Когда мы торгуем своим временем, то фактически торгуем и своим временем, и своими навыками. Именно поэтому нейрохирург получает в час больше, чем хирург-ортопед. И именно поэтому хороший куортербек1 получает больше, чем текл (линейный нападающий) и врач, вместе взятые. Он больше рискует карьерой. Дело не в том, что его профессия однозначно ценнее других. Дело в том, что в ней труднее преуспеть, и она несет в себе больший риск неудачи. Эта характеристика и определяет, большее или меньшее количество долларов получит человек, продающий свое время и навыки.
Мастерство Майкла Джордана в дриблинге и бросках само по себе не имеет никакой ценности, однако владелец «Чикаго Буллз» увидел возможность сделать кучу денег с помощью этих, казалось бы, бесполезных навыков, набив стадионы болельщиками и заставив телевизионные компании раскошелиться за право трансляции матчей. Таким образом, что-то «не имеющее никакой ценности» может представлять огромную ценность.
Однажды на семинаре по торговле я проиллюстрировал это, поместив свой банковский чек в запечатанный конверт, который затем положил в прозрачный полиэтиленовый пакет, где было еще 14 таких же конвертов. Каждый из участников имел возможность вытянуть один конверт. Вытянувший конверт с чеком на $5,000 мог оставить деньги себе.
В пакете было 14 ничего не стоящих конвертов, но внезапно они приобрели ценность! Хотя все, кроме одного, были пустые, имелся 1 шанс из 15 вытянуть $5,000. Таким образом, каждый конверт (или возможность выбрать конверт) стал стоить $333.33. Как только участники стали доставать конверты из пакета, остающиеся там пустые, ничего не стоящие конверты стали прибавлять в цене. Действительно, после удаления пяти пустых конвертов, шансы стали 1 к 10, а цена повысилась до $500. Когда в пакете осталось только два конверта, присутствовавшие в тот момент в аудитории были готовы заплатить $2,500 за право запустить руку в пакет! То, что не имело никакой цены, внезапно приобрело большую ценность!
Это ваш первый урок становления более агресивного трейдера. Ценность, подобно красоте, зависит только от мнения самого наблюдателя. Для трейдера это означает, что никогда не надо гадать, какова действительная ценность товара: она та, которую готов заплатить рынок. Он (рынок, или по-иному — коллективное суждение о нем других трейдеров) может не давать эту цену в течение долгого времени, но король рынка — цена, она и есть то, что есть. Я давным-давно научился не спорить с тем, что есть.
В 1974 г., придя к выводу, что цены на говядину взлетят, я начал ее закупать, открыв первую позицию на уровне 43 цента за фунт. Я «знал цену» говядине: она была явно занижена, обещая верную прибыль. Далее, по мере того, как цена дрейфовала к 40 центам, я докупался. В конце концов, если 43 цента было дешево, то 40 центов — еще лучше.
Затем цена сползла к 38 центам — и на этой распродаже я, не желая быть статистом, купил еще. Но цена резко упала до 35 центов, затем до 30 центов и, наконец, до 28 центов, где, дорогой мой читатель, я и вышел из игры. Мои ресурсы были ограничены, а это движение стоило мне приблизительно 3 миллиона долларов, причем меньше, чем за 30 дней.
Двумя месяцами позже цены на говядину подскочили до 60 центов за фунт и даже выше. Но меня уже там не было — «верная сделка» дорого обошлась мне и дала ход слухам, что я завалил позицию. Сегодня, четверть столетия спустя, многие до сих пор вспоминают об этом, несмотря на мои успехи, о которых я расскажу в этой книге позднее.
Этот печальный опыт помог мне на протяжении прошедших с той поры лет сформулировать два важных правила. Первое правило: цена — понятие эфемерное — она может быть всем, чем угодно, и именно все, что угодно, может произойти при торговле товарными фьючерсами и то же самое — с ценными бумагами. Второе правило, более важное: хотя тренд и направление развития рынка основные объекты внимания, знание, как управлять своими инвестиционными ресурсами, имеет самый высокий приоритет. В конце концов, если бы я распорядился своими ресурсами в сделке с говядиной так, что сумел бы пережить тяжелые времена, я смог бы прилично заработать.
Рынки движутся по вполне реальным причинам, а не из-за кружения технических дервишей. В жизни всегда происходят какие-либо события, потому что любые действия имеют последствия.
Графики не двигают рынки. Рынки двигают графики. Следуя такому утверждению, я также думаю, что краткосрочные колебания происходят из-за некоторого внешнего фактора. Цена никогда не растет потому, что она растет, рост — симптом причины. Обнаружьте эту причину и окажетесь на несколько световых лет впереди среднего краткосрочного или внутридневного трейдера.
Один из моих любимых причинных индикаторов — мой индекс Вилл-спрэд, измеритель потока цен между первичным рынком, на котором мы торгуем, и вторичным рынком, влияющим на первичный. Как вы знаете, бонды влияют на акции, а золото влияет на бонды. Вилл-спрэд позволяет нам определять внутреннюю работу этих рыночных зависимостей. Индекс строится или рассчитывается, следующим образом: сначала цена рынка, на котором мы торгуем, первичного рынка делится на вторичный рынок и умножается на 100. Таким образом, создается спрэд между этими двумя рынками, позволяющий сравнивать общее взаимодействия рынков.
Для краткосрочной торговли, в частности, по 15-минутным баровым графикам, а также и по большинству других временных интервалов, я создаю 5-периодную экспоненту спрэда и вычитаю ее из 20-периодной экспоненты спрэда. Поступая подобным образом, мы можем увидеть, когда один рынок перегревается по отношению к другому, и лучше понять эти межрыночные влияния. Оговорюсь, это не самая совершенная система, однако самый лучший подход к внутридневной торговле, который я когда-либо видел, это те несметные объявления в журналах и газетах, посвященные товарным фьючерсам. Вы можете стопроцентно поверить мне на слово: они содержат 90 процентов пустоты и 10 процентов сути. Ведь если бы кто-нибудь имел супернадежную систему, он или она могли бы заработать в 100 раз больше денег на торговле без досадной необходимости иметь дело с публикой. Кроме того, налоговые преимущества торговли неизмеримо выше по сравнению с системами обслуживания массового потребителя. И все же я пока не видел полностью механической системы для внутридневной торговли, регулярно делающей деньги. Внутридневная торговля — это вид искусства, которое должно основываться на хороших концепциях, чтобы быть успешным.