d9e5a92d

Правила выполнения упражнения метод штурма


На рис. 24 мы уже видели в сопоставлении схемы движения взора при медленном и быстром чтении. Движение взора по центру страницы обеспечивает наиболее эффективную стратегию чтения.

Если посмотреть со стороны на человека, читающего быстро, создается впечатление, что он как бы разрезает подбородком страницу сверху вниз. Но если внимательно наблюдать этот процесс длительное время, то можно заметить, что иногда глаза читающего слегка отклоняются от вертикали—то вправо, то влево.

Такое чтение можно объяснить следующим образом.
Когда глаза читающего двигаются вертикально по центру страницы идет
восприятие текста и его опознание в соответствии с имеющимися в памяти эталонами.
Но вдруг взгляд отклонился от вертикальной линии, а глаза побежали по строчке, впитывая существенно новую информацию. Глаза выполняют непроизвольную команду мозга.

Тут же, мгновенным перебором было установлено: в кладовой памяти нет таких сведений. Прочитанные данные представляют интерес и должны быть осознаны более глубоко Но как только это сделано, можно вновь вернуться к вертикальному чтению. Возникает вопрос, как часто отклоняются глаза от генерального вертикального движения
Наблюдения показывают, что у обученного человека это происходит достаточно редко. Причина-избыточность текста. Найти и обработать только содержательную часть текста — вот задача быстрого чтения.

И навык вертикального движения глаз—один из наиболее эффективных путей решения этой задачи.
В основе упражнения Метод штурма лежит создание стрессовой ситуации. На чтение одной страницы книги отводится только 15 сек И за это время вы должны действительно прочитать, а не просмотреть и не пробежать
Представьте себе, что вы находитесь в лабиринте. Долгое время вы ищете выход, силы на исходе, осталась последняя спичка. Наконец вы подошли к указателю, где записаны правила выхода из лабиринта. За 15 сек которые горит спичка, вы должны успеть прочитать, понять и запомнить инструкцию От этого зависит ваша жизнь.

Максимальная мобилизация всех сил внимание и сосредоточенность. Вы приготовились, начали чтение
Приведенная выше ситуация и представляет собой упражнение Метод штурма, с той только разницей, что прочитать в таком режиме нужно не одну страницу, а 10-12 книг объемом 50-100 страниц каждая Что читать? Как отмечать время? Что понимать в прочитанном?

Давайте вместе разберемся в этих вопросах.

Правила выполнения упражнения Метод штурма
1. Необходимо подготовить 10—12 книг научно-популярного характера объемом 50—100 страниц каждая. Желательный формат книги—такой же, как у этой.
2. Первые две-три книги необходимо предварительно подготовить—сделать разметку: провести простым карандашом легкие линии вертикально сверху вниз по центру каждой страницы.
3. Читать книгу, затрачивая на чтение каждой страницы не более 15 сек.
4. Время чтения каждой страницы фиксировать по секундомеру, расположенному в поле зрения. Можно записать на магнитофоне отметки времени.

Можно, что более предпочтительно, взять интегральное время на чтение всей книги. Например, 100 страниц прочитать за 25 мин.
5. Главное при таком чтении—строго вертикальное движение глаз по центру страницы с полным охватом всего поля текста. Фиксации гла —их остановка и частично горизонтальные движения—допустимы, но только в местах с наибольшей информативной плотностью.
6. Полностью понимать и усваивать прочитанное при таком чтении пока не нужно. Следует помнить, что метод штурма—это не способ чтения, а только методический прием, формирующий навык вертикального движения глаз по центру страницы.
7. Каждая книга читается вами от начала до конца без перерыва. По окончании чтения надо письменно ответить на следующие вопросы: название книги, ее автор, выходные данные, о чем эта книга и какие наиболее интересные события, факты, явления вам запомнились?
Упражнение 6.3. Вертикальные движения глаз
6.3.1. Ежедневно читать одну книгу объемом 50—100 страниц методом штурма, развивая вертикальное движение глаз.

Понимать прочитанное пока не нужно.
6.3.2. Ежедневно читать одну-две книги объемом 100—150 страниц методом штурма, используя только вертикальное движение глаз.



Постараться усвоить основной смысл прочитанного.
Определение скорости чтения
Как обычно, приготовьте секундомер, тетрадь, ручку. Сейчас вы будете читать текст, приведенный ниже.

Этот текст набран узкими колонками, что поможет вам организовать при его чтении строго вертикальное движение глаз с полным охватом всей колонки. Читайте смелее.

Помните: ваша задача— найти в тексте ответы на вопросы, поставленные в блоках интегрального алгоритма чтения.
Время начала чтения____________________
Время окончания чтения ________________
Время чтения текста ____________________

Теперь запишите в тетрадь ответы на приведенные в приложении 5 десять вопросов и подсчитайте скорость чтения по известной вам формуле. Внесите результаты в свой план и график роста скорости чтения.
Контрольный текст № 6 Объем 2700 знаков
ДВА СЛОВА О МОДНОМ ФРЕЙДЕ
Основное для Фрейда не сознание, а бессознательное. Личность человека как бы трехслойна.

Оно — комплекс инстинктивных желаний, рвущихся наружу. Эго, то есть я,— сознание, удерживающее эти инстинкты в разумных, человеческих границах. И супер-Эго, сверх-я — то, что сознательно усваивается человеком от других людей,— требования общества, социальные нормы и т. д.
В жизни человека действует принцип реальности, говорит Фрейд. Нельзя жить по законам Оно: тогда мы потеряем человеческий облик.

Но, с другой стороны, немыслимо всегда соблюдать требования Супер-Эго — мы же люди, а не автоматы!
Однако Супер-Эго давит на нас: Делай, как надо! Мы не можем на практике не нарушать его требований—но испытываем при этом тревожность (фрустрацию), чувство вины.

Включаются механизмы защиты, самооправдания, компенсации. Например, мы забываем то, что подсознательно хотим забыть.
Эго вынуждено действовать на два фронта: сдерживать рвущееся вперед Оно и в то же время примирять максимализм Супер-Эго с естественным стремлением сохранить индивидуальность. Но Супер-Эго не сдержишь — вот и приходится искать обходные пути, увертки. Какая уж тут гармония!

Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад,а Щука тянет в воду...
Вам, конечно, уже ясно, в чем важнейший просчет теории личности Фрейда. Социальная природа психики в целом начисто отрицается.

Оно, то есть желания, переживания — все, что лежит за пределами разума,—объявляется агрессивно внесоциальным и в то же время глубоко биологическим. А социальные компоненты сознания (Эго), хотя они как будто и органичны, становятся у Фрейда источником постоянной внутренней дисгармонии личности.

Социальное и биологическое вечно-де воюют в человеке.
Советские психологи, анализировавшие взгляды Фрейда, не раз отмечали: эта картина реалистична, но она типична для человека с патологическими отклонениями в структуре личности, для невротика. Фрейд был врачом, психиатром, имел дело с нервнобольными, и медицинская специальность сослужила плохую службу Фрейду-теоретику.

Впрочем, и у нервнобольных Оно никак не сводимо к одним только биологическим потребностям, врожденным инстинктам.
Но эта картина реалистична и еще в одном отношении. Социальность социальности рознь.

И если Супер-Эго отражает систему требований буржуазного общества, социальные нормы, диктуемые правящим классом.
Эго, а проще — личность — может их не принимать, отталкивать,хотя и вынуждено к ним приспосабливаться. Но такая неустроенность личности не имеет ничего общего с универсальными общечеловеческими законами психики: она исторически и социально обусловлена, она — отражение в психике человека неустроенности самого общества, противоречий между господствующей идеологией и классовым сознанием.

Вот этого-то не смог увидеть Фрейд.
И тем не менее он сделал большое дело для современной психологии тем, что привлек ее внимание к слою, лежащему между сознанием и автоматическими, полностью бессознательными процессами, и тем помог перекинуть мостик между душой и механизмами поведения, деятельности. Фрейд, можно сказать, •подкопался под пограничный столб между сознанием и несознанием.
Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка.—М., 1984.—С. 118—119.




Содержание раздела