d9e5a92d

Фондовые биржи россии


Рассматривая развитие рынка ценных бумаг в историческом аспекте, можно выделить несколько периодов. Во-первых, дореволюционный (до 1917 г.), затем советский период (с нэпа и последующие годы) и, наконец, современный этап, начавшийся с приватизации государственной собственности.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с условиями их формирования, есть и некоторые общие черты, которые позволяют лучше понять и оценить современные процессы развития фондового рынка.

Рынок ценных бумаг, функционировавший в Российской империи, играл важную роль в экономической жизни страны. Он был непосредственно связан с состоянием промышленности, сельского хозяйства, транспорта и вообще с политико-экономическим и финансовым положением России.

Его возникновение и становление говорило о том, что Россия плавно входила в круг развитых промышленных держав, поднималась на новый уровень социально-экономического развития, требовавшего аккумуляции денежных накоплений промышленников, купцов, банков, обычных граждан, направления этих средств на производительное потребление.

Исторической точкой отсчета возникновения Российского фондового рынка можно считать 1769 г., когда в Амстердаме был размещен первый выпуск  Российского государственного займа. Первоначально потребности государства в необходимых финансовых ресурсах удовлетворялись большей частью за счет распространения крупных государственных займов на иностранных рынках. Собственно на российском рынке государственные долговые бумаги появились значительно позже, лишь сорок лет спустя, в 1809 г.

Условия выпуска и основные правила были определены Высочайшим указом от 25 марта  1809 г., согласно которому размер дохода был определен в 6% годовых и плюс 1% грация (премия). Доходность на государственные ценные бумаги была выше, чем та, которую предоставляли государственные кредитные учреждения.

Однако последние имели более глубокие традиции, пользовались доверием у населения, разветвленная сеть делала их доступной и удобной для широкой публики. Поэтому для успешного размещения выпуска его владельцам предоставлялись определенные льготы. Так, облигации могли приниматься в залог по всем подрядам и откупам, в определенной части приниматься в уплату казенных сборов и таможенных пошлин. Процент и грация по облигациям выплачивались ежегодно вперед за год.

 

Несмотря на определенные трудности, связанные со становлением рынка государственных долговых обязательств, в период с 1809 по 1816 г. было выпущено бумаг на сумму 354 млн. руб.

Успешное размещение первых займов положило начало регулярному использованию этого источника финансирования государственной казны. Однако до середины прошлого века внутренние государственные займы покрывали лишь около 10% государственного долга, остальное казна получала за счет размещения российских займов за рубежом.

Государственные процентные бумаги были широко представлены на российском фондовом рынке в биржевом и внебиржевом обороте.

В 30-х годах на фондовом рынке появляются в обращении акции и облигации частных компаний, выпуск и обращение которых регулировались принятым в 1836 г. Законом о промышленных обществах. Однако их оборот по сравнению с государственными процентными бумагами и аналогичными бумагами на западном фондовом рынке был незначителен, что, в общем-то, соответствовало определенному уровню развития капитализма в России в тот период.

К 1911 г. насчитывалось 1617 акционерных компаний, из них на Петербургской бирже котировались акции лишь 275. Сделки совершались главным образом с акциями железных дорог, коммерческих и земельных банков, нефтяных и металлургических предприятий, страховых компаний.

Реформы третей четверти прошлого века создали предпосылки для появления на фондовом рынке долговых обязательств местных органов власти. Их появление диктовалось острой нехваткой средств для развития местной культурно-хозяйственной жизни.

Доходность на эти бумаги, как правило, устанавливалась выше, чем по государственным долговым обязательствам, однако с последними они не могли конкурировать.

Во-первых, это было вызвано ограниченностью их хождения как на биржевом, так и уличном рынке. География их обращения была ограничена тем регионом, где их выпускали. Во-вторых, они имели длительные сроки погашения в 39 и 49 лет, а иногда и еще больше.



К началу 1913 г. облигационные займы имелись у 65 городов, однако более 80% сумм по займам приходилось на 8 крупнейших городов, в том числе Москву и Санкт-Петербург.

Значительная часть этих займов размещалась на зарубежных рынках из-за отсутствия необходимых финансовых ресурсов на местах.

Таким образом, на российском фондовом рынке были представлены государственные долговые обязательства, долговые обязательства городов, акции и облигации промышленных и транспортных предприятий.

Государственные бумаги выпускались правительством как именные, так и на предъявителя. С 1906 г. владелец предъявительских облигаций государственных займов получал возможность заменить их на именные облигации, называемые удостоверения именной записи. Если в первом случае проценты выплачивались предъявителю купона, то проценты по удостоверению именной записи выплачивались только тому лицу, на чье имя было выписано удостоверение или на его поверенного в делах. До 1895 г. Министерство финансов не принимало никаких заявлений об утрате купонов, затем до правилам, принятым в 1895 г., если владелец ценной бумаги мог доказать время приобретения, время утраты и обстоятельства, при которых утрачена ценная бумага, то можно было рассчитывать на получение капитала и процентов по нему. Поэтому именные ценные бумаги считались более надежными и давали гарантию прочности владения ценной бумагой.

 

Обращение предъявительских ценных бумаг в именные и наоборот производила Государственная комиссия погашения долгов. Для поощрения развития именных бумаг при превращении предъявительских в именные все доходы относились на казенный счет, а при обратном превращении — на счет владельца бумаги.

Акции по законодательству Российской империи были именными бумагами. Но поскольку устав акционерного общества являлся законодательным актом, положения которого имели приоритет над положениями общего законодательства, то во многих случаях уставами АО делались исключения в пользу акций на предъявителя. Поэтому на рынке ценных бумаг преобладали предъявительские акции, причем доля последних постоянно росла. Так, если в 1910 г. соотношение между именными бумагами и предъявительскими было 1:2, то в 1912г. — уже 1:3.

Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах и через Государственный банк России. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялись в соответствии с правилами биржевой торговли, конкретных бирж.

Крупнейшей биржей, осуществлявшей фондовые операции, была Санкт-Петербургская, на которой торговля ценными бумагами началась после выпуска первых государственных займов. На ней были приняты в 1883 г. и первые правила, регулирующие операции с ценными бумагами. В 1891 г. аналогичные правила были приняты на Московской бирже.

Кроме столичных бирж операции с фондовыми ценностями вели Варшавская, Киевская, Одесская, Харьковская и Рижская биржи.

 

Согласно правилам биржевая публика фондового отдела состояла из:

• действительных членов:

• постоянных посетителей;

• гостей.

 

Кроме того, фондовый отдел посещался представителями Министерства  финансов как для осуществления надзора, так и для осуществления сделок с фондами и валютой за счет государственного банка и государственного казначейства.

Действительными членами могли быть только представители банков,  банкирских контор и лица, имевшие промысловое свидетельство первого разряда на проведение банкирских операций. Действительные члены имели право заключать сделки на бирже через своего уполномоченного и подручных, не прибегая к посредничеству маклеров.

В отличие от действительных членов постоянные посетители, кроме присутствия на биржевом собрании, имели право заключения сделок через посредничество фондовых маклеров. Постоянными посетителями могли быть лица, имевшие промысловое свидетельство первой гильдии.

Содержание раздела