3.6. За Маномая Кошей следует Виджнанамая Коша. Говоря о Маномая Коше, мы ссылались на определённые свойства умственной оболочки, как самджнана, аджнана, виджнана и праджнана (Айтарея Упанишада III.2). Трансцендентальная сущность нескольких черт Маномая Коши переходит в Виджнанамая Кошу.
Согласно выдержке из Тайттирия Упанишады, процитированной ранее в предыдущей главе, Маномая-форма Личности составлена из Яджурведы (Прикладные Науки) в качестве головы; Ригведы (Фундаментальные Науки) в качестве правой стороны; Самаведы (Эмоциональные Науки или Эстетика) в качестве левой стороны; традиционное учение, включающее экклесии в качестве тела; и Атхарваведы, комплексной систематики, в качестве нижней части. Квинтэссенцией всего этого умственного достижения является чистая умственная сфера, известная как Виджнанамая Коша. Личность, существующая в Виджнанамая Коше, имеет Шраддху (веру) в качестве головы, Риту (правильность или справедливость [праведность]) в качестве правой стороны, Сатью (истину) в качестве левой стороны, Йогу (созерцание) в качестве тела и Махас (трансцендентальное могущество или величие) в качестве нижней части основания.
Таким образом, вся Виджнанамая Коша создана из Шраддхи, Риты, Сатьи, Йоги и Махаса.
Всё, что человек чувствует, думает, о чём размышляет, созерцает, приобретает в ходе опытов и изучений, каждая крошечная часть этого превращается в главные свойства и возможности (детали слишком громоздки и здесь опущены) и запасается в Виджнанамая Коше Атмана. Одной из целей нашей жизни является укрепление этих потенциальных возможностей, выраженных в терминах Шраддхи, Риты, Сатьи, Йоги и Махаса. Они являются конечными сущностями, если брать во внимание познающую часть (виджнана или понимание).
3.7. Виджнанамая Коша составляет один слой микрокапсулы, а её другим слоем является Анандамая Коша. Таким образом, вся капсула состоит из этих слоёв оболочки трансцендентального понимания и оболочки трансцендентального блаженства. Что касается материала этих оболочек, то его нельзя назвать ни материальным, ни нематериальным. Он является одновременно и тем, и другим.
Эти две оболочки, взятые вместе, обеспечивают Атмана каузальностью (причиной), или карана шарирой. Будучи нематериальной сама по себе, она управляет деятельностью материальных оболочек: Аннамаи, Пранамаи и Маномаи, и, в свою очередь, получает от них сущность достижений, сделанных Атманом посредством этих трёх материальных оболочек.
Окружённый этой капсулой, Атман переходит из одного тела в другое, от одной жизни к другой. В Веданта Сутре (III.i.1) сказано относительно этой капсулы следующее: Следует окружённый со всех сторон (рамхати сампаришвактах).
Сущность любви и ненависти, удовольствия и страдания, удобства и неудобства, согласия и несогласия, привязанности и непривязанности и других подобных переживаний (опытов) сублимированы в тонкой субстанции, которая в конечном счёте составляет материал Анандамая Коши. Анандамая Пуруша имеет прию (удовольствие) в качестве головы, моду (восторг) в качестве правой стороны, прамоду (огромный восторг) в качестве левой стороны, и ананду (блаженство) в качестве своего тела; а его основанием, конечно, является Брахман.
Содержание Анандамая Коши было описано терминами моды, амоды, прамоды, а также и другими подобными терминами в Шрути. Так в Тайттирия Брахмане в связи с названиями Мухурт ночей Шукля Пакша и Кришна Пакша использовались термины Ананда, Мода и Прамода (Тайттирия Брахмана III.10.1.1-3).
3.8. Внутри капсулы, состоящей из двух полуэллиптических оболочек Виджнанамая Коши и Анандамая Коши, находится микрообласть, которая является местом пребывания души в теле. Капсула становится как бы контрольным пунктом для всех функций.
В этой области сосуществуют Безграничный Бог, Вездесущий, а также бесконечно малая душа, Низший Атман. В отношении самой глубоко расположенной области мы можем привести следующие выдержки из Упанишад:
(i) Там находятся двое, которые пьют праведность [справедливость] (рита) в мире добрых дел;
оба вошли в тайное место (сердца) и в высшую верхнюю сферу.