d9e5a92d

Задачи современного этапа реструктуризации банковской системы


Задачи второго этапа реструктуризации состоят в обеспечении устойчивого роста капитальной базы и реальных объемов банковских операций, выведении с рынка банковских услуг нежизнеспособных кредитных организаций и усилении взаимосвязи банков с реальным сектором экономики. Эффективность реструктуризации банковской системы будет зависеть от того, насколько удастся обеспечить развитие взаимосвязей банковского и реального секторов экономики, использовать новые способы и формы участия государства в кредитной поддержке экономики через банковскую систему. Без учета связи с реальным сектором могут быть воспроизведены пороки прежней системы с ее ориентированностью на спекулятивные операции.

Поэтому реструктуризацию банковской системы следует рассматривать не как комплекс технических мер по восстановлению работоспособности кредитных организаций, а как регулируемый государством процесс эффективных структурных сдвигов в банковской сфере, сопровождающийся соответствующими изменениями в государственной финансовой политике и направленный на формирование динамично развивающейся и адекватной потребностям народного хозяйства банковской системы.

Как показывает международная практика, реструктуризация банковской системы является длительным, трудоемким и дорогостоящим процессом. Мировой опыт свидетельствует также о много вариантности путей реформирования банковских систем. Поэтому одним из основных принципов реструктуризации является выбор таких способов ее проведения, которые обеспечили бы минимизацию затрат.

В числе вариантов восстановления банковской системы, как правило, рассматриваются: самостоятельный выход банков из кризиса посредством консолидации банков различных классов, усиление государственной поддержки банковской системы, расширение участия иностранного капитала в банковском секторе и увеличение квоты иностранного капитала в уставном капитале российских банков, устанавливаемой Банком России.

Следует отметить, что при всей желательности варианта реформирования банков путем наращивания их собственных усилий, с учетом глубины системного банковского кризиса он недостаточно реалистичен. Если восстановление капитала банковской системы будет осуществляться только собственными усилиями банков (за счет зарабатываемой прибыли), это потребует как минимум пять лет, что вряд ли отвечает потребностям национальной экономики.

Осуществление широкой государственной поддержки банковской системы требует значительных средств. Страны, проводившие реструктуризацию банковской системы, несли крупные затраты: США 3—5% ВВП, Испания, Венгрия — около 1%, Чили — более 30%. Реализация государственной программы по реформированию банковского сектора в Южной Корее оценена в 1,7 млрд долл.

Масштабное привлечение средств западных инвесторов сопряжено с созданием мощной конкуренции отечественным банкам, и так ослабленным финансовым кризисом, поскольку зарубежные кредитные организации обладают большим опытом, имеют лучшую репутацию и предлагают более широкий спектр услуг. В связи с этим наиболее приемлемым способом реструктуризации банковской системы представляется использование не отдельно взятого варианта из числа рассмотренных, а их определенная комбинация, включающая адресную селективную государственную поддержку и создание условий для деятельности жизнеспособных банков, привлечения внешних инвесторов, расширения капитальной и ресурсной базы. При этом консолидация банковского капитала, которая, по оценкам специалистов, осуществляется очень медленно, может быть ускорена при стимулирующем воздействии государства.

Так, создание Агентства по реструктурированию банков, аналоги которого существовали в различных странах (США, Японии, Бразилии и др.), как раз призвано содействовать процессу слияния банков, в том числе за счет покупки Центральным банком части долгов проблемных банков, и оздоровлению кредитных организаций путем проведения работы с проблемными активами и пассивами санируемой организации. Финансовые ресурсы АРКО первоначально составляли всего 10 млрд руб., что позволяло осуществить санацию лишь части банков. По состоянию на 1 августа 2000 г. АРКО осуществлялись мероприятия по реструктуризации 19 кредитных организаций; из них 15 перешли под управление АРКО.

При отсутствии в бюджете достаточных средств для реструктуризации банков основное значение придается созданию макроэкономических условий, благоприятствующих капитализации и расширению ресурсной базы банков, формированию законодательно-правовых основ банковской деятельности, совершенствованию банковского надзора. Важными принципами проведения реструктуризации банковской системы является индивидуальный подход к конкретному банку, осуществление государственной поддержки при условии разработки и реализации плана реструктуризации банка, ориентация на увеличение капитальной и ресурсной базы путем привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов.

Восстановление и наращивание инвестиционного потенциала коммерческих банков в рамках комплекса мер по реструктуризации банковской системы России предполагает усиление роли государства в формировании долгосрочной ресурсной базы банковской системы, соответствующей потребностям инвестирования реального сектора, восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков, клиентов, отечественных и иностранных кредиторов. В основу усиления государственной поддержки реструктуризации банковской системы должен быть положен разумный компромисс между необходимостью развития банковской сферы и возможностями федерального бюджета.

Особенно актуальным является принятие пакета законов, необходимого для реализации этих мер, в частности федеральных законов «О гарантировании вкладов граждан в банках», «О банковских холдингах», «О государственном архиве кредитных историй», а также оперативная корректировка действующего законодательства, внесение изменений и дополнений в федеральные законы «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О реструктуризации кредитных организаций», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности».

Поскольку банковская система представлена в основном небольшими банками, масштабное инвестирование реального сектора может быть осуществлено на основе банковских объединений или создания временных альянсов. Наиболее перспективными формами являются: реорганизация системы региональных банков на основе выделения опорных банков с развитой филиальной сетью; формирование смешанных пулов российских и иностранных банков; интеграция банковского капитала с промышленным в форме финансово-промышленных групп.

Вместе с тем в сложившихся условиях становится весьма актуальной необходимость развития системы специализированных инвестиционных банков, в том числе с государственным участием. В большинстве стран с переходной экономикой доля участия государства является довольно весомой, %: в Китае 99, Индии 88, Индонезии 85, Тайване 77, Бразилии 48, Польше 46, Аргентине 36, Венесуэле 30, Мексике 28.

Без опоры на крупные банки с государственным участием вряд ли возможно решение задач аккумулирования достаточных финансовых ресурсов, их перераспределение между секторами экономики, удовлетворение спроса крупных предприятий на инвестиционные ресурсы, привлечение иностранного инвестиционного капитала. Участие государства в банковском секторе соответствует переходному этапу развития России. При этом следует учитывать, что при создании определенных условий государство должно уменьшать свое присутствие в банковском секторе. Это подтверждается и мировой практикой. Так, значительно сокращено участие государства в коммерческом банковском секторе в Германии (хотя оно продолжает оставаться значительным), во Франции, Италии, других западноевропейских странах.

Действующие в российской экономике финансовые институты с государственным участием (Российская финансовая корпорация, Всероссийский банк развития регионов, Росэксимбанк и др.) пока отличаются низкой эффективностью. Отозвана лицензия у Российского банка реконструкции и развития. Созданный в июле 1999 г. Российский банк развития (РБР) пока не играет существенной роли в финансировании инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики.



Однако при условии ориентации деятельности на осуществление инвестиций в производство, государственную поддержку высокотехнологичных производств, реструктуризацию предприятий, представивших обоснованные планы стратегического развития, обслуживание целевых государственных займов, привлечение сбережений населения под государственные гарантии государственные банки развития могут существенно изменить ситуацию во взаимоотношениях банковского и реального секторов экономики.

При этом банки с государственным участием, как и кредитные организации других форм собственности, должны работать на рыночных принципах, оценивая риски своей деятельности и отвечая по своим обязательствам.

Действительные возможности развития инвестиционной деятельности в сложившихся условиях во многом зависят от эффективной реструктуризации банковской системы. Серьезные изменения в роли и значимости не только отдельных крупных или мелких, но целых групп банков, происшедшие под воздействием финансового кризиса, ориентируют многие из них на поиск более рациональных форм взаимодействия с отечественной промышленностью, другими сферами деятельности национальной экономики. В связи с этим весьма полезным может оказаться изучение богатого опыта, накопленного в этой области в мировой практике, и возможностей его использования в российской экономике.

 

 




Содержание раздела