Он начинается после получения желаемых сценариев. Этот процесс позволяет определить новые цели, политики и их значимость для более эффективного использования в последующем прямом процессе планирования.
Проведенный выше анализ показывает, что наибольший вес по влиянию на развитие исследуемой отрасли имеют такие акторы, как Министерство и производственники. Поэтому в первом обратном процессе целесообразно выработать эффективные политики именно для этих акторов, чтобы они начали влиять на смещение приоритетов в сторону желаемых сценариев.
Для решения данной задачи построена иерархия первого обратного процесса (рис. 3.12). Фокусом иерархии является желаемая стратегия развития отрасли виброзащитных систем. На уровне 2 расположены желаемые сценарии развития отрасли. При этом приняты во внимание шесть сценариев, рассмотренных ранее в первом прямом процессе. Приоритеты желаемых сценариев соответствуют приоритетам вероятных сценариев, определенных относительно ученых и проектировщиков.
На уровне 3 определены основные проблемы, которые возникают при реализации желаемых сценариев. Для определения значимости проблем при их попарном сравнении следует отвечать на вопрос, разрешение какой проблемы предпочтительно для достижения желаемого сценария.
Определено шесть проблем, приводимых ниже.
Проблема 1.
Для достижения желаемых сценариев требуются значительные субсидии на перестройку существующего предприятия.
Проблема 2.
У производственников высокий уровень консервативности мышления в отношении перестройки производства для создания новых изделий.
Проблема 3.
В производственной сфере, требующей перестройки, низкие материальные и моральные стимулы у рабочих и инженерно-технических работников.
Проблема 4.
Существующие в нормативных документах нормы на вибрацию имеют низкий уровень, что не способствует созданию и внедрению в практику более эффективных технических систем.
Проблема 5.
Отсутствует необходимое финансирование научных исследований в области функциональных свойств и надежности новых систем виброзащиты.
Проблема 6
Отсутствует специальная служба, обеспечивающая контроль за безопасностью эксплуатации скоростных железнодорожных транспортных средств.
На уровне 4 иерархии расположены наиболее значимые акторы (Министерство путей сообщения и производственники), контролирующие существующие проблемы. При установлении степени важности одного актора перед другим здесь следует ответить на вопрос, какой актор в большей степени контролирует проблемы и влияет на их разрешение.
Уровень 5 образован альтернативами-целями, которые необходимо применить во втором прямом процессе для сближения вероятного и желаемого исходов.
Для двух указанных акторов определено шесть новых альтернатив-целей:
А1 — привлечение инвестиций из военно-промышленного комплекса (ВПК) для создания специальных активных систем виброзащиты, способных одновременно эффективно функционировать на военных и гражданских транспортных средствах;
А2 — развитие кооперации с иностранными фирмами, создание совместных предприятий и привлечение зарубежных инвестиций;
А3, — ужесточение норм на вибрацию;
А4 — организация системы прямых экспортных поставок комплектующих систем виброзащиты без привлечения посредников;
А5 — разработка на производстве более совершенной системы материального и морального стимулирования труда;
А6 — проработка вопроса о привлечении инвестиций частных спонсоров.
Для определения относительной важности альтернатив-целей эксперту при составлении матриц попарных сравнений следует ответить на вопрос, какая из двух сравниваемых целей и насколько предпочтительнее для достижения j-м актором желаемой стратегии развития отрасли виброзащитных систем? В приведенной иерархии (см. рис. 3.12) акторы имеют различное число целей, поэтому иерархический синтез осуществляется четвертой модификацией метода анализа иерархий.
Результирующий вектор приоритетов альтернатив-целей имеет следующий вид:
Анализ приведенного вектора показывает, что наиболее значимыми являются цели, соответствующие альтернативам А1, A2 и А4. Полученный вектор приоритетов альтернатив-целей необходим для установления относительной значимости целей во втором прямом процессе планирования.