d9e5a92d

Йога Патанджали является этической системой


Во время моего визита на Маврикий в связи с Арья Махасаммеланом (1973 год) и во время последующего визита в Южно-Африканский Союз, я обнаружил, что располагаю некоторым свободным временем, которое я использовал для изложения своих собственных соображений относительно Раджа Йоги Махариши Патанджали. Сам Махариши Патанджали не называл свою систему Раджайога, но поскольку в нашей стране были ещё системы, имеющие дело с умственным поведением и контролем ума, термин Раджайога получил широкое распространение, и он был ограничен системой, предложенной Патанджали. Система, выдвинутая авторами Шива Самхиты или Гхеранда Самхиты, известна как Хатха Йога. Предмет Йоги становится всё более популярным, но тоже не всегда без риска.

Поскольку всегда нужна осторожность, когда предмет становится популярным и дешёвым, становится необходимым снова и снова внимательно вчитываться в строки первоисточников этой системы.
Настоящая книга не является комментарием на “Сутры Йоги”. Тем не менее, предполагается, что она должна помочь всякому, кто бы хотел знать, что такое Раджа Йога. В этой монографии тема разбита на 20 глав по различным аспектам Йоги Патанджали. “Даршана Йоги” Патанджали содержит 4 главы, известные как Пада:
1. Самадхи Пада (Природа Связи – 51 Сутра);
2. Садхана Пада (Средства Достижения Связи – 55 Сутр);
3. Вибхути Пада (Силы или Совершенства – 55 Сутр) и
4. Кайвалья Пада (Обособление – 34 Сутры).
Итак, всего 195 Сутр.
Йога была определена как читта вритти ниродха (торможение функции ума) с помощью практики и свободы от привязанности (абхьяса и вайрагья). Английское толкование технических терминов не свободно от трудностей. Это сдерживание или контроль ума становится Йогой только тогда, когда ум настолько сдержан, что главенствующая Душа становится свободной от своих оков и пребывает в своей чистой природе.
Йога Патанджали является этической системой. Хотя она учитывает все человеческие недостатки и слабости, она не даёт готового ответа для норм жизни. Эта система основана на ненасилии, правдивости, строгости (аскетизм) и чистоте жизни, которые вкратце являются наивысшими моральными ценностями.
Система, развёрнутая Патанджали, является чисто ведической системой, основанной на Ведах и Упанишадах. В этой книге предпринята попытка показать, каким образом эта система брала вдохновение в ведических текстах и первых опытах Риши (Провидцы) периода Упанишад.
Это всегда нам идёт на пользу, если мы правильно понимаем, по крайней мере до некоторой степени, тайны своей Анатомии. Главы по неврологии и о работе эндокринных желёз будут представлять интерес для тех, кто желает кое-что узнать о спинном мозге, восьми лотосовых колёсах и других деталях.
Раджа Йога Патанджали не несёт в себе никакого суеверия; это наука, которую следует практиковать с почтением и осторожностью. Она предназначена для всех: детей и подростков, мальчиков и девочек, взрослых и пожилых людей обоего пола, которые верят в святость жизни и её целенаправленность. Идею о том, что ум и его поведение можно контролировать с помощью Пранаямы или дыхательных упражнений, можно рассматривать как один из величайших вкладов индийской мысли в мировую науку. Занимающийся Йогой может быть отнесён к одному из трёх классов:
1) арурукшу – вдохновлённый к росту;
2) юнджана – тот, кто, действительно, вовлечён в практику, и
3) йогарудха – тот, кто достиг Йоги или Связи. Для каждого из этих классов существуют различные средства и методы. Многие из нас могут быть членами второй категории – юнджаны. Для нас йогическая дисциплина должна означать следующее:
1) аскетизм или привыкание тела переносить пары противоположностей (двандвы, такие как холод и жара, страдание и удовольствие и так далее);
2) изучение работ, имеющих дело с преданностью, посвящением и освобождением, а также мысленное повторение АУМ или Пранавы, и
3) преданность Богу (тапас, свадхьяя и ишварапранидхана).
Давайте все стараться практиковать эту крияйогу. Конечно, трудно достичь Самадхи, и это будет самым высшим достижением. Здесь не может быть лёгкого пути достижения сноровки.


Йога является уединённой практикой, а не публичным представлением. Третий раздел Даршаны Йоги имеет дело с Вибхутами или Силами и Совершенствами. Их не следует понимать в буквальном смысле. Более того, Патанджали определённо утверждает, что их следует рассматривать как Силы и Совершенства только до тех пор, пока человек находится в обычном мирском состоянии. Они, безусловно, являются препятствиями на пути достижения более высокой и чистой Связи.

Существует множество суеверий, связанных с этими достижениями. Йог является поклонником Бога и Его Творения; он не бросает вызов законам Природы и не является соперником Бога.
С этими замечаниями я бы хотел с величайшим удовольствием предложить нашим благосклонным читателям в Индии и за рубежом эту небольшую книгу по Раджа Йоге.
В заключение мне бы хотелось выразить свою благодарность участвовавшим в публикации этой книги за превосходное издание; моему ученику и последователю доктору Уша Джьотишмати – магистру естественных наук, доктору философии университета в Аллахабаде за ценную помощь; и Пандиту (учёному, исследователю) Вед Радж Ведаланкару за поправки и замечания.


Свами Сатья Пракаш Сарасвати
Аллахабад 26.01.1975.



Содержание раздела