d9e5a92d

Противопоказания



6.7. Противопоказания
В йогических ашрамах Индии Учитель отсылает обратно тех учеников, которые кажутся ему неподходящими по причине психических или соматических расстройств. В основе такого отказа лежат, конечно, противопоказания, проистекающие из традиции, которые было бы интересно рассмотреть с позиций медицины.
Поскольку на сегодняшний день у нас нет достаточно обширного обоснованного перечня показаний для йоговской или медитативной терапии, то мы не располагаем и целенаправленными предписаниями по поводу их противопоказаний. Однако, изходя из того, что было изложено в главах с 3-й по 5-ю, возможно дать некоторые указания, которые напрашиваются a priori.
Исполнение любых асан должно сопровождаться оглядкой на болевые ощущения. Практика йоги ни в коем случае не должна причинять боль! При достижении болевой границы исполнение асаны должно быть приостановлено, что в первую очередь касается лиц, страдающих ортопедическими заболеваниями. Прежде чем приступать к интенсивной практике асан, необходимо выяснить состояние позвоночника, чтобы, к примеру, не допустить опасных пережимов A.vertebralis (позвоночной артерии).

Hanus и др. (1977) описывают случай закупорки A.vertebralis после сильного отклона головы назад при занятиях йогой с последующим инфарктом мозжечка и продолговатого мозга. Лица с повышенным артериальным давлением должны избегать упражнений, способствующих его дальнейшему повышению, к примеру, перевернутых поз и асан, при которых возрастает внутрибрюшное давление (см.3.3).
Только при нормальной, здоровой ситуации с обменом веществ допустимо приступать к пранаямам с пролонгированным выдохом.
Медитативные опыты должны следовать предписаниям, которые подобны тем, что рекомендуются при практике высших ступеней аутогенной тренировки или гипноза. Необдуманная, «дикая» медитация может иметь катастрофические психологические последствия. Ikemi и др. (1978) описывают такие негативные результаты йога- и дзен-медитации, как «высвобождение бессознательного материала», которым «затопляется» Я. Неподготовленная встреча с содержанием неосознаваемых переживаний может привести к дезинтеграции личности с последующими симптомами психоза или склонностью к суициду (что совпадает с действием некоторых наркотиков). Значение гуру в ашрамах йоги заключается также и в том, чтобы предохранить психическое развитие ученика от этих опасностей (что совпадает с функцией психотерапевта).

Медитацию, таким образом, могут практиковать психически здоровые лица со всеми предосторожностями, постепенно и по возможности под компетентным руководством.
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не следует думать, что физиология в состоянии исчерпывающе объяснить феномен йоги; йога включает в себя множество нефизиологических аспектов. Помимо практик воздействия на различные соматические и психические функции, в йоге содержатся также моральные и социально-психологические аспекты (см.2), а ввиду ее традиционной связи с системой санкхьи (см.1.1.) йогу можно рассматривать и с философских позиций.

В заключение можно попытаться дать краткую оценку йоги с различных точек зрения с учетом того, что было показано в предыдущих главах.
С точки зрения физиологии практика йоги представляет собой процесс функциональной актуализации психосоматики. Внимание, направленное на настоящее, концентративная установка на происходящее в данный момент, осознанная деавтоматизация автоматически протекающих процессов (поза, дыхание), в то время как мысленно и чувствами находишься где-то далеко, все это тренирует интеграцию психосоматики, что, с одной стороны, является предпосылкой для сознательного управления вегетативными функциями (напр., кровообращением, сердечной деятельностью, см.6.5.), а с другой, - совершенствует восприятие функционирования собственного тела.
Долгосрочные процессы адаптации (см.6.1-4.) можно понимать как реализацию тенденций к состоянию оптимального гомеостаза (Pasek, Romanowski 1971 ), так что в результате снижается подверженность всякого рода патогенным факторам - очень важный для медицины эффект физио- и психогигиены. При этом остается открытым вопрос, является ли это состояние гомеостаза чем-то таким, что можно натренировать, создать заново, или в терминах павловской физиологии выработать новый «нейро-вегетативный стереотип», или же практика йоги необратимо разрушает обусловленный культурой, приобретаемый в детстве и юности, нейро-вегетативный стереотип, характерный для перенапряженного стрессами «человека цивилизации».


В аспекте психологии посредством йоги тренируются те качества, которые на место лихорадочной, лишенной сосредоточенности и зависимой от множества внешних обстоятельств личности, ставят личность более устойчивую, которая владеет сосредоточением, самоконтролем и не зависит от внешних обстоятельств. В то время как наша культура требует от человека преимущественно активной жизни и допускает пренебрежение жизнью созерцательной, йога обучает последней, что могло бы привести к уравновешенному соотношению обеих.

Посредством медитации происходит «очищение восприятия» (см.5.4.), «деавтоматизация сознания» и, тем самым, также «очищение мышления». Присутствие в настоящем открывает возможности разрушения автоматизированного мышления, ориентированного на привычность и удобство, и делает человека более открытым к восприятию актуальных состояний и процессов, что, в частности, является предпосылкой для «более разумной регуляции обмена веществ с природой» (Маркс).
С медицинской точки зрения терапевтическая ценность свойственна многим элементам йогической практики. В целом ряде случаев психосоматических заболеваний особенно рекомендуется обращение к йоготерапии.

Необходимо систематическое изучение этих взаимосвязей и их клиническое обоснование, что подверждается весьма плодотворным опытом индийских институтов йоги.
С точки зрения философии представляется крайне затруднительным обсуждать в наших философских категориях малознакомые европейским философам основы брахманического или буддийского рационализма Индии. К тому же далеко еще не все философские тексты санкхьи или буддизма известны в Европе. Можно предполагать, что особый интерес для теории познания могла бы представлять взаимосвязь психологической и моральной причинности, как это решается в философии санкхья. Вопрос о том, как переживается объективная реальность при деавтоматизации сознании или, соответственно, что познается за пределами категориального мышления, мог бы, например, прояснить структуру социальной детерминированности человеческого познания.

Вероятно, можно было бы конкретнее подойти к проблеме влияния моральных категорий на человеческое поведение и, тем самым, к структуре технической цивилизации.
Практика йоги, таким образом, с точки зрения физиологии может быть рекомендована к применению в физио- и психотерапии соответственно как метод физио- и психогигиены. Более фундаментальные исследования физиологических связей должны иметь своей целью научное обоснование рекомендаций по показаниям и противопоказаниям йоги.
8. ГЛОССАРИЙ
Здесь используется общепринятая в настоящее время международная транслитерация санскрита, так как в рамках этой книги точная транслитерация с санскрита представляется излишней, ввиду того, что значение и произношение многочисленных диакритических знаков доступно только лингвистам. Произношение согласных - как в итальянском

Авидья
невежество, незнание
Агнисара
букв. «промывание огнем»; ритмическое сокращение брюшных мышц на выдохе
Аджна-чакра
активный центр в области лба
Анахата-чакра
активный центр в области сердца
Анга
звено, ступень (классической йоги Патанджали)
Анулома-Вилома
переменное дыхание с промежуточными паузами
Апариграха
неприятие даров, отсутствие жадности, моральное предписание ямы
Ардхаматсиендрасана
полупоза скручивания сидя
Асана
поза
Ашрам
уединение, обитель йога
Астея
неворовство, отречение, моральное предписание ямы
Атман
индивидуальная душа
Ахимса
неубийство, ненасилие, моральное предписание ямы
Аюрведа
система традиционной древнеиндийской медицины, наука жить
Бакасана
поза ворона
Бандха
букв. «печать», закрытие отверстий тела путем сокращения мышц
Басти
очищение толстой кишки
Брахман
в древнеиндийской мифологии Бог-Творец, в философии веданты - обозначение безличной высшей реальности, мировая душа
Брахманический
относящийся к брахманизму, ранней стадии индуизма
Будхи
интеллект, рассудок, разум
Бхагавадгита
букв. «песнь величайшего», дидактическая поэма в древнеиндийском национальном эпосе Махабхарата
Бхакти-йога
йога любовной самоотдачи (напр., богу Кришне )
Бхашья
Комментарий
Бхастрика
букв. «меха», одна из основных дыхательных техник
Бхрамари
вдох, замедленный жужжанием, дыхательное упражнение
Бхуджангасана
поза кобры или змеи
Ваджрасана
прочная поза, сидение на пятках, алмазная поза
Ваджроли
очищение мочевого пузыря
Вакрасана
вращение спины
Вамана дхаути
промывание желудка водой посредством рвоты
Вамана-наули
сокращение левой M.rectus abdominis
Ванда дхаути
промывание желудка с помощью катетера
Вастра дхаути
очищение желудка с глотанием тряпки
Вайшешика
атомистическая натурфилософия, одна из шести брахманических даршан
Веда
букв.»знание»; древнейшие Священные Писания индо-арийцев
Веданта
букв.»конец Веды»; одна из шести брахманических даршан, следующая высшему мировому принципу как началу бытия
Випаритакарани
перевернутая поза
Вишудха-чакра
активный центр в верхней части грудины
Врикшасана
поза дерева
Врисчикасана
поза скорпиона
Дакшина-наули
сокращение правой M.rectus abdominis
Даршана
мировоззрение, философская система
Джаландхара-бандха
подбородочный замок
Джала-нети
промывание водой носовых пазух
Джала-басти
промывание водой толстой кишки
Джапа
произнесение мантр
Дживха бандха
замок языка
Джнана-йога
йога знания
Дза-дзен
букв.»сидячий дзен», школа медитации с полной концентрацией внимания вовне, в абсолютно тихом окружении
Дзен
букв. японская модификация дхианы, ставшая медитативным течением японской культуры
Дханурасана
поза лука
Дхарана
мысленная концентрация; шестая ступень классической йоги
Дхаути
очищение желудка
Дхиана
размышление, медитация; седьмая ступень классической йоги
Дурипада-сиршасана
двусторонняя поза ног и головы
Екапада-ангуштасана
поза на кончиках больших пальцев ног
Ганеша-крия
букв. «очищение слона», массаж анально ректумной области пальцем
Гуна
в системе санкхья качество, свойство праматерии
Гуру
духовный Учитель, Мастер
Гхеранда-самхита
компендиум хатха-йоги (предположительно XVI или XVII в.)
Ида
левый главный канал (нади)
Ишвара
в индуизме - «Господь», персонифицированный бог
Капалабхати
букв. «очищение полости лба», техника пранаямы
Карма
действие, результат поступка
Кевала-кумбхака
задержка дыхания в середине дыхательной фазы
Кевали-кумбхака
замедленное дыхание, при котором задержки дыхания систематически возрастают
Коан
задача для обдумывания, соответственно, медитации в дзен, большей частью некий логический парадокс
Крия
очищение
Крия-йога
йога физического и духовного (просветления) очищения
Кукутасана
поза петуха
Кумбхака
задержка дыхания, одна из техник пранаямы
Кундалини
букв. «свернувшаяся клубком», змеиная сила; символическое обозначение локализованного в муладхара-чакре энергетического потенциала
Кундалини-йога
форма тантрической йоги, нацеленная на активизацию силы Кундалини
Курмасана
поза черепахи
Кхечари-мудра
букв. «печать небесного полета», замок носоглотки
Лайя-йога
йога «расплавления», форма Кундалини-йоги
Манипура-чакра
активный центр в области пупка
Мантра
звук, слово, обладающее силой; часто слоги санскритского алфавита
Мантра-йога
йога, использующая звуки
Марма
жизненная точка, «стратегическая точка» в айюрведе
Матсиасана
поза рыбы
Матсиендрасана
скрученная поза, букв. «поза Матсиендранатха» (Матсиендранатх считается основателем хатха-йоги)
Майя
видение, космическая иллюзия в Веданте
Майюрасана
поза павлина
Миманса
букв. «толкование, рефлексия»; учение о жертвоприношениях, одно из шести брахманических даршан
Мудра
символ, знак; сокращение какой-нибудь группы мышц
Мула-бандха
тазовый замок, сокращение всех мышц дна таза
Муладхара-чакра
букв. «корневая чакра», активный центр у выхода малого таза
Мурча
выдох, замедленный жужжанием
Нади
канал
Нади-содхана
букв. «очищение нади», переменное дыхание без пауз
Наули
волнообразное сокращение прямых мышц живота, часто именуются «кишечной мельницей»
Нети
очищение носа
Нияма
самодисциплина, вторая ступень классической йоги
Ньяя
логика, учение об умозаключении, одна из шести брахманических даршан
Падмасана
поза лотоса
Парватасана
поза горы
Пашимоттан асана
поза наклонной спины
Павана
Ветер
Паванамуктасана
поза от метеоризма
Пингала
правый главный канал (нади)
Пракрити
природа, материя
Прана
космическая энергия, жизненная сила, вдох (дыхание)
Пранаяма
распределение энергии в теле, обучение дыханию, четвертая ступень классической йоги
Пратьяхара
отстранение чувств, пятая ступень классической йоги
Пурна кумбхака
задержка дыхания на полном вдохе
Пуруша
Самость, духовный принцип; в философии санкхья термин для отдельной души
Пурака
вдох
Раджа-гуна
гуна страсти, эмоций; одна из трех гун
Раджа-йога
царственная йога, обозначение высших ступеней классической йоги
Речака
выдох
Ригведа
древнейшее индийское произведение (ок. 1000г. до н.э.), одна из четырех вед
Сахасрара-чакра
букв. «тысячелепестковый лотос», активный центр на макушке головы
Самадхи
«сверхсознательное состояние», восьмая ступень и вершина классической йоги
Самхита
компендиум
Санкхья
древнеиндийский рационализм, одна из шести брахманических даршан
Самиама
обозначение трех верхних ступеней классической йоги
Сантоша
удовлетворенность, предписание ниямы
Сарвангасана
букв. «поза всего тела», стойка на плечах, свеча
Сатори
«сверхсознательное» состояние в дзене
Саттва
свет, радость, познание; одна из трех Гун
Сатья
правдивость, моральное предписание ямы
Сиршасана
стойка на голове
Ситали
охлаждающее дыхание
Шавасана
букв.»поза трупа», поза релаксации
Шакти
творческая сила, женское начало
Шалабхасана
поза кузнечика
Шанкха-пракшалана
форсированное промывание желудочно-кишечного тракта
Шаткрия
«шесть очищений»; шесть очистительных процедур
Шива
божество индуизма
Шивасамхита
средневековый компендиум хатха-йоги
Сукхасана
легкая сидячая поза, поза портного
Сунья-кумбхака
задержка дыхания на полном выдохе
Сурья
солнце
Сурья бхедана
вдох через правую ноздрю
Сурьянамаскар
приветственный гимн Солнцу; серия подготовительных упражнений для занятий хатха-йогой
Сушумна
главный канал (нади) в позвоночнике
Сутра
изречение, афоризм
Сутра-нети
механическое очищение носа
Свадхистана-чакра
активный центр в нижней части живота
Тамас
темнота, инертность, леность; одна из трех Гун
Тантра
ткань, учебник, эзотерический путь избавления, который посредством психо-экспериментальных методов ведет к духовному совершенству (сиддхи)
Тантра-йога
экспериментирующая йога, цель которой активизация Кундалини
Тапас
строгость, усердие, аскетизм, поведенческая заповедь ниямы
Тратака
неподвижная фиксация взгляда на внешнем объекте, относится к практике крий
Уддияна-бандха
сокращение диафрагмы
Уджайи
углубленное, замедленное дыхание при полузакрытой голосовой щели
Упанишады
«тайное учение», философские трактаты, завершающие Веды
Уштрасана
поза верблюда
Уттхита-падмасана
вытянутая поза лотоса
Халасана
поза плуга
Хатха-йога
йога владения своим телом
Хатхайога-прадипика
основной средневековый текст о хатха-йоге
Чакра
центр, колесо, вихрь; пришедшее из тантрической йоги, обозначение семи центров психической активности
Чакрасана
поза колеса
Читта
мышление, орган мышления
Йога
подчинение; обуздание; система самодисциплины
Йога-мимамса
журнал института йоги Кайвалайдхама в г.Лонавла (Индия), издаваемый с 1924г.
Йога-мудра
букв.»символ йоги»; асана
Йоганидрасана
йогическая поза сна
Йогин
занимающийся йогой со знанием и опытом
Йони
промежность; часто синоним женских гениталий
Яма
самодисциплина, заповедь; первая ступень классической йоги
Янтра
геометрическая фигура для медитации
Янтра-йога
разновидность йоги, использующая геометрические фигуры


Содержание раздела