d9e5a92d

Внебиржевые фондовые рынки


Торговля ценными бумагами может быть организована самым различным образом, а встречи продавцов и покупателей для заключения сделок купли-продажи могут происходить на различных торговых площадках.

Организация фондового рынка прошла путь от так называемого «уличного» (дикого) неорганизованного рынка ценных бумаг до фондовой биржи и современных электронных систем торговли ценными бумагами.

Фондовая биржа является одной из наиболее развитых форм организаторов торговли ценными бумагами. Напомним, что биржевой рынок представляет собой особый институционально организованный рынок, на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и операции на котором совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг.

 

Отличительными признаками биржевого рынка являются:

• определенное время и место проведения торговли;

• определенный круг участников (профессионалов фондового рынка);

• определенные правила торгов и подчинение участников этим правилам;

• организатором торгов является определенное учреждение (организация имеющая соответствующую лицензию).

 

Внебиржевой и «уличный» рынок ценных бумаг — не тождественные понятия, поскольку внебиржевой рынок можно подразделить на организованный и неорганизованный. «Уличный» (дикий) рынок может быть охарактеризован как внебиржевой неорганизованный рынок. Предметом рассмотрения данного раздела является организованный внебиржевой рынок ценных бумаг.

Значение биржевых и внебиржевых рынков в организации торговли ценными бумагами, их соотношение в различных странах неодинаково. В одних государствах торговля вне бирж не играет существенной роли, а в других — даже запрещена. В то же время в ряде стран во внебиржевом обращении находится значительная масса ценных бумаг.

Хотя в странах с развитой рыночной экономикой фондовые биржи все еще играют достаточно большую роль в организации обращения ценных бумаг тем не менее значение биржи и биржевых механизмов купли-продажи фондовых ценностей постоянно снижается. По сути дела, биржа при наличии высокоэффективных средств связи не столь уж необходима, и на Западе биржа как место, где ведется торговля финансовыми активами, постепенно утрачивает свои позиции. Основными ее конкурентами выступают коммерческие и инвестиционные банки, все более превращающиеся в расчетные центры и центры торговли фондовыми ценностями. Все более решительно заявляют о себе новые формы организации внебиржевого оборота с использованием компьютерной техники и каналов связи.

Наибольшее развитие внебиржевой рынок получил в США, где преобладающее большинство торговых сделок с государственными ценными бумагами производится через компьютерные экраны или с помощью телефонов, телексов и без биржевых посредников.

 

Значительная часть государственных ценных бумаг в этой стране существует только в форме записей в книгах или хранится в банках данных Федеральной резервной системы. Когда эти бумаги продаются, Федеральный Резервный банк осуществляет передачу прав собственности посредством телеграфной или телексной связи. Еще одной альтернативой биржевому рынку в США является Система автоматической котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам — НАСДАК, которая образовалась как меж дилерский рынок зарегистрированных, но не котирующихся на рынке ценных бумаг. Под эгидой этой ассоциации в США с 1971 г. функционирует своеобразная электронная биржа. Аналогичные процессы протекают и в других высокоразвитых странах Запада. Конкуренцию составляют новые организационные формы (механизмы и технологии) торговли ценными бумагами.



Закономерностью развития организационных форм фондового рынка является постепенное стирание различий между биржевой и внебиржевой формами организации торговли ценными бумагами, появление различных переходных форм. Примером могут служить так называемые «вторые» «третьи», «параллельные» рынки, создаваемые фондовыми биржами и находящиеся под их регулирующим воздействием. Такого рода рынки функционируют с 80-х годов в важнейших европейских центрах торговли ценными бумагами. Их возникновение было обусловлено стремлением фондовых бирж расширить свой рынок, желанием создать упорядоченный регулируемый рынок ценных бумаг для финансирования небольших и средних компаний, являющихся носителями наиболее современных технологий.

Поэтому эти рынки имеют в сравнении с биржевым более низкие требования к качеству ценных бумаг, включают в себя акции малых и средних компаний, но при этом поддерживают регулярность торговли, котировки, единство правил и т. д.

В то же время из внебиржевого оборота возникают системы торговли ценными бумагами, основывающиеся на современных средствах коммуникации и компьютерных технологиях. Эти системы представляют собой подобие территориально распределенной электронной биржи. Они имеют свои правила организации торговли, допуска ценных бумаг на рынок (листинг), отбора участников и т. д.

В качестве примера организованных компьютерных рынков внебиржевой торговли служат:

Система автоматической котировки национальной ассоциации инвестиционных дилеров (используемая в отечественной экономической литературе аббревиатура НАСДАК) (NASDAQ — National Associatiin of Securities Dealers Automated Security);

Канадская система внебиржевой автоматической торговли (СОАТС — Canadian Over-the-counter Automated);

Система автоматической котировки и дилинга при Сингапурской фондовой бирже (SESDAQ — Singapore Stock Exchang Dealing And Automated Quotation System).

Фондовые биржи, возникшие в России за 1991—1992 гг., не заняли лидирующие позиции на отечественном рынке ценных бумаг. Большинство из этих бирж «тихо скончалось» уже в 1994—1995 гг. Фондовая биржа образца 90-х годов не превратилась в торговое, профессиональное и технологическое ядро российского рынка ценных бумаг. Суждено ли занять этому институту финансового рынка в России подобающее ему место, покажет время.

Изначальное преобладание в России внебиржевого рынка ценных бумаг над биржевым связано с тем, что первичное размещение ценных бумаг осуществляется преимущественно на внебиржевом рынке, что соответствует и мировой практике.

В 1995 г. российский внебиржевой рынок ценных бумаг представлен в виде следующих организационных форм и образований:

• система торговли государственными казначейскими обязательствами (НКО); основу торговой сети образуют уполномоченные коммерческие банки, являющиеся депозитариями, в которых по договору с Минфином РФ депонируются глобальные сертификаты, с помощью которых оформляются

• отдельные выпуски КО;

• торговая сеть Сберегательного банка (основу составляет разветвленная филиальная сеть Сбербанка России);

• аукционная сеть (центры приватизации Государственного комитета по имуществу РФ, центры кассового союза) осуществляет первичное размещение выпусков акций приватизированных предприятий (ваучерная приватизация);

• внебиржевой рынок ценных бумаг коммерческих банков;

•  телефонные дилерские рынки, которые получили развитие в процессе приватизации и выхода на рынок значительных объемов акций приватизированных предприятий, а также в процессе первичного размещения акций  вновь создаваемых торгово-промышленных АО и акционерных коммерческих банков;

• электронные внебиржевые рынки;

• «Биржевой аукцион», организованный фирмами «Антарис» и «Принцип Лтд.», аукцион фирмы «Саттаров и К», а также дилерская сеть EL-BIS, созданная компанией «Брок-ИнвестСервис», на внебиржевом рынке ценных бумаг не получили значительного развития. Их заменили:

• Российская торговая система (РТС «Портал»), организованная Профессиональной ассоциацией участников фондового рынка (ПАУФОР):

• Интерфакс-Диллинг (торговая система, созданная Агентством Интерфакс);

• стихийные внебиржевые рынки ценных бумаг (примером может служить уличная торговля «ценными бумагами» АО МММ).

 

Каждый из названных видов внебиржевых рынков (каждый сегмент, сектор внебиржевого рынка) характеризуется определенной системой параметров:

• обращающиеся на данном рынке финансовые инструменты (условия их выпуска — эмиссии и обращения);

• состав участников (их функции);

• наличие (отсутствие) определенной обслуживающей инфраструктуры;

• механизм регулирования данного вида внебиржевого рынка;

• правила работы с данным финансовым инструментом;

• правила осуществления торгов.

 

Для того чтобы получить более полное представление о внебиржевом рынке, необходимо рассмотреть его устройство, отдельные компоненты. С этой целью необходимо ответить на такие вопросы:

• кто участвует во внебиржевой торговле;

• где происходит торговля ценными бумагами на внебиржевом рынке;

• как она организована и каким правилам подчиняется;

• регулируется ли внебиржевая торговля государством и законами и если да, то каким образом?

 

Российская торговая система — система внебиржевой торговли ценными бумагами. В качестве ее первоначального варианта — «Портал» — была принята одна из   подсистем американской внебиржевой системы торговли NASDAQ. Технические средства «Портал» были усовершенствованы российскими специалистами, и система получила свое нынешнее наименование. РТС была создана при финансовом содействии правительства США.

Первоначально система была ориентирована на обслуживание 50 трейдеров, работающих с удаленных терминалов. Однако уже с середины 1995 г. ее ресурсы были исчерпаны.

В настоящее время предполагается установка нового оборудования,  которое сможет удовлетворить потребности нескольких сотен участников рынка, а также распространение этой торговой системы на другие регионы России. По условиям предоставленной помощи формально РТС могут пользоваться члены других саморегулируемых организаций, в частности Ассоциации фондовых дилеров Сибири, Петербургской объединенной торговой системы. Уральской ассоциации брокеров и дилеров.

Основным объектом торговых сделок в РТС являются акции крупнейших российских предприятий, таких, как: РАО ЕЭС, РАО «Норильский никель», АО «Юганскнефтегаз», НК «Лукойл». Всего в основном листинге РТС 13 крупных компаний.

По оценкам брокеров к концу 1995 г. через РТС совершалось не более 10—15% всех сделок с акциями приватизированных предприятий (у крупных московских брокеров — основателей ПАУФОР через РТС проходило около 50% оборота).

Торговля в РТС осуществляется следующим образом. Участники торгов через удаленные терминалы вводят в центральный компьютер свои предложения на покупку и продажу акций. Введенные предложения отображаются на терминалах всех участников торгов. Если кто-нибудь из участников торгов пожелает совершить сделку на предложенных условиях, то он связывается с трейдером, выставившим заявку по телефону, и договаривается с ним о сделке.

Оплата акций и перерегистрация прав собственности совершаются контрагентами сделки самостоятельно, РТС никаких услуг в этом отношении в настоящее время не предоставляет. Таким образом, РТС в современном виде — это своеобразная доска объявлений, доступ к которой регламентируется определенными правилами.

Членами ПАУФОР разработан пакет нормативных документов, регулирующих торговлю через РТС (правила, типовой договор купли-продажи, меры ответственности). Созданы органы, контролирующие и регулирующие деятельность участников РТС — торговый комитет, дисциплинарный комитет (контролирующий соблюдение правил торговли), третейский суд (разбирающий спорные вопросы и конфликтные ситуации).

 

Ключевые моменты правил торговли в РТС:

• все предложения (котировки), введенные в систему, являются «твердыми», т.е. обязательными для исполнения;

• минимальный объем лота, выставляемого в системе, — 10 тыс. дол. США;

• участники торговой системы разделены на несколько категорий, среди которых выделяются маркет-мейкеры, одной из основных задач которых является поддержание ликвидности рынка.

 

В обязанности маркет-мейкеров входят:

• постоянное поддержание двусторонних котировок (на покупку и на продажу) по акциям как минимум трех эмитентов и односторонних котировок (либо на покупку, либо на продажу) как минимум двух эмитентов;

• объем выставляемых ими лотов должен быть не менее 30 тыс. дол. США.

 

Маркет-мейкеры имеют определенные льготы. Так, им предоставляется право, если к ним обратится «простой» участник торгов, менять заявленную в системе цену в пределах 10%.

Основными недостатками РТС являются информационная закрытость (непрозрачность) системы, дискриминация участников торговли и преимущественно справочно-информационный, а не торговый характер системы (она слабо обеспечивает процесс заключения сделки и не обеспечивает условия для ее реализации).

 




Содержание раздела