d9e5a92d

Расширение своих визуальных возможностей


Время шло, Мальябекки читал все быстрее и быстрее, запоминая при этом все большее количество книг. В конечном счете, он стал настолько знаменит той скоростью, с которой поглощал и усваивал знания, что специалисты по всем направлениям науки стали приезжать к нему с различными просьбами. Какой бы ему ни задавали вопрос, Мальябекки тут же отвечал, приводя дословные цитаты из тех книг, которые прочитал и автоматически запомнил.
Слава его ширилась, и в конечном итоге Великий герцог Тосканский нанял его на должность личного библиотекаря. Чтобы как-то совладать с огромным объемом материалов, составлявших книжное собрание правителя Тосканы, Мальябекки решил развить свою способность к быстрому чтению до почти сверхчеловеческих высот. Современники вспоминали, что ему было достаточно один или два раза "мазнуть" страницу взглядом, и он запоминал ее целиком к великому изумлению тех, кому дано было наблюдать это зрелище.

Утверждалось, что ему удалось прочитать и запомнить все содержимое огромного книгохранилища.
Подобно большинству гениев, Мальябекки по мере того, как становился старше, продолжал развивать свои способности. Чем больше он читал и запоминал, тем быстрее был способен читать и тем больше мог запомнить. Молва утверждала, что в преклонные годы он имел обыкновение лежать в постели, окруженный фолиантами, каждый из которых проглатывал менее чем за полчаса, сразу запоминая прочитанное, и так до тех пор, пока не засыпал. Мальябекки продолжал это
занятие вплоть до смерти, наступившей в 1714 году, когда ему был 81 год.
Если система "глаз/мозг", которой обладал Мальябекки, позволяла ему добиться таких невероятных достижений в области чтения и запоминания, то почему большинство из нас ползают по страницам книг со скоростью, заставляющей выглядеть неграмотными по сравнению с этим итальянцем?
Ответ, очевидно, лежит не в отсутствии базовых способностей, а в том факте, что мы энергично, хоть и невольно, обучили себя читать медленно. Иными словами, мы приняли как систему убеждений такие навыки чтения и стереотипы поведения, которые свели на нет нашу способность читать с любой скоростью при надлежащем понимании.
Евгения Алексеенко
В своей книге "Как сдавать экзамены" чемпион мира по запоминанию Доминик 0'Брайен приводит невероятную историю Евгении, достижения которой выглядят сегодня сопоставимыми с теми, которых добился Мальябекки 350 лет назад.
По словам одного из ведущих специалистов Академии наук в Москве, "эта поразительная девушка умеет читать значительно быстрее, чем ее пальцы в состоянии перелистывать страницы, и если бы ей не приходилось притормаживать себя для выполнения этого действия, она могла бы читать со скоростью 416 250 слов в минуту".
В киевском Центре исследования мозга для Евгении был приготовлен специальный тест, которому она подверглась в присутствии нескольких ученых. Они были уверены, что молодая девушка ранее не читала приготовленные материалы тестирования, поскольку это были экземпляры общественно-политических и литературных журналов, которые появились в киосках и магазинах прямо в тот день, когда Евгению изолировали в одном из помещений Центра, где проводилось тестирование.
Чтобы сделать ее задачу еще труднее, ученые привлекли к делу малоизвестные и старинные книги, а также произведения, недавно опубликованные в Германии и переведенные затем на русский, единственный язык, которым владела Евгения.
Пока девушка отдыхала, экзаменаторы несколько раз прочитали материалы тестирования и составили обширные заметки по поводу их содержания. Затем они положили перед ней две страницы из перечисленных текстов, чтобы убедиться, насколько быстро девушка сумеет прочитать их.
Результат ошеломил их ничуть не менее, чем в свое время доктор Лиис студентку Эвелин Вуд или чем Антонио Мальябекки своих современников. Евгения прочитала 1390 слов течение одной пятой секунды за время, которое требуется чтобы моргнуть. Ей было также предложено несколько журналов, романов и критических обзоров, которые она опять-там прочла без всяких видимых усилий.


Один из экзаменаторов написал: "Мы выпытывали у нее всяческие подробности, и часто это была сугубо техническая информация, которую нормальный человек ее возраста никогда не сможет понять. Тем не менее, ответы, которые давала тестируемая, доказывали, что она все прекрасно понимает".
Любопытно, но никто и не догадывался об уникальной способности этой юной особы, пока ей не исполнилось 15 лет. Именно тогда отец дал Евгении прочитать длинную газетную статью. Когда через две секунды она вернула ему газету, сказав, что текст показался ей интересным, отец решил, что девочка шутит.

Однако ее ответы на вопросы, которые отец задал по поводу содержания газетной публикации, оказались правильными.
Сама Евгения признается: "Понятия не имею, в чем мой секрет. Страницы сами залетают мне в голову, и я запоминаю скорее "смысл", чем точный текст. У меня в мозгу происходит какой-то вид анализа, который я, по правде говоря, не могу объяснить. Но у меня такое чувство, будто у меня в голове целая библиотека!"
РАСШИРЕНИЕ СВОИХ ВИЗУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Из главы 6 вы узнали, что ваши глаза в состоянии уловить больше слов в расчете на одну горизонтальную приостановку. Сейчас вам предстоит перейти к серии упражнений, которые докажут, что ваши способности восприятия идут гораздо дальше нынешних хотя и значительных возможностей (см. 8).
Измерение своего горизонтального и вертикального видения
Вначале, глядя прямо перед собой, сфокусируйтесь на самой удаленной, насколько это возможно, точке, и в это же время сведите вместе кончики двух указательных пальцев по горизонтали и разместите их прямо перед собой на расстоянии 78 см от переносицы. Начните вращать кончики пальцев и медленно отдаляйте их друг от друга по горизонтальной линии, оставляя глаза сфокусированными на той же самой удаленной точке. Остановитесь в момент, когда не сможете больше видеть "уголками глаз" движения кончиков пальцев, и замерьте расстояние между ними, которое и есть величина вашего горизонтального видения.
Во второй части этого упражнения проделайте то же самое, на сей раз размещая кончики пальцев вертикально, и вновь вращайте их и медленно отдаляйте друг от друга до тех пор, пока будете не в состоянии видеть движение пальцев. Лишь в этот момент остановитесь и замерьте величину своего вертикального видения. Выполните оба упражнения немедленно.
Результаты
Поразительно, не правда ли? Люди часто обнаруживают, что их горизонтальное видение простирается до того места, куда они в силах дотянуться, когда разведут руки. Вертикальное видение немного короче, но лишь из-за надбровных дуг.
Как такое возможно?
Ответ лежит в строении человеческого глаза. В сетчатке каждого из глаз имеется 130 миллионов рецепторов света или, иначе говоря, фоторецепторов, а это значит, что в общей сложности у вас имеется 260 миллионов таких рецепторов.
Как вы думаете, какой процент из них отводится под "четкое" или центральное зрение, а какой служит "боковому" или периферическому зрению? Выпишите свои ответы чуть ниже:
Процент
Центральное зрение:.....
Боковое зрение:.....
На самом же деле под четкое центральное зрение отводится всего 20 процентов вашей системы "глаз/мозг", в то время как остальные 80 процентов обслуживает периферическое зрение. Значит, из тех 260 миллионов фоторецепторов света, которые должны работать на вас, свыше 208 миллионов заняты периферическим зрением{Автор не указывает, что центральное зрение реализуется, в основном, фоторецепторами под названием "колбочки", одновременно обеспечивающими цветовое зрение, а периферическое так называемыми "палочками", которые обеспечивают сумеречное зрение; в отличие от колбочковых клеток они обладают большей чувствительностью, но не воспринимают цвета (примеч. перев.).}
Почему для него выделяется такая большая доля рецепторов? Причина в том, что большинство событий во Вселенной происходит вне центрального поля зрения, и для вашего выживания очень существенно, чтобы мозг был в. состоянии готовности к любому изменению в окружающей среде и мог направить вас поближе к тому, в чем вы нуждаетесь, и подольше от грозящей опасности.
При традиционных методах обучения чтению мы концентрировались только на центральном поле зрения, тем самым пуская в ход менее 20 процентов доступного потенциала своих визуальных возможностей, да и эта малая доля используется нами не так, как надо.
Зато большие мастера чтения вроде Антонио Мальябекки, Джона Стюарта Милля и президента Кеннеди научились применять мощные и неосвоенные возможности периферического зрения. Вы вполне в состоянии сделать то же самое.
Как видеть умственным взором
Сейчас вам предстоит выполнить эксперимент из области восприятия, который удивит и изменит вас на всю оставшуюся жизнь. В этом эксперименте вы будете отключать свой мозг от четкого центрального поля зрения и активно смотреть умственным взором.
После прочтения данного абзаца перейдите к странице, где находится 9, и поставьте палец прямо под словом "себя" в середине этой страницы. Удерживая зрение полностью сфокусированным на этом центральном слове:



Содержание раздела