешь сейф, он поступил хитрее. Он сказал охраннику: Ты сделаешь то, что велит тебе пришедший человек.

Это фразу легче принять, ее смысл (ты совершишь должностной проступок) завуалирован. (Примечание для читателей: фрагмент детективной повести Д.Уэстлейка Проклятый изумруд дан в предисловии автора). В каких - то ситуациях действительно проще не давать прямых указаний, а использовать относительно неопределенную фразу.

Например: И когда я завтра к тебе приду, ты будешь готов сделать для меня очень многое....
Вопрос: Как по-вашему, гипноз часто используется с криминальными целями?
С. Горин: Вряд ли, там есть более надежные способы. Мне один раз пришлось разговаривать с человеком, который готов был хоть сейчас показать, что можно заплатить десять рублей и получить сдачу, как с сотни.

Его техника сводилась к следующему: максимально занять сознательное внимание продавщицы, разговаривая с ней о том, какие у нее красивые глаза; в речь вставлять слова десять и сто в последовательных парах; выбрать товар, который стоит больше десяти рублей, и постараться быстро прибавить свою десятку к деньгам, которые лежат в кассе. Думаю, что это могло сработать.

А если переформулировать ваш вопрос... Скажем, так: Часто ли гипноз используется с плохими целями?.

Тогда ответить можно: Часто, но не всегда осознанно. Человеку, находящемуся в измененном состоянии сознания, можно дать программу умирания. В прошлом веке это было подтверждено экспериментами над преступниками, приговоренными к смерти. Мне доводилось слышать такие примеры и из нашего времени от людей, заслуживающих доверия... Иногда это называют сглазом или порчей, но в основе таких случаев (из тех, которые мне известны) лежит гипноз.

Я знаком со многими экстрасенсами, видел, как они работают. На 95 процентов их эффективность можно объяснить применением тех методик наведения и использования транса, которые вам известны.

Если бы на вас посмотрел посторонний наблюдатель в то время, когда вы делали упражнение на совмещение якорей, он вполне мог бы посчитать нас колдунами, да еще какими! Да выи сами вели себя, как шаманы: берете из памяти человека неизвестно что, заменяете его непонятно чем, и человеку становится легче... Помните только, что шаман работает эффективно до тех пор, пока он сам не поверил полностью в то, что он делает. И, заканчивая тему отрицательного применения гипноза, я хотел бы сказать, что люди просто не понимают силу своих слов.

Доктор В. Хмелевский рассказывал нам такой случай: в пивном ларьке подвыпивший клиент поругался с продавщицей насчет правильности сдачи. Они долго спорили, потом продавщица с чувством бросила ему мелочь, сказав при этом: Чтоб у тебя это пиво с кровью вышло!.

Мужчина оказался весьма внушаем, и уже назавтра побежал к врачу, обеспокоенный красным цветом мочи... Бытовое хамство приносит больше вреда, чем гипноз.
Вопрос из зала: Если я сам захочу избавиться от какого - то воспоминания или чувства, могу ли я провести совмещение якорей самостоятельно, без партнера?
С. Горин: Можете, но те варианты якорной техники, которые я вам дал, предназначены все же для работы с партнером. Нужно контролировать глазодвигательный стереотип двух состояний, а у себя вы этого сделать не сможете, так что не будете уверены в том, что с чем вы совмещаете.

Я мог бы дать вам якорные техники, подходящие для работы с самим собой, но я поступлю по-другому; мы займемся изучением самогипноза.
Резюме: гипнотические словесные шаблоны, модель Милтона Эриксона.
(По Дж.Гриндеру, Р.Бэндлеру, сокращ.)
1. Основные шаблоны неопределенной речи.
А. Использование неопределенных слов:
Существительные, прилагательные и наречия, не относящиеся к опXеделенной модальности: Знания, любовь, обучение, подсознание, интересный, любопытно, трудность, решение, впечатление, способность, переживание и т. д..
Неопределенные глаголы: Делать, сосредотачиваться, решать, расслабляться, изменяться, удивляться, понимать, думать, осознавать, учиться, вспоминать, переживать, знать и т.д.
Трюизмы и неопределенные обозначения: Все могут расслабляться, Этому можно легко научиться, Вы можете осознать некое ощущение.
Б. Особая организация речи:
Причинно - следственное связывание необязательного тина: использование союза и (Вы слышите мой голос и можете начать расслабляться).
Причинно - следственное связывание более обязательного типа: использование оборотов тогда как, когда, в течение, в то время как, по мере того как (В то время как вы сидите и улыбаетесь, вы начинаете погружаться в состояние транса).
Причинно - следственное связывание наиболее обязательного типа: использование слов заставляет, причиняет, требует (Покачивание головой заставляет вас еще больше расслабиться).
В. Ограничение диапазона представлений слушателя:
Сверхобобщенные понятия: использование слов все, каждый, всегда, никто, никогда и т. п. (И теперь вы можете любым способом погрузиться в состояние транса).
Понятия, обозначающие отсутствие выбора: использование слов типа нужно, должно, обязаны, не можете, не будете (Вы заметили, что не можете открыть глаза?).
2. Дополнительные шаблоны наведения и ис пользования транса.
А. Предположения:
Подчиненные предложения, указывающие на время - обороты речи типа до того как, после того как, по мере того как, в течение, прежде чем и др. (Не хотели бы вы присесть, в то время как вы будете погружаться в состояние транса?).
Использование порядковых числительных. (Может быть, вы удивитесь тому, какая половина вашего тела начнет расслабляться первой ).
Иллюзия выбора - использование союза или (Вы хотите погрузиться в транс с открытыми или с закрытыми глазами?).
Предписание сознания - использование слов знать, понимать, осознавать и т. п. (Осознаете ли вы, что ваше подсознание погружает вас в транс?).
Предположение в вопросе. (Приятен ли вам процесс расслабления? Как глубоко вы погрузились в транс).
Глаголы, относящиеся к течению процесса - начинать, продолжать, завершать и т.п. (Вы можете продолжать расслабляться).
Комментарии с помощью прилагательных и наречий - удачно, к счастью, искренний и т.п. (Хорошо, что вы так успешно погружаетесь в транс. И у вас появляются искренние бессознательные движения).
Б. Речевые шаблоны, опосредованно возбуждающие реакцию.
крытые команды. (Можете начать расслабляться. Я не знаю, как скоро вы почувствуете себя лучше).
Инструкции, рассеянные в тексте (техника рассеивания).
Разговорные постулаты (вопросы, рассчитанные на ответы да или нет, но обычно вызывающие более развернутый ответ) (Вы не могли бы закрыть глаза и расслабиться?).
Расплывчатость выражений. (Все правильно, так и должно быть, вы уже начали расслабляться).
В. Метафоры и цитаты.
Передача смысла в подсознание через метафору. (В то время, когда вы путешествуете в автобусе, ваши глаза устремлены вперед, поза застывшая, и шум двигателя автобуса заставляет вас расслабиться и уснуть").
2) Использование цитат. (И тогда он подошел ко мне показал: "Войди в транс!").



Содержание раздела