НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ЙОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ


Лично я думаю, что эти упражнения, наиболее вероятно, родились все-таки в Тибете. Однако проблема, с которой мы тут имеем дело, вовсе не в происхождении Пяти Тибетцев. Дело в том, что эти упражнения, вполне обычные с точки зрения йогической практики, обладают неизмеримой потенциальной ценностью для тех, кто мог бы посвятить им хотя бы десять минут ежедневной практики.
МОДИФИКАЦИИ
Я считаю своим долгом сказать, что, приступив к практике этих упражнений, я модифицировал Пять Тибетцев в одном очень важном отношении. Как пишет Питер Кэлдер в своей книге, в упражнения не были включены указания о том, как следует дышать при их выполнении*
* “Take Charge of Your Health”.
** “Inner Power: Secrete from Tibet and Orient”.
*** Вниманию практикующих упражнения Питера Кэлдера:
Я думаю, что это была либо ошибка, либо сознательное опущение. Изучая всевозможные методы йоги, я никогда не встречал ни одной техники, где есть движения, в которую не были бы включены также указания по регуляция дыхания. Все индийские, тибетские и китайские разновидности йоги, которые я когда-либо изучал, всегда наряду с движением указывают на то, как надо при этом дышать. Дыхание представляет собой существенный аспект йогической практики. Мне представляется, что отсутствие информации о дыхании в книге Кэлдера является результатом убеждения, вообще присущего оккультистам и спиритам начала века и заключающегося в том, что непосвященным можно передавать лишь неполную истину.

Эту установку можно распознать в большинстве теософских текстов, в том числе в работах Алисы Бейли и других духовных и оккультных писателей того периода. В определенной степени такая установка все еще преобладает. Оправданием тому, что в определенных случаях нельзя передавать полную истину, всегда было то, что люди, не получающее личных инструкций по йогическим методам со стороны гуру или мастеров, могут причинить себе вред, поскольку эти методы обладают большой потенциальной силой.
Или, того хуже, эти люди могут нарушить освященные временем правила входа во внутренние круги сообщества тех, кто, будучи посвященным, практикует йогу, обучая ей других, и могут начать - если таким будет их выбор - обучать других ответственным техникам, не получив разрешения со стороны гуру и других самопровозглашенных мастеров, как это делают многие приверженцы йоги. Поэтому публике нужно дать достаточно информации о методах йоги, чтобы она могла заинтересоваться ею, но скрыть определенную ключевую информацию, оставив ее лишь для тех, кто готов отдать свою жизнь и душу гуру. Лично я нахожу такие рассуждения в лучшем случае неправильными и вводящими в заблуждение, а в худшем - это просто низкопробный вздор.
Лично я считаю, что если метод представляет собой ценность и приносит пользу, то долг и обязанность любого подлинного учителя - передать это знание в полном объеме тем, кто в этом заинтересован. Такие знания нельзя скрывать и ограничивать, а также использовать их как еженедельное поощрение для тех сторонников, которые “проя-

В изданной “Софией” книге указания о дыхании все-таки приведены. Это авторизованный перевод Андрея Сидерского, учителя Йоги очень высокого уровня. - Прим. ред.
вили себя на деле”. Более того, даже в передаче кому бы то ни было наиболее мощных физических методов заключается лишь очень небольшая опасность, потому что такие методы могут оказать глубокий или продолжительный эффект лишь в том случае, если будут практиковаться постоянно и в течение длительного времени.
Даже те люди, которые по-настоящему искренне и с полной отдачей занимаются йогой, находят трудным поддерживать непрерывную йогическую практику. Те же, кто не привержен йоге, или те, кто изучает методы йоги с целью накопить силу, чтобы затем злоупотреблять ею, почти всегда оказываются разочарованными и просто прекращают практику. Наиболее вероятно, что продолжать свои занятия будут лишь те, кто практикует йогу с целью оздоровления. Так что процесс естественного отбора присущ самой природе йогической практики. Поэтому людям следует давать все.



Делитесь всеми методами, которые у вас есть, и ничего не удерживайте. Те, кто практикует, занимаясь постоянно и тщательно выполняя все упражнения в течение длительноговремени, обязательно извлекут из этого для себя пользу. Те же, кто не могут практиковать таким образом, уйдут из йоги и найдут другие занятия, которые будут представлять для них интерес и которым они смогут посвятить все свое время.
Для того чтобы не допустить ошибок или опущений, я со всей тщательностью, на которую только был способен, описал и добавил к Пяти Тибетцам регулируемое дыхание, чтобы максимально увеличить их потенциальную силу. Мне доставило удовольствие видеть, что другие авторы, распространявшие эти упражнения в своих книгах, последовали за мной, включив описание дыхания таким же образом, как это сделал я. Основываясь более чем на двадцатилетней практике и опыте обучения, я на вполне разумных основаниях верю, что эти упражнения приносят значительно большую пользу, когда выполняются совместно с регулируемым дыханием.
НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ЙОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Многочисленные и обширные системы йоги, распространившиеся из Индии и северных районов Непала или из Тибета, насчитывают тысячи лет. На протяжении длительного времени йога распространялась по всему свету. Сейчас вы можете найти школы йоги почти повсеместно. Обычно йогическая практика включает физические упражнения, регулируемое дыхание и медитацию.

Кроме этих трех категорий деятельности, существуют буквально тысячи методов для получения превосходного здоровья, блестящей умственной ясности и духовного совершенства. Имеется сходство между всеми системами йоги, но в то же время между ними имеются и глубокие различия. Например, разновидность йоги, которую практиковал я лично, представляет собой соединение методов, взятых из кундалини-йоги, тибетской йоги и китайской йогической традиции. Практика, которой придерживаюсь я, отличается напряженностью и, будучи в чем-то сходной с аэробикой, включает большое количество дыхательных упражнений, характеризующихся большой мощностью.

Можно сказать, что это соответствует моему пылкому темпераменту. Традиционная хатха-йога, в противоположность тому, чем занимаюсь я, больше соответствует характеру тех практиков,которые заинтересованы в более мягкой системе тренировки, направленной только на то, чтобы улучшить общее здоровье и обеспечить освобождение от стрессов. Конечно же, все системы йоги обладают своими достоинствами.
Подобно любой другой практике, йога не является чем-то застывшим. Она развивается и изменяется на протяжении времени в соответствии с тем, кто занимается ею и кто ей учит. Каждый, кто идет дальше поверхностного ознакомления с йогой, обязательно сделает свой собственный вклад в нее. Два учителя могут предлагать один и тот же метод, но в передаче одного из них он может казаться более живым, динамичным и богатым возможностями, чем в передаче другого.

Поскольку йогическая практика вообще является экспериментальной, она никогда не может быть отделена от личности человека, который практикует ее или учит ей.
На протяжении тысячелетий, в течение которых шло развитие йоги, ее адепты обнаружили некоторые методы, обладающие большей мощностью или приносящие больше пользы здоровью, чем другие. Имеется много замечательных рукописей-первоисточников, содержащих сведения о йоге, и существует большое количество текстов, которые описывают ее методы. Для своих занятий я немало позаимствовал из таких традиционных йогических текстов, как “Шива-самхита”, “Го-ракша-сатака”, “Хатха-йога-прадипика” и “Тибетская йога и тайные доктрины” в переводе ламы Кази Дева Самдупа.

Хотя язык, используемый при написании этих текстов, иногда кажется трудным и громоздким, а рукописи-первоисточники наполнены ссылками на религиозные и культурные традиции, описаниями церемоний, божеств и духов, это не уменьшает ценности описанных там методов, и эти тексты являются исключительно важными источниками информации для серьезных практиков. Многие идеи, изложенные на страницах этой книги, возникли под влиянием или непосредственно взяты со страниц этих священных текстов.
Уже в течение многих лет я сам практикую и обучаю других каждому из методов, включенных в эту книгу. Иначе я ни в коем случае не стал бы гарантировать их эффективность.
Йога - это не только приобретение силы, здоровья и возможность достичь просветления, она также в высшей мере способна доставлять радость. Йогическая практика оживляет чувства и ощущения и повышает уровень восприятия жизни. Она наполняет вас смыслом жизни, если вы только позволяете ей сделать это. Она может доставлять развлечение и вносить оживление в вашу жизнь. Благодаря ей вкус пищи становится лучше.

Она улучшает качество секса. Она превращает дыхание в полноценное удовольствие. Йога повышает чувство юмора. Вы не можете старательно заниматься йогой, оттачивать ясность своего ума и не поражаться забавным и юмористическим, хотя и не лишенным патетики и драматизма, затруднительным положениям, в которых все мы оказываемся. Мы все обнаруживаем, что мы привязаны цепями к колесу кармы (это то, что Джек Керуак называл “мясорубкой”) и непрерывно крутимся и крутимся в нашем частном иллюзорном мире, борясь за то, чтобы хоть мельком увидеть реальность и достичь вечности.

Это бывает забавно, бывает по-сумасшедшему трудно и, конечно, иногда грустно тоже. Однако это единственная стоящая игра и подлинное развлечение в нашей жизни, и платой за нее становится наша жизнь или смерть.



Содержание  Назад  Вперед