d9e5a92d

Состояние инвестиционного климата и меры по его улучшению


 

Состояние инвестиционной сферы экономики страны свидетельствует о том, что инвестиционная деятельность сегодня является недостаточно привлекательной для потенциальных инвесторов.

 

В основе этого лежит ряд причин, ухудшающих инвестиционный климат в России, в том числе:

политическая нестабильность;

неотработанные, противоречивые и постоянно меняющиеся законодательная база и налоговая система;

высокий уровень инвестиционных и кредитных рисков;

отсутствие механизмов защиты инвестиций, раздела продукции;

несовершенная банковская система (недостаток на внутренних рынках денежных ресурсов, их краткосрочная структура, неотлаженность платежей и расчетов, отсутствие практического опыта и квалификации банковских работников для оценки и принятия инвестиционных и кредитных рисков и др.);

низкий уровень инфраструктуры (аудит, страхование, консалтинг, оценка, правовая поддержка, телекоммуникации, транспортный и гостиничный сервис, обеспечение личной безопасности);

несовершенство фондового рынка в отношении регистрации прав акционеров, депозитарного обслуживания, информационной прозрачности рынка, низкая ликвидность фондовых ценностей;

плохой менеджмент на предприятиях;

необязательность выполнения достигнутых договоренностей;

усложненность процедур согласования инвестиционных проектов;

несоответствие системы учета международной практике стандартов бухгалтерского и финансового учета и отчетности и др.

 

На состояние инвестиционного климата негативно влияют такие факторы, как наличие значительного внешнего и внутреннего долга, высокие инвестиционные риски, низкий кредитный рейтинг. Так, в соответствии с данными компании Morgan Stanley, разработавшей в 1999 г. индекс инвестиционной привлекательности по развивающимся рынкам, инвестиционная привлекательность России оценена в 3%, в то время как, например, аналогичный показатель по Бразилии составил 12%.



Недостаточная привлекательность инвестиций в российскую экономику обусловливает значительные масштабы оттока российского капитала за рубеж. По мнению западных экспертов, это отражает наличие в российской экономике определенного избытка собственного инвестиционного капитала, который при известных условиях может быть вложен в ее развитие, а также отсутствие механизма трансформации сбережений в инвестиции.                             

В сложившихся условиях привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики предполагает разработку комплекса мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, стабилизацию правовой среды, обеспечение гарантий и страхования инвестиционной деятельности, совершенствование системы стимулирования и налоговых льгот с целью капитализации прибыли и реинвестирования доходов от иностранного капитала.

Важной составляющей этого комплекса мер является принятие в июле 1999 г. Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Закон направлен на создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, обеспечение стабильности условий их деятельности, соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Закон устанавливает национальный режим для деятельности иностранных инвесторов, основные гарантии обеспечения прав инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, предусматривает полную и безусловную защиту прав и интересов деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. В законе определены условия осуществления инвестиционной деятельности, в отношении которых может быть применен специальный законодательный режим. Они связаны с участием иностранных инвесторов в приоритетных инвестиционных проектах. Установлены гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства Российской Федерации, которое распространяется на коммерческие организации с долей иностранных инвестиций в уставном капитале выше 25%.

Важную роль в расширении инвестиционного сотрудничества должно сыграть предоставление иностранным инвесторам правовых гарантий защиты их капиталовложений путем разработки и заключения межгосударственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Данные соглашения предоставляют иностранным инвесторам режим наибольшего благоприятствования или национальный режим, гарантии инвестиционной деятельности, защиту прав и интересов, а также возмещение убытков.

Вступили в действие законы, регламентирующие соглашения о разделе продукции: Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г., Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 7 января 1999 г. № 19-ФЗ и «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 10 февраля 1999 г. № 32-ФЗ. Принят ряд законов «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции». В настоящее время на их основе могут разрабатываться 25 месторождений и участков недр.

Однако, несмотря на ряд принятых мер, инвестиционный климат пока остается неблагоприятным, что определяет незначительность притока иностранных инвестиций в российскую экономику. В этих условиях становится актуальной необходимость наиболее полного использования внутреннего инвестиционного потенциала, создания эффективного механизма трансформации сбережений в инвестиции. Анализ данной проблемы предполагает изучение особенностей становления рыночных механизмов инвестирования в российской экономике.

 




Содержание раздела