d9e5a92d

Облигации государственного сберегательного займа


 

Облигации государственного сберегательного займа выпускаются Правительством Российской Федерации в лице Министерства финансов на основании Указа Президента Российской Федерации № 836 от 9 августа 1995 г. «О государственном сберегательном займе Российской Федерации».

Указ Президента России определил, что облигации сберегательного займа должны размещаться на территории Российской Федерации без ограничений, а доходность по этому виду заимствования должна быть не ниже доходности по другим видам государственных ценных бумаг.

12 августа 1995 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление № 812 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации», которое предписало Министерству финансов Российской Федерации выступить в качестве эмитента этих ценных бумаг.

Впервые на российском фондовом рынке появился инструмент, представляющий интерес, как для институциональных, так и для индивидуальных инвесторов.

Указ Президента Российской Федерации предполагает эмиссию этих иных бумаг в течение 1995—1998 г. на общую сумму 10 трлн руб. По состоянию на март 1996 г. Министерством финансов выпущено облигаций государственного сберегательного займа на сумму 4 трлн руб. по номиналу, пятый транш этих облигаций запланирован на апрель 1996 г.

Эта ценная бумага выпущена в бумажной форме, т.е. в виде сертификата облигации номинальной стоимостью 100 000 и 500 000 руб. Облигации могут свободно покупаться и продаваться на рынке ценных бумаг.

Первичное размещение облигаций осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в форме закрытого тендера, участники которого подают заявки со своими предложениями по объему покупки и цене заимствований. Министерство финансов установило минимальный лот при покупке этих ценных бумаг в объеме 10 млрд руб. В ряде случаев Министерство финансов устанавливало максимальный объем заявки на участие в тендере в объеме 200 млрд руб. В дальнейшем участники тендера в соответствии с договором купли-продажи облигаций осуществляли платежи за облигации в федеральный бюджет, и на основании полученной Министерством финансов информации о получении денег на корреспондентский счет Главного управления Федерального казначейства облигации государственного сберегательного займа выдавались изготовителем облигаций — государственным объединением Гознак. В соответствии с условиями договора, который заключался Министерством финансов с участниками тендера на право приобретения облигаций, покупатели были обязаны в течение достаточно короткого срока разместить эти облигации преимущественно среди населения. По итогам размещения первых четырех траншей можно сказать, что эти ценные бумаги нашли своего инвестора и пользуются весьма значительным спросом.

Эмитент приложил все усилия для того, чтобы сделать эти ценные бумаги привлекательными, с точки зрения участников рынка. Купон по этим облигациям, объявляемый за неделю до размещения, определялся исходя из размера купона облигаций федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ-ПК). Кроме того, Министерство финансов с целью повышения заинтересованности инвесторов в приобретении этих ценных бумаг устанавливало определенные льготы для инвесторов. Так, по первым купонам первого и второго транша Министерством финансов была установлена премия для инвесторов.

Высокой ликвидности этих ценных бумаг способствует также то, что они являются ценными бумагами на предъявителя, т.е. операции с ними не требуют специальных технологий. Это достоинство для индивидуальных инвесторов одновременно является недостатком для институциональных. В связи с этим Министерство финансов ведет работу по иммобилизации этих Ценных бумаг в едином депозитарии, что позволит осуществлять операции с ними путем проведения операций по счетам депо. Необходимость депонирования этих ценных бумаг также связана с проблемой выплаты купонов и погашением облигаций, что требует специальных подтверждений подлинности этих ценных бумаг.

Купон по облигациям государственного сберегательного займа выплачивается ежеквартально. Платежным агентом по этому виду ценных бумаг Дается Сберегательный банк Российской Федерации.

Правилами эмиссии облигаций государственного сберегательного займа временным купоном не предусмотрен досрочный выкуп этих ценных бумаг Министерством финансов. Осуществить операции по купле-продаже этих ценных бумаг инвестор может на вторичном рынке ценных бумаг представленном прежде всего коммерческими банками и инвестиционными институтами. Облигации государственного сберегательного займа обращаются на вторичном рынке ценных бумаг путем организации банками и инвестиционными компаниями котировок этих ценных бумаг. Банки и инвестиционные компании на добровольной основе за счет собственных средств устанавливают цены покупки и продажи этих ценных бумаг, что делает эти бумаги весьма ликвидными. При этом при установлении цен купли-продажи облигаций государственного сберегательного займа учитываются факторы, которые влияют и на другие виды ценных бумаг, а именно: срок нахождения этих ценных бумаг в портфеле инвестора, размер накопленного дохода, сопоставимая доходность на рынке других видов ценных бумаг, спрос и предложение на рынке этого вида ценных бумаг. Действие этих факторов приводит к весьма существенным различиям в ценах на эти ценные бумаги как у отдельных операторов рынка, так и по регионам.

Как и облигации федеральных займов с переменным купоном, эти ценные бумаги имеют льготное налогообложение в пределах сумм, выплачиваемых Министерством финансов в качестве доходов по этим ценным бумагам. При обращении этих ценных бумаг на вторичном рынке эти ценные бумаги имеют льготное налогообложение в пределах накопленного дохода за каждый день с момента объявления купона, ставка по которому ежедневно объявляется Министерством финансов Российской Федерации.

Облигации государственного сберегательного займа решают ряд важнейших задач. К этим задачам прежде всего относится задача финансирования дефицита федерального бюджета, что во всех промышленно развитых странах делается при помощи выпуска государственных ценных бумаг. С другой стороны, этот вид ценных бумаг представляет собой механизм мобилизации сбережений как юридических, так и физических лиц на выгодной для инвестора основе.

 




Содержание раздела