d9e5a92d

Банки развития и их роль в экономике


 

Наличие банков, которые функционируют в сферах деятельности, имеющих актуальное значение для национальной экономики, при поддержке государства, характерно для многих стран. Одной из тенденций современной мировой практики является расширение деятельности банков развития. В соответствии с концепцией, разработанной «World Bank», такие институты должны стать катализаторами, призванными стимулировать финансирование важных экономических программ и проектов (табл. 9.2).

 

Таблица 9.2. Крупнейшие банки развития

 

Банки развития различаются по направлениям и масштабам деятельности, формам собственности, организационно-правовым формам и другим характеристикам. Они представлены как относительно небольшими, так и крупнейшими финансовыми институтами, лидирующими в рейтинге банков развития мира. В мировой практике получили распространение как частные, так и государственные банки развития.

Так, в Германии банки развития, как кредитные институты с особыми задачами, представляют собой частные и государственные финансово-кредитные организации, выполняющие ряд функций по стимулированию определенных сфер национальной экономики. Частным банком является, к примеру, «Industriekreditbank AG — Deutsche Industriebank», занимающийся выдачей долгосрочных кредитов предприятиям, финансовое состояние которых не позволяет привлекать средства за счет эмиссии акций, государственным — «Kreditanstalt fur Wiederaufbau» (Банк восстановления), деятельность которого связана с поддержкой кризисных отраслей экономики и кредитованием экспорта.

В Нидерландах многие из специализированных банков являются государственными или функционируют на основе государственных гарантий. К таким банкам, в частности, относятся Национальный инвестиционный банк («De Nationale Investeringsbank NV»), осуществляющий вложения капитала в менее развитых регионах и предоставление кредитной поддержки компаниям, испытывающим финансовые трудности, и Нидерландская компания страхования кредитов («Nederlandse Credietverzekering Maatschappij NV»), производящая в особых случаях страхование политических рисков. Во Франции на долю государственных кредитных институтов приходится более половины долгосрочных кредитов.

Периоды экономических кризисов характеризуются усилением роли государства в инвестиционных процессах, в том числе и путем роста присутствия в кредитных институтах. В качестве одного из примеров можно привести деятельность созданного в 1930 г. в Италии Института реконструкции развития (ИРИ). Совмещая черты холдинга и банка, ИРИ действовал на основе системы государственного акционерного участия: на средства, полученные от эмиссии облигационных займов, из бюджета, от различных государственных и смешанных финансовых учреждений ИРИ осуществлял покупку крупных, в том числе и контрольных, пакетов акций проблемных банков и промышленных компаний. При необходимости ИРИ приобретал дополнительные пакеты акций и финансировал банки и компании, становившиеся его дочерними предприятиями, или осуществлял ликвидацию структур с безнадежным финансовым положением.

В послевоенные десятилетия был создан ряд аналогичных ИРИ государственных институтов: ЭФИМ, ЭНИ, ДЖЕПИ с участием государственного банка «Institute Mobilliare Italiano» (ИМИ). В настоящее время, когда в условиях определенной экономической стабилизации государственная поддержка потеряла свою значимость, правительство Италии приступило к процессу постепенной приватизации промышленно-финансовых комплексов.

Традиционно значительной является роль государства в поддержке национального, в том числе и банковского, бизнеса в Японии. В отличие от западной модели, ориентированной на вмешательство государства в экономику в случае сбоев рыночного механизма, японская модель носит превентивный характер.

Весьма поучительным является японский опыт восстановления экономики на основе схемы приоритетных производств, в соответствии с которой капитал через Государственную финансовую корпорацию восстановления концентрированно направлялся в базовые отрасли промышленности.

 

В последующий период, при достижении стабильности экономического развития, для финансового обеспечения инвестиционного спроса были восстановлены банки долгосрочного кредитования, учреждены траст-банки и ряд дополняющих их функции государственных финансовых институтов: «Японский банк развития», «Экспортно-импортный банк Японии», которые предоставляли средства со счетов бюро доверительных фондов Министерства финансов (рис. 9.1).

 



 

Использовались также определенные виды финансового регулирования: регулирование процента, сфер деятельности, разделение внутреннего и внешнего рынка (валютный контроль при операциях с капиталом и др.).

В условиях мирового валютно-финансового кризиса 1997—1998 гг., вызвавшего ухудшение положения японской экономики и падение ликвидности банков, для обеспечения экономического подъема и реформирования финансового сектора правительством страны была принята схема банков-мостов, согласно которой убыточные банки должны перейти под временное государственное управление с последующей продажей, а часть тех операций, которые приносят доход, передана государственным банкам-мостам. Государственные банки-мосты создавались в рамках корпорации «Хейсей файнэншл ресторейшн». Корпорация «Страхование депозитов» финансировала эти учреждения необходимыми средствами для оздоровления кредитных операций убыточных банков и покрытия возможных рисков. Для решения проблем 19 крупнейших банков, основной из которых являлся рост безнадежных долгов и, как следствие, ослабление капитальной базы, были использованы государственные средства для стимулирования слияний этих банков, играющих значительную роль в финансировании стратегически важных секторов экономики.

Несомненный интерес представляют процессы государственного участия в становлении механизмов мобилизации инвестиционного капитала в новых индустриальных странах, в частности в Республике Корея, где формирование банковской системы было подчинено потребностям обеспечения экономического роста. С целью финансирования проектов экономического развития в промышленном и аграрном секторах экономики был учрежден «Корейский банк развития», являющийся государственным кредитным институтом, на базе Федерации финансовых ассоциаций образован «Сельскохозяйственный банк Кореи».

Позже была сформирована целая система специализированных банков для оказания финансовой поддержки как стратегическим, так и менее важным отраслям, созданы «Корейский банк долгосрочного кредитования», «Экспортно-импортный банк Кореи», торговые и банковские корпорации, обеспечивающие предоставление нефинансовым предприятиям средне- и долгосрочных кредитов и мобилизацию иностранного капитала. В результате принятия ряда мер, направленных на привлечение средств на организованный фондовый рынок, была учреждена сеть небанковских инвестиционно-финансовых и взаимно-сберегательных компаний.

Таким образом, становление разветвленной и гибкой кредитно-банковской системы, создавшее необходимые предпосылки для достижения высокого уровня инвестиций, восприятия индустриальных и технологических нововведений, происходило при непосредственном участии и контроле со стороны государства.

Эти и другие примеры убедительно свидетельствуют о том, что решение стратегических задач национальной экономики путем активизации инвестиционной деятельности кредитных институтов требует действенного государственного участия. Степень этого участия во многом определяется сформированностью рыночных механизмов, формы и методы — особенностями конкретной экономической ситуации. Эффективность тесного взаимодействия государства, банков, нефинансовых предприятий, необходимого для достижения общих национальных интересов, особенно важна на этапах выхода из экономического кризиса.

 

 




Содержание раздела