Принятый подход к реструктуризации банков предполагал выделение четырех групп кредитных организаций, для каждой из которых предусматривалась особая стратегия поведения и степень участия государства. Так, к первой группе были отнесены стабильно работающие банки, не испытывавшие значительных затруднений в управлении текущей ликвидностью и способные работать без государственной поддержки, ко второй — региональные банки, которые должны были стать «опорными» в будущей региональной банковской системе при поддержке государства, третьей — отдельные не имевшие возможности самостоятельно продолжать банковские операции крупные банки, которые нецелесообразно ликвидировать вследствие слишком высоких социальных и экономических издержек, четвертой — банки, испытывавшие существенный дефицит ликвидности или собственных средств, или проблемные банки.
По оценкам Банка России, из 1473 действующих на тот период банков 1032 (70%) являлись финансово стабильными, способными работать без государственной поддержки; 441 банк (30%) относился к проблемным, характеризовавшимся значительным дефицитом ликвидных средств и капитала, не способным выйти самостоятельно из кризиса. Ряду проблемных банков, в составе которых было 18 крупнейших банков, планировалось оказать государственную поддержку, учитывая их экономическую и социальную значимость (на данную группу банков приходилось почти 50% активов и 45% вкладов населения без Сбербанка РФ).
Важная роль в процессе реструктуризации отводилась Центральному банку РФ и специально созданному институту — Агентству по реструктуризации кредитных организаций (АР КО).
Задачи Центрального банка состояли в разработке проекта Концепции развития банковской системы, активизации работы по восстановлению банковского сектора, обеспечению расчетов и стимулированию рекапитализации банков. Банк осуществлял контроль за реализацией кредитными организациями планов финансового оздоровления, поддерживал ликвидность платежеспособных банков посредством денежно-кредитных инструментов, отзывал лицензии у нежизнеспособных банков.
На АРКО возлагались основные функции по реструктуризации кредитных организаций: управление государственными средствами, выделенными на данные цели, кредитование коммерческих банков, в том числе и под залог их акций, управление активами кредитных организаций, участие в процедурах банкротства.
Меры первого этапа реструктуризации банковской системы, предпринятые в 1999 г. исполнительной, законодательной властью и Банком России, позволили сохранить жизнеспособное ядро банков, восстановить основные операции на рынке банковских услуг. Принятие федеральных законов «О реструктуризации кредитных организаций» и «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» способствовало формированию правовой среды, реструктуризации банковской системы и активизации деятельности Банка России по ликвидации банков с неудовлетворительным финансовым состоянием и не имевших перспектив развития.
К итогам первого этапа реструктуризации можно отнести: уменьшение количества проблемных банков, рост рекапитализации банков, восстановление масштабов банковской деятельности и доверия к банковской системе со стороны клиентов, вкладчиков, кредиторов. Увеличилось присутствие иностранного капитала в банковском бизнесе, доля нерезидентов в совокупном уставном капитале действующих кредитных организаций возросла с 4% в 1998 г. до 14% в 2000 г. Однако достижение позитивных результатов по ряду направлений не означает, что удалось добиться полного преодоления последствий банковского кризиса и оздоровления банковской системы.