d9e5a92d

Освобождение


  • Освобождение
  • В первой книге разъясняется так называемая йога подчинения (см. гл. 5), во второй и третьей книгах - классический восьмиричный путь. Наконец, четвертая книга излагает философские и эзотерические аспекты йоги. Без комментария непосвященному смысл этих изречений неясен, так как в древней Индии все виды философии считались «тайными учениями», для более полного понимания которых требуется еще множество передаваемой исключительно устно дополнительной информации (Mylius 1983). Сформулировано также нечто такое, что может быть понято только через собственный опыт. Наконец, для правильного понимания необходимо предварительное знакомство с космологией санкхьи. Первым и важнейшим комментарием к «Йога-сутре» является «Йога-бхашья», написанная Вьясой.
    Как и все брахманические системы, школа йоги в последующее время также была снабжена весьма подробными комментариями и дополнениями. Далее, уже в раннем средневековье обнаруживаются некоторые существенные изменения в отношении методики, и возникает великое множество подвидов и вариантов йоги. Многочисленные школы йоги различаются по особенностям техники исполнения упражнений, по подходам к проблеме духовного и физического самосовершенствования и, соответственно, по объектам сосредоточения.
    Таблица 1. Некоторые из известных форм йоги
    Формы йоги
    Исходный объект духовного самосовершенствования, соответственно, предмет упражнений по концентрации (Evans-Wentz 1937)
    Хатха-йога
    Функции тела, дыхание
    Мантра-йога
    Звучание слогов или слов
    Янтра-йога
    Геометрические фигуры
    Карма-йога
    Поступки и бескорыстная деятельность
    Крия-йога
    Физическое и духовное очищение
    Тантра-йога
    Психические эксперименты
    Джнана-йога
    Знание, познание
    Лайя-йога
    Сила воли
    Бхакти-йога
    Божественная любовь, самоотдача
    Кундалини-йога
    Эзотерические представления

    В Европе популярность приобрела хатха-йога, которая дословно означает «йога Солнца и Луны» (точнее, «Соединение солнечного и лунного дыханий»- Evans-Wentz 1937) и часто переводится как «йога владения телом», хотя, разумеется, сюда относятся и духовные практики. Важнейшие классические тексты по хатха-йоге - это Хатхайогапрадипика, Шивасамхита и Гхерандасамхита, которые появились в 11-17 вв.н.э. (Kucharski 1977).

    Основателями хатха-йоги считаются Горакшанатх и Матсиендранатх.
    Йога была перенесена и в другие страны, особенно в Восточной Азии, где, в частности, сформировались свои собственные школы йоги. (Evans-Wentz 1937), более того, возникли новые формы культуры, как например, дзен в Японии (см. 5.1).

    На протяжении столетий в Азии, и особенно в Индии, йога остается живой практикой, ее и сегодня можно найти в своих традиционных формах (Brunton 1937, Vivekananda 1937, Ananda 1980).
    В нынешнем столетии эта современная и актуальная для нас йога получила распространение в Европе и Америке, что привело к возникновению целого ряда ее европеизированных форм под девизами типа: «Йога и христианство», «Йога и спорт», «Йога и медицина». Изобилие форм, вмешательство европейских культов и философских идей породили то многообразие экзотических сект, в котором уже с трудом узнается «йога сама по себе».
    1.2. Построение классической йоги
    При анализе всего того многообразия подвидов йоги, с которым нам сегодня приходится сталкиваться повсюду в мире, выясняется, равно как и при рассмотрении иных традиционных индийских школ, что ядром и методологической основой йоги всегда будет известный восьмиступенчатый путь. Первые пять ступеней (анга) именуются крия-йога (практическая йога), а ступени с шестой по восьмую - раджа-йога (царственная йога).

    Специфическое расширение какой-либо одной из первых пяти ступеней или, равным образом, только части из них породило множество подвидов йоги.


    1. Интенсивное совершенствование, в особенности третьей и четвертой ступеней, привело к хатха-йоге, которую ввиду многочисленности и трудности разнообразных поз именуют также «йога тела» или «сильная йога». Для всех видов йоги общими являются следующие основные компоненты:
    2. Имеется свод правил поведения (излагаемый в первой и второй ступенях), который формально определяет отношение человека к социуму и к самому себе.
    3. Йогический праксис всегда связан с осознанным исполнением физических и психических упражнений, которые делаются регулярно.
    4. Исполнение всех элементов упражнения должно сопровождаться сознательным умственным сосредоточением.
    5. Установка сознания на некоторую пассивность (напр., при самонаблюдении за дыханием по формуле «мне дышиться», и т.п.) является психологическим приемом, который отличен от «активного сосредоточения» (напр., при вычислениях в уме), и создает психологическую почву для умственного сосредоточения.

    Классический восьмичленный путь в принципе излагается во второй и третьей книгах «Йога-сутры» Патанджали. Поскольку мы даем самое сжатое изложение, то здесь будут процитированы только посвященные этой теме сутры:


    Восьмиступенчатая йога
    II/29 Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана и Самадхи - восемь ступеней йоги.
    1-я ступень
    II/30 Не-убийство, правдивость, не-воровство, воздержание и не-алчность называются Ямой (Буквальный перевод «Яма» означает: дисциплина, заповедь). II/31 Эти заповеди, не ограниченные временем, местом, обстоятельствами и кастовыми законами, являются великим обетом.
    2-я ступень
    II/32 Внутреннее и внешнее очищение, удовлетворенность, умервщление плоти, учеба и служение Богу - это Нияма. (Нияма буквально означает: самодисциплина; вместо умервщления плоти часто используется понятие «аскеза»).
    3-я ступень
    II/46 Неподвижная и удобная поза есть асана. (Первоначально асаной могли называться только позы сидя, так как во времена Патанджали множество других поз еще было неизвестно).
    4-я ступень
    II/49 Затем следует овладение движениями вдоха и выдоха (Пранаяма). II/53 Ум становится способным к Дхаране. (Пранаяма буквально означает: «обуздание праны» или «управление энергией».

    Под праной подразумевается жизненная энергия, - см.гл.4. - которая поступает посредством дыхания и регулируется им. На основе этого дается вольный перевод пранаямы термином «регуляция дыхания»).
    5-я ступень
    II/54 Отстранение органов чувств (Пратьяхара) достигается через отключение их от собственных объектов и одновременного принятия ими природы ума (читты). II/55 В результате - полнейшее овладение органами чувств. (Психологически точный перевод термина «пратьяхара»: «Отсутствие связи органов чувств с объектами их сферы восприятия»).
    6-я ступень
    III/1 Дхарана - удержание мышления на определенном предмете. (Дхарана зачастую просто именуется «концентрацией» или «фиксацией мышления»).
    7-я ступень
    III/2 Если это (Дхарана) образует непрерывный поток познания, то это Дхиана. (Дхиана означает именно: размышление, представление, анализ и часто переводится термином «медитация». О смысле этого перевода см.гл.5.)
    8-я ступень
    III/3 Если это (Дхиана), оставив любые формы, отражает только смысл, то это - Самадхи. (Правильный перевод Самадхи настолько спорен, что для этого используют даже противоречащие друг другу определения, см.гл.5).
    6,7,8-я ступени
    III/4 Эти три в применении к одному единственному предмету есть самияма. III/5 По достижении этого возгорается свет познания.

    III/12 Направленность читты на какой-либо предмет достигнута тогда, когда прошлое и настоящее впечатления одинаковы.
    Остальные не цитируемые здесь сутры поясняют и дополняют уже сказанное и носят более философско-дидактический характер.


    Еще и сегодня классическая восьмиступенчатая йога практикуется в Индии в этой полной форме, но при этом обучают также тем или иным вариантам. Более того, значительно возросло как количество, так и распространенность вышеупомянутых разновидностей йоги. Далее, стало обычным выбирать из системы отдельные элементы или группы упражнений и применять их в качестве лечебных средств в медицинской практике. Во многих финансируемых государством клиниках и институтах йоги существуют методики йоготерапии различных групп заболеваний, которые отчасти опираются на клинический опыт (см.гл.6).

    Кроме того, с профилактическими и гигиеническими целями йога включается в программы занятий школ и спортивных заведений.
    Современная европейская литература по йоге, состоящая в основном из практических рекомендаций и попыток интерпретации, также содержит более или менее проработанные элементы системы классической йоги. К сожалению, под влиянием сектантских течений и интересов коммерции зачастую происходит вытеснение еще сохранившегося, пусть и в неполном виде, изначального содержания йоги в сомнительную область поверхностных спекуляций.

    В медицинской практике йога как система не применяется, хотя существует множество приложений, прежде всего в области психотерапии и физиотерапии.



    Содержание раздела