d9e5a92d

Минимальный тренировочный комплекс


Как же научиться этому? Возможно ли сознательно вызывать подобное состояние озарения? Мы отвечаем на этот вопрос утвердительно.

Да, возможно. Более того — нужно уметь вызывать состояние озарения именно в те часы и минуты, когда это необходимо.
Как же сознательно формировать такое состояние?
В основе программ Сатори и Ультра-рапид лежит формирование принципиально иного типа восприятия текста, основанного на идее полного слияния с ним в условиях состояния сверхсосредоточения. Это достигается использованием следующих методов:
— функциональная музыка и аутогенная тренировка;
— словесное внушение (суггестия) и подпороговое воздействие;
— использование биологически активных препаратов;
— обучение навыкам динамической медитации и активизации цветного зрения с развитием визуального мышления;
— тренировка сверхвнимания и сверхзапоминания, а также активизация положительных эмоциональных состояний на уровне подсознания.
В целом разработка указанных выше программ предусматривает не только ускорение чтения, но и, главным образом, активизацию творческого мышления. По каждой из указанных выше программ предполагается подготовка и издание соответствующей книги.


Упражнение 10.1. Минимальный тренировочный комплекс
Предлагаемый комплекс упражнений выполняется через месяц после подведения итогов обучения. Комплекс упражнений рассчитан на одну неделю. Периодичность занятий 1 раз в месяц в течение одного года. Впоследствии можно продолжить его выполнение, если вы почувствуете в этом необходимость.

Полезно проводить тренировки по указанной программе после длительного перерыва, например после болезни или по иным причинам.
10.1.1. Созерцание зеленой точки. Выполняется в течение всей недели тренировочного комплекса.

Следует обратить особое внимание на аккуратное проведение подготовительного этапа: аутогенную тренировку и медленное, спокойное чтение текста. Достижение состояния ясного сознания и способности видения всей страницы—свидетельство успешности ваших тренировок.
10.1.2. Первые два дня недели ежедневно 1—1,5 часа читать различные тексты с одновременным выстукиванием ритма.

Закончив чтение отдельных текстов, излагать содержание прочитанного по блокам интегрального алгоритма чтения, формируя также доминанту.
10.1.3. Вторые два дня ежедневно 25—30 мин. работать с таблицами Шульте.

Читать ежедневно 1—2 книги методом штурма.
10.1.4. Заключительные два дня недельного тренировочного цикла посвятить упражнениям для тренировки внимания.

Выберите упражнения (не менее двух) из числа рекомендуемых в седьмой беседе.
10.1.5. В завершающий, 7-й день" недели тренировок рекомендуем для проверки результативности ваших занятий прочитать тройную ежедневную норму чтения, т. е. 6 газет, 3 журнала научно-технических или научно-популярных и 150—300 страниц любого текста.

Эффективность выполнения задания и будет свидетельством успешности ваших тренировок.
Контрольный текст № 10 Объем 9000 знаков
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ИНТУИЦИЯ
Образы бывают двух видов: образы-мысли и образы-представления. Почему мы вынуждены сделать это уточнение? Потому что есть между ними существенное различие. Одни из них (образы-представления) с самого начала существуют в мышлении как что-то целостное, нерасчлененное.

Другие (образы-мысли) возникают после того, как мы сознательно выделим — разумеется, при помощи речи — необходимые признаки данного предмета. Ребенок, еще не знающий геометрии, может иметь представление о треугольнике; когда он услышит это слово, в его сознании возникает соответствующий образ. Но такой образ не сопровождается знанием свойств треугольника, а возникает как случайное, общее, нерасчлененное впечатление.

Это и есть образ-представление.
В 1945 году психолог Жак Адамар обратился к ряду крупнейших математиков с просьбой рассказать о том, как протекает их творческое мышление. Вот что ответил Альберт Эйнштейн: Слова, как они пишутся или произносятся, по-видимому, не играют какой-либо роли в моем механизме мышления.

В качестве элементов мышления выступают более или менее ясные образы и знаки физических реальностей. Эти образы и знаки как бы произвольно порождаются и комбинируются сознанием.



Существует, естественно, некоторая связь между этими элементами мышления и соответствующими логическими понятиями. Слова и другие символы я старательно ищу и нахожу на второй ступени, когда описанная игра ассоциаций уже установилась и может быть по желанию воспроизведена.

Это очень характерное высказывание, ясно демонстрирующее кухню творческого мышления ученого: он оперирует не логическими понятиями как таковыми в их языковой или другой форме, а образами, точнее, образами-мыслями.
Образ-представление и образ-мысль различаются весьма заметно по той роли, которую они играют в мышлении. Можно сказать так: образ-представление исчерпывает содержание и возможности наглядного мышления.

А образ-мысль служит опорой, материалом для рассуждения. Мышление такого рода называется дискурсивным (расчлененным). Типичный пример его—решение известной американской задачи, где каждой букве придано цифровое значение:

В процессе решения такой задачи приходится все время рассуждать развернуто, примерно так: Если при сложении двух чисел s и m мы переходим в новый разряд, то, значит, т не может быть ничем иным, кроме 1. Но тогда s — это или 9 (если в этот разряд не перенесли единицы из низшего), или соответственно 8.
Иначе говоря, здесь мы оперируем с готовыми, привычными, автоматизированными понятиями: 1, 2, ..., 8, 9... Мы рассматриваем отдельные их свойства—развертываем, сравниваем их, сочетаем—свертываем в новую мысль.

И все это делаем дискурсивно, с помощью чистой логики, без новых данных из внешнего мира. Таким же дискурсивным мышлением мы вынуждены пользоваться при решении многих логических задач.
В любой интеллектуальной деятельности образы-мысли играют большую роль. Но есть такие виды деятельности, где они выступают заведомо на первый план.

Например, в игре в шахматы.
ЧТО ВИДИТ ШАХМАТИСТ?
Конечно, при игре в шахматы совершенно невозможно дискурсивное рассуждение. Подсчитано, что в середине партии шахматист должен выбрать ход из 40—50 возможных. Если учесть только один ответный ход противника получится уже 1600 возможных сочетаний, а если два хода — 256 000!

Конечно, мы не перебираем все эти сотни тысяч теоретически возможных ходов. Шахматное мышление работает иначе.

Б. М. Блюменфельд, специалист по психологии шахмат и сам сильный шахматист, писал, что рассуждение шахматиста выглядит примерно так: Я иду сюда (представление ситуации на доске). Он идет туда (представление ситуации на доске)... Что же такое здесь представление ситуации?

Это очень свернутый, часто просто не переводимый в речевое мышление образ — не просто зрительный образ доски со стоящими на ней фигурами, а, условно говоря, образ шахматного боя. В этом образе шахматист подсознательно учитывает и относительную ценность фигур, и их взаимное расположение, и динамику, то есть потенциальные возможности оперирования ими, и многое другое.

Причем совершенно не обязательно, чтобы образ включал в себя все детали ситуации, складывающейся на доске. Наоборот, Б. М. Блюменфельд приводит три позиции, взятые из трех турнирных партий, где расположение фигур совершенно различно, но образ, возникающий в уме шахматиста, примерно одинаков: Во всех трех — в первой из них черные, а в слеLующих двух белые — проводят комбинацию, основанную на одной и той же наглядной идее: путем жертвы достигается как бы перелет ферзя через препятствие с одного фланга на другой.
Откуда здесь берется образ-мысль? Конечно, он результат автоматизации прошлой словесной или же бессловесной дискурсивной мысли.

Мастеру приходит в голову, у него всплывает тот или иной выгодный вариант; но это или означает, что он в детстве, учась играть в шахматы, продумывал в числе других и такой вариант, долго изучал, применял неоднократно, пока выгодный вариант не перестал выступать в сознании шахматиста как совокупность ходов и не превратился в единый образ; или же что месяц, год, пять лет назад он, разбирая чью-то чужую партию, проанализировал и запомнил аналогичную позицию; или, наконец, что он просто перенес в данную партию вариант, сыгранный в другой партии.
Итак, в шахматах видение, то есть использование образа-мысли, и мысль, расчет все время чередуются. Шахматный расчет в принципе ничем не отличается от обычного речевого мышления, Только он несколько более свернут. Если, например, я своим ходом угрожаю одновременно королю и другой фигуре противника, то ответный ход, который я рассматриваю за противника, будет тот, который отражает угрозу королю, а не другой фигуре, хотя бы ценнейшей,— ферзю.

Ясно, что это свергнутое умозаключение, выполняемое мгновенно и без необходимости проверки правильности его (Б. М. Блюменфельд).
Шахматное мышление — пример так называемого наглядно-действенного мышления. Другой его пример — мышление полководца.
ИНТУИЦИЯ НАПОЛЕОНА
Особенности умственной работы полководца таковы, что он не может заранее планировать в деталях все свои действия. Полководец вынужден быстро разбираться в сложной ситуации и мгновенно находить правильное решение. Такое решение иногда относят за счет интуиции или вдохновения.

Например, немецкий теоретик военного дела генерал Клаузевиц прямо заявил, что на войне мышление отступает на второй план, а преобладает интуиция, которая есть не что иное, как искусство.



Содержание раздела