Порядок класиификации таков:
Определим лингвистическую переменную «Уровень показателя X» с ее терм-множеством значений «Очень низкий, Низкий, Средний, Высокий, Очень высокий».
Для каждого i-го фактора установим нечеткое соответствие его текущего уровня каждому значению лингвистической переменной «Уровень i-го показателя», задав трапезоидную функцию принадлежности вида рис. 9.5
Нижнее основание трапеции выражает все допустимое множество значений фактора, верхнее – тех значений, когда исследователь устанавливает гарантированное соответствие этих значений выбранному значению лингвистической переменной. Боковые ребра трапеции отражают изменение степени уверенности эксперта в его классификации от 1 до 0 и обратно.
Рис. 9.5. Трапезоидная функция принадлежности
В результате анализа данных таблицы 9.1 выстраивается следующая нечеткая классификация выбранных нами параметров (таблица 9.2):
Таблица 9.2
Уровень показателя |
Диапазон значений для факторов: |
|||||
P/E для Value |
Value, млн. $ |
Rev. g, % |
ROIC, % |
Tot D/Eq |
||
< 1 млрд |
> 1 млрд |
|||||
Очень низкий(ОН) |
30 - ∞ |
45 - ∞ |
0-50 |
< 0 |
<0 |
> 1 |
ОН-Н |
25-30 |
40-45 |
50-100 |
0 – 5% |
0 – 2% |
0.7 – 1 |
Низкий (Н) |
20-25 |
30-40 |
100-300 |
5 - 10% |
2 – 5% |
0.4 – 0.7 |
Н-Ср |
15-20 |
25-30 |
300-500 |
10-15% |
5 - 10% |
0.3 – 0.4 |
Средний (Ср) |
10-15 |
20-25 |
500-1000 |
15 - 25% |
10-15% |
0.2 – 0.3 |
Ср-В |
7-10 |
15-20 |
1000-3000 |
25-30% |
15-20% |
0.15 – 0.2 |
Высокий (В) |
5-7 |
10-15 |
3000-5000 |
30-35% |
20-25% |
0.1 – 0.15 |
В – ОВ |
5-5 |
10-10 |
5000-10000 |
35-40% |
25-30% |
0.05 - 0.1 |
Очень высокий (ОВ) |
2-5 |
5-10 |
Свыше 10 тыс. |
>40% |
>30% |
0 – 0.05 |
Для получения данных таблицы 2 анализировался вид гистограмм распределения компаний по уровням тех или иных факторов.
Теперь, когда классификация проведена, можно переходить к ранжированию отдельных показателей по их уровню.