Изменение структуры инвестиционного капитала и статуса субъектов инвестирования, соответствующее по внешним признакам условиям рыночной экономики, не привело к ожидаемым результатам — масштабной активизации их инвестиционной деятельности. Свертывание участия государства в реализации инвестиций явилось следствием не только смены инвестиционных режимов, связанной с переходом к рынку, но и резким сокращением государственных доходов в условиях экономического спада.
Масштабы и темпы сокращения инвестиций за счет федерального и региональных бюджетов, фонда государственной поддержки приоритетных отраслей обусловили перенос центра тяжести в государственной инвестиционной политике на частные структуры: предприятия, банки, население. Однако, несмотря на количественный рост и диверсификацию субъектов инвестиционной деятельности в частном секторе, их роль в инвестиционном процессе оказалась недостаточной для того, чтобы заполнить вакуум, образовавшийся вследствие ухода государства из экономики в инвестиционной сфере.
По мере изменения структуры собственности государственные источники инвестиционных ресурсов должны были замещаться все более многообразными частными источниками, что должно было привести к развертыванию масштабной децентрализации инвестиционной деятельности, росту масштабов и эффективности инвестирования.
В действительности децентрализация инвестиционной деятельности, выразившаяся в увеличении доли негосударственных источников инвестирования (в основном вследствие сокращения числа государственных предприятий в результате их приватизации) и существенном сжатии централизованных инвестиционных ресурсов, сопровождалась резким свертыванием инвестиционной деятельности, снижением совокупного инвестиционного потенциала при оттоке капитала из материального производства в сферу торговых и финансовых услуг.
В ходе экономического реформирования наиболее сложными оказались вопросы создания институтов стратегических инвесторов, реальных квалифицированных частных собственников, способных обеспечить мобилизацию инвестиционных ресурсов и действенного механизма перераспределения сбережений частных инвесторов, обеспечения условий для мобилизации свободных денежных средств и их последующего инвестирования.
Структура источников финансирования инвестиций в российской экономике отличается существенными особенностями. Это обусловлено тем, что переход к рыночной модели инвестирования с характерным для нее изменением соотношения между внутренними и внешними источниками финансирования инвестиций осуществляется в условиях системного экономического кризиса, когда значительная часть предприятий, с одной стороны, не может использовать ресурсы рынка ссудных капиталов и фондового рынка, с другой стороны, не обладает собственными источниками для финансирования инвестиционной деятельности.
Модифицирована и зависимость структуры источников финансирования инвестиций от фазы делового цикла. Если в рыночной экономике в соответствии с объективными закономерностями доля внутренних источников снижается в периоды оживления и подъема, когда повышается инвестиционная активность, и растет в периоды экономического спада в условиях сокращения масштабов инвестирования и уменьшения предложения денег, в российских условиях, где основным источником инвестиционного оживления являются внутренние источники предприятий, хозяйственное оживление сопровождалось увеличением доли собственных средств в общем объеме источников финансирования инвестиций. Так, в 1999 г. в целом по промышленности за счет собственных ресурсов предприятия профинансировали 72% всех инвестиций в основной капитал, за счет бюджетных средств 4,7% и 23,3% за счет прочих источников.