d9e5a92d

Что дает быстрое чтение


Что дает быстрое чтение
Сегодня пришел домой и решил попробовать читать методом быстрого чтения. И неожиданно получилось. Результат удивил меня. Случилось странное. Я не читал в традиционном смысле этого понятия, а быстро скользил глазами по тексту и при этом мгновенно анализировал: что нужно запомнить и что отбросить.

Строчки пробегали плавно и быстро, как титры в кино. Словно не было ни строчек, ни слов, а были факты, которые всплывали и врезались в сознание, в воображение как бы сами собой. Чтение шло легко и свободно, и это доставляло удовольствие — так писал в дневнике Виктор Панкратов, техник одного из ленинградских предприятий, самостоятельно освоивший метод быстрого чтения. Что же дает этот метод рядовому читателю?

Лучше всего на этот вопрос ответят те, кто уже работает по предлагаемой методике, а также бывшие слушатели курсов быстрого чтения.
Проведенные социологические исследования среди обученных убедительно доказали эффективность методики. Основное преимущество большинство видит в возможности ежедневно читать необходимый объем литературы.

Особенно много дает быстрое чтение учащейся молодежи.
Лаборант одного из предприятий г. Молодечно Минской области В. Причина писал нам: Техника быстрого чтения дала очень много. Скорость чтения возросла в несколько раз. Я успеваю за 1,5—2 часа в сутки прочитать 2—3 газеты, иногда журнал. Кроме того, удается быстро найти нужный материал в учебниках.

Часто читаю такое солидное издание, как Юманите. Смысл прочитанного понимаю гораздо быстрее, быстрее нахожу незнакомые слова в словаре. После просмотра телевизионных программ многие публикации в га зетах пробегаю мгновенно, поскольку они содержат знакомый материал. Намного улучшилась память. Стал замечать, что во время разговоров, бесед, встреч некоторые факты, слова, события всплывают в памяти как бы сами собой.

Иногда вспоминаю точные цитаты, казалось бы, ненужные в дальнейшем цифры целые высказывания. Внимание стало более стабильным: могу читать даже при работающем телевизоре. I
Приведенное высказывание достаточно полно отвечает на поставленный вопрос.
Мы уже знаем, что быстрое чтение используется не только для чтения научных и учебных текстов. Естественно, возникает вопрос: не ухудшается ли чтение художественной литературы?

Есть законное опасение, что человек, научившись читать быстро технические тексты, так же быстро будет читать и классическую художественную литературу. Не обеднится ли при этом восприятие? 1
Как показал опыт, подобные опасения напрасны. Человек, читающей быстро, не становится рабом скорости. Приобретая навыки быстрого чтения, он совершенствует и другие способы чтения.

А что касается глубины восприятия, то быстрое чтение развивает и эту особенность человеческой психики. Быстрое чтение приблизило нас к искусству,— писали освоившие этот метод,— так как эти занятия способствовали развитию образного мышления. Описания природы, сравнения, метафоры и эпитеты проходили ранее при чтении художественной литературы мимо нашего сознания.

Оказывается, мы раньше просто не способны были воспринимать их в тексте...
Освоение техники быстрого чтения действительно представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны психической деятельности человека. Образно говоря, в процессе обучения реализуется программа технического перевооружения мозга.

Происходит перестройка сознания, ломаются сложившиеся стереотипы мышления.
Наша заключительная, десятая беседа посвящена подведению итогов освоения техники быстрого чтения.
Как суммировать все, чему вы научились? Мы предлагаем золотые правила быстрого чтения, которые могут служить и дальнейшим руководством в совершенствовании техники чтения.
Семь золотых правил быстрого чтения
Первое — читать без регрессий.
Второе—читать по интегральному алгоритму чтения.
Третье—всегда выделять доминанту—основное смысловое значение
текста.
Четвертое—читать без артикуляции.
Пятое—читать вертикальным движением глаз.
Шестое—постоянно развивать свое внимание и память.
Седьмое—выполнять ежедневно обязательную норму: читать две


газеты, один журнал (научно-технический или научно-популярный) и 50—100
страниц любой книги.
Итоги обучения
Прочитайте заключительный текст № 10. Старайтесь читать внимательно. Мобилизуйте все свои силы, все умения, которыми вы владеете.

По его окончании определите скорость чтения по известной вам формуле и общий прирост скорости чтения за время обучения. Внесите эти данные в план занятий и на график.
Далее рекомендуем оценить особенности своего чтения в соответствии с тестом и подсчитать количество баллов. Сравните эти результаты с тем, что было в начале ваших занятий.
Для того чтобы провести детальный анализ отдельных этапов обучения, мы настоятельно рекомендуем вам ответить на вопросы анкеты-отзыва, приведенной в конце книги. Выполнив эту работу, вы отчетливо будете представлять себе свои достижения и неудачи. Например, как это часто бывает, вас огорчают трудности, связанные с вертикальным движением глаз. Ответив на все вопросы анкеты, вы наверняка найдете их причину.

Так, на вопрос, сколько часов начитали с одновременным выстукиванием ритма, вы записали — 8. Как известно, подавление артикуляции требует 15—20 часов чтения с одновременным выстукиванием ритма. Видимо, именно в этом кроется причина ваших трудностей. Подробный анализ анкеты поможет вам в дальнейшей работе над совершенствованием техники чтения.

Будем признательны, если вы направите эту анкету в адрес издательства.
Итак, вы подвели итоги своей работы. Позади недели напряженной творческой деятельности по совершенствованию механизмов своего мышления, всего аппарата умственной деятельности. Но вы не должны ограничивать этим свое обучение.

Что делать дальше? В конце этого раздела вы найдете упражнения для дальнейшего совершенствования техники чтения, а пока мы познакомим вас с нашими перспективными разработками, цель которых—освоение новых навыков интеллектуальной деятельности.
Программы Сатори и Ультра-рапид
Дальнейшее совершенствование методики обучения технике быстрого чтения привело нас к созданию еще двух ступеней программы: Сатори и Ультрарапид. Сатори — означает озарение. Ультра-рапид — сверхбыстрое чтение.

Нашей научной группой разработана программа, которую мы назвали Комплексная программа интеллектуального развития человека. Программа предусматривает три уровня обучения:
1-й уровень — начальное обучение технике быстрого чтения, скорость чтения 3000 знаков в минуту;
2-й уровень—программа Сатори, освоение скорости чтения 10000 знаков в минуту;
3-й уровень — программа Ультра-рапид, 20 000 знаков в минуту. Во всех указанных выше программах скорость чтения не является самоцелью и выполняет только роль контрольного показателя, фиксирующего результативность обучения.

Допустимым остается разброс показателя скорости чтения в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых в пределах 30% от указанных базовых значений. Теоретические основы разработанной концепции обучения базируются на следующих ключевых позициях:
— использование резервных возможностей человеческого организма на ней-рофизическом и биоэнергетическом уровнях; I
— активизация зрительного анализатора;
— возможность формирования новых, более эффективных программ умственной деятельности на основе теории установки;
— формирование нового кода, основанного на зрительных или каких-то иных представлениях;
— организация невербального, т. е. бессловесного, образного мышления;
— использование и развитие универсального предметного кода, а также промежуточного языка — языка мысли;
— воспитание и развитие сверхвнимания и сверхпамяти;
— воздействие в процессе обучения на уровне сознания, подсознания и сверхсознания обучаемых;
— поэтапное формирование нового комплексного навыка умственной деятельности.
Разработанная концепция, предусматривающая три уровня обучения, рассчитана на три года. Методика обучения носит универсальный характер и охватывает все возрастные группы и представителей всех профессиональных объединений.
Что же такое программа Сатори? Как установили ученые, успешность умственной деятельности в значительной степени зависит от психофизического состояния человека.
Пожалуй, каждый наверняка испытал в своей жизни состояние внутреннего подъема, когда все получается очень удачно Изучаемый предмет становится вдруг понятным и интересным, невозможно оторваться от учебника. Или изучаемая проблема вдруг вырисовывается четко и ясно и намечается путь ее решения.
Это состояние можно назвать творческое озарение, или сатори. Его природа лежит в сложном комплексе психофизиологических механизмов внутреннего состояния человека, оптимальное соотношение которых и обеспечивает это состояние внутреннего подъема — вдохновения.
В такие минуты мозг работает удивительно четко, решения, причем очень точные, подчас неожиданные, иногда противоречащие общепринятым нормам, возникают быстро. Изменяется и физическое состояние: тело становится сильным, ловким, послушным. Человека пронизывает особая легкость, радость, глубокая уверенность в своих возможностях.

Человек начинает чувствовать, что все ему под силу.



Содержание раздела