d9e5a92d

Нормативы скорости чтения


В одной из заметок Литературная газета писала: Пять тысяч знаков в минуту — такова скорость чтения у инженера Блохина. Объясняя сущность своего метода, Блохин сказал: Я никогда не задумываюсь над прочитанным.
Выше мы уже говорили о сложности и многообразии процесса чтения. Есть и еще один взгляд на эту проблему.
Люди читают сотни веков, но только в наше время со всей остротой встала проблема повышения скорости чтения. В чем причина?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть те качественные изменения, которые произошли в процессах научной и массовой коммуникации, т. е. в процессах формирования и передачи печатной информации.
История развития человеческого общества — это прежде всего история развития формирования сокровищницы знаний путем переработки и сжатия информации. В обществе всегда циркулируют огромные потоки избыточной информации, не содержащей новых знаний.

Не надо думать, что перепроизводство информации — следствие современного научно-технического прогресса. История хранит много подобных фактов и в прошлом. Древние египтяне зафиксировали в папирусах столько сведений о свойствах треугольников и правилах оперирования числами, что усвоение этого материала оказалось просто невозможным для их современников. Выход нашли путем замены знаний конкретных случаев знанием общих и регулярно повторяющихся положений — закономерностей.

Так родилось новое направление J математике — алгебраические методы решения задач.
Из этого следует, что в условиях современного информационного кризиса, возникшего из-за избытка информации, чтение должно быть организовано таким образом, чтобы, отсеивая лишнее, мы умели выбирать лишь существенно новое, составляющее основу знаний, чтобы, используя инструмент мышления, закладывать в нашу память основы нового знания.
Изложенная здесь модель процессов обработки информации помогает объяснить, что такое быстрое чтение.
Итак, быстрое чтение — это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами. Таким образом, быстрое чтение — не поверхностное чтение по диагонали и не чтение кое-как, а активный созидательный понятийный процесс, в ходе которого читатель анализирует факты, суждения, приводит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания.

Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению требует не только решения задач управления анализаторами: речевыми, слуховыми, зрительными, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности, т. е. операций извлечения и обработки достаточной и необходимой для читателя информации, заложенной в тексте его автором.
Именно потому часто оказывается, что быстрое чтение, как это ни парадоксально, обеспечивает более высокое качество усвоения прочитанного, нежели чтение медленное.
Известный советский психолог Л. С. Выготский еще в 1931 г. писал:
Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения.
В освоении техники быстрого чтения весьма важном является понятие навыка.Что такое навык? Психология определяет навык как автоматизированный действия, выполняемые как бы без всяких усилий.Человек уже с детства формирует у себя систему навыков. Мы без усилий передвигаемся, ездим на велосипеде, плаваем и т. п.
Важным является также то обстоятельство, что навык, будучи сформирован и закреплен однажды, действует уже всю жизнь. Например, если вы научились плавать, то умение держаться на воде сохранится у вас в любой ситуации.

Оказавшись в воде случайно, например когда вас толкнут приятели с пристани, даже в одежде и обуви вы будете все же держаться на поверхности, не захлебнетесь, не пойдете ко дну, в отличие от людей, не обладающих таким навыком.
Нечто подобное происходит и в нашем случае. Освоив метод быстрого чтения, вы будете быстро читать всегда, всегда удерживаясь на поверхности океана информации, не позволяя ему захлестнуть вас.



Вместе с тем вы не становитесь рабом скорости чтения. Каждый раз вы регулируете скорость своего чтения в зависимости от вида текста и цели чтения.
В определении того, что считать быстрым, а что медленным чтением, мы исходим из шкалы скоростей, приведенной в табл. 1.
Таблица 1
Нормативы скорости чтения

Курс быстрого чтения позволяет в среднем увеличить скорость чтения в 3 раза по сравнению с первоначальной; как правило, учащиеся достигают скорости чтения в 3000 знаков и более в минуту (3000 знаков — это примерно 500 слов). Такой темп позволяет прочесть за час около 100 книжных страниц среднего формата.
Ну, а теперь настало время определить начальную скорость чтения.
Определение начальной скорости чтения
Что такое скорость чтения?
Мы определяем ее как количество знаков, прочитанных в единицу времени с учетом качества усвоения прочитанного. Ее можно подсчитать по формуле: V=(Q/T)*K
где V—скорость чтения; О—число знаков в тексте (объем); Т—время, затраченное на чтение текста (в минутах); К.—коэффициент понимания.
Под знаком понимается каждая буква и цифра текста (кроме знаков препинания). В некоторых пособиях скорость чтения измеряется в словах.

От одной единицы измерения к другой можно легко перейти, зная соотношение между ними.
Известно, что в русском языке слова в среднем состоят из шести букв. Если, например, скорость чтения равна 600 знакам в минуту, то скорость чтения в словах будет 100 слов в минуту (600:6).

Время чтения можно измерять секундомером, в крайнем случае часами с секундной стрелкой.
А что такое коэффициент понимания? Нам уже известно, что быстрое чтение — это осмысленное чтение при глубоком усвоении прочитанного. В процессе обучения нужно постоянно измерять не только время чтения, но и качество усвоения. Как следует из приведенной формулы, скорость чтения неразрывно связана с пониманием прочитанного.

Коэффициент понимания определяется анализом ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. При правильном ответе на все 10 вопросов К равняется 1, на 8 вопросов— 0,8 и т. д. А теперь, внимание!
Приготовьте секундомер, тетрадь, ручку. Сейчас вы будете читать приведенный ниже текст № 1 (объем 800 знаков), а затем отвечать на вопросы.

Запишите время начала чтения или включите секундомер.
Контрольный текст № 1 Объем 800 заков
МЕДАЛЬОН... ОТ КОМАРОВ
Пластмассовый предмет, названный медальоном, скорее напоминает продолговатую зажигалку, чем украшение. Пользуясь им в лесу или на рыбалке, можно не опасаться комаров.

Будто невидимая рука отгоняет назойливую мошкару.
Устройство, созданное в студенческом конструкторском бюро Рижского института инженеров гражданской авиации, представляет собой импульсный излучатель ультразвука. Вставленная в его корпус микросхема по заданной программе варьирует частоту и амплитуду колебаний.

Они настолько слабы, что не причиняют какого-либо вреда человеку, но насекомые их ощущают и побаиваются. Это подтвердили экспериментальные исследования.
Необычный прибор, заменяющий химические репелленты, весит около 50 граммов, питается от батарейки Крона и способен непрерывно действовать несколько суток. Сейчас разработчики подыскивают партнеров, готовых
наладить серийный выпуск новинки.
Шпунгин С.// Вечерняя Москва.— 1989.— 20 мая.
Время начала чтения — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Время окончания чтения —— — — — — — — — — — — — — — — — —
Время чтения текста — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
При переводе количества секунд в десятичные доли минуты пользуйтесь приведенной ниже табл. 2.
Таблица 2

Теперь запишите в тетради ответы на все 10 вопросов, приведенных в приложении 5.
Текст больше не читайте.
По окончании проверки правильности ответов на вопросы определите свой коэффициент понимания и подсчитайте скорость чтения. Например, вы читали текст 45 сек. (0,75 мин.), правильные ответы даны на 6 из 10 вопросов:

V = (800/0,75)*0.6= 640 знаков в мин.
Запишите свою начальную скорость чтения в плане вашей работы (см. приложение 1) и отметьте ее на графике результатов обучения (см. рис. 1).
Итак, вы измерили свою скорость чтения. Сравните ее с нормативами, приведенными в табл. 1. Ваша скорость чтения очень низкая.

Не огорчайтесь. Посмотрите кругом.

Ваши друзья-одноклассники читают так же, возможно, многие еще медленнее. Давайте разберемся, почему мы так медленно читаем.

Особенности традиционных методов чтения
Можно выделить пять основных особенностей чтения.
1. Регрессии—это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст — как легкий, так и трудный, как бы для верности. При медленном чтении количество регрессий составляет от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения.

Большинство людей читают одинаково медленно и сложные и легкие тексты. Вот что писали американские исследователи, анализируя эту особенность чтения: многие читают одинаково медленно и квартальный отчет о расходовании горючесмазочных материалов, и статью в научном журнале о новом автомобильном двигателе, и художественный текст: роман А. Хейли Колеса, тогда как отчет требует краткого взгляда, чтобы увидеть итоговые цифры, научный текст требует другого подхода, так же как и художественный.



Содержание раздела