d9e5a92d

Penn Central Со


Это самая большая железная дорога в стране по объему активов и валовой выручке. Ее банкротство в 1970 году шокировало финансовый мир. Компания объявила о дефолте большинства выпусков своих об­лигаций и существовала опасность полного прекра­щения ее деятельности. Курс акций компании сильно упал. Так, цена обыкновенных акций снизилась с вы­сокого уровня 86,5 в 1968 году до 5,5 в 1970 году. (Вряд ли можно сомневаться в дальнейшем падении их курса в процессе реорганизации компании.)

 Как же был "шокирован" финансовый мир банкротством компании Penn Central, о котором было заявлено после уик­энда 20-21 июня 1970 года? По результатам закрытия торгов в пятницу, 19 июня, акции компании Penn Central стоили 11,25 долл. за штуку. Это фактически была ликвидационная цена компании. Недавно акции компаний Enron и WorldCom также продавались по сравнительно высокому курсу буквально нака­нуне объявления о начале процедуры их банкротства.

Мы убеждены в том, что использование самых простых правил анализа ценных бумаг и самых про­стых стандартов разумного инвестирования помогло бы выявить фундаментальную слабость финансового положения Penn Central задолго до ее банкротства. Вполне очевидно, что инвесторы могли прозреть уже в 1968 году, когда курс ее акций достиг наивысшего после 1929 года значения и большинство выпусков ее облигаций могли быть обменены на равных усло­виях на хорошо защищенные облигации коммуналь­ных компаний с таким же уровнем доходности.

 

Рассмотрим по порядку этапы нашего анализа.

1.            Из справочника S & Р Bond Guide видно, что до-налоговая прибыль компании превышала ее про­центные выплаты в 1,91 раза в 1967 и в 1,98 раза в 1968 году. В нашей книге Security Analysis мы установили, что минимальное значение коэффи­циента покрытия для облигаций железнодорож­ных компаний должно равняться 5 (для валовой (доналоговой) прибыли) и 2,9 (для чистой при­были при условии регулярной уплаты налогов на прибыль). Насколько нам известно, обоснован­ность этих стандартов никогда не подвергалась сомнению кем-либо из специалистов в области инвестиционного бизнеса. Если исходить из на­ших требований относительно уровня достаточ­ности чистой прибыли для выплаты процентов, то финансовое состояние компании Рenn Central лишь немного не дотягивает до уровня, когда его можно считать безопасным. Однако наши требо­вания к после налоговому уровню коэффициента покрытия опираются на его доналоговое значе­ние, равное 5. При этом мы предполагаем, что компания не только выплачивает проценты дер­жателям облигаций, но и регулярно уплачивает налог на прибыль. В случае с Penn Central налоги на прибыль не платились на протяжении послед­них 11 лет! Поскольку доналоговый коэффици­ент покрытия процентов был меньше 2, мы счита­ем, что финансовое положение компании абсо­лютно не отвечает требованиям консервативного инвестора к этому показателю — не менее 5.

 

2.            Тот факт, что компания не платила налоги на прибыль на протяжении столь длительного пе­риода времени, должен вызвать серьезные во­просы относительно обоснованности размеров прибыли, указываемой в отчетности компании.

3.            Облигации Penn Central могли быть спокойно, без уступок в цене или доходности, заменены в 1968 и 1969 годах на ценные бумаги с более высоким уровнем защиты. Например, в 1969 году цена об­лигаций компании Pennsylvania RR (одного из подразделений Penn Central) с процентным купоном 4 1/2 и со сроком погашения в 1994 году коле­балась в диапазоне от 61 до 74 1/2. В то же время курс облигаций компании Pennsylvania Electric с процентным купоном 4 3/8 и со сроком погаше­ния в 1994 году колебался в диапазоне от 64 1/4 до 72 1/4. При этом прибыль коммунальных компа­ний до уплаты налогов в 1968 году была в 4,2 раза больше процентных платежей. Сравним со значе­нием этого коэффициента — 1,98 — у Perm Central. На протяжении 1969 года сопоставимые показате­ли этих компаний стали еще хуже. Обмен такого рода был бы спасением для держателей облигаций Penn Central. (В конце 1970 года по железнодо­рожным облигациям с 4 1/4 процентного купона был объявлен дефолт. Их цена составляла лишь 18,5, в то время как цена коммунальных облигаций —с купонной ставкой 4 3/8 66,5.)

4.            Компания Penn Central объявила о том, что в 1968 году она получила 3,8 долл. прибыли на од­ну акцию. Наивысшая цена акций в этом году (86,5) в 24 раза превышала ее прибыль. Но любой финансовый аналитик, который недаром ест свой хлеб, засомневался бы по поводу того, насколько реальной может быть такая прибыль, если учесть, что компания не платит налог на прибыль.

 

5.            В 1966 году новая объединенная компания зая­вила о "прибыли" в размере 6,8 долл. на одну ак­цию — в результате этого курс обыкновенных ак­ций в дальнейшем достиг такого высокого значе­ния в 86,5. Подобная оценка акций рынком означала, что капитализация компании составила 2 млрд. долл. Сколько покупателей в то время знали, что столь привлекательная доходность была рассчитана до вычета специальных издер­жек в размере 275 млн. долл., или 12 долл. на од­ну акцию, которые были заявлены в 1971 году как "издержки и потери", связанные со слиянием. О, удивительная волшебная страна Уолл-стрит, где компания, с одной стороны, может заявлять о "прибылях" из расчета 6,8 долл. на одну акцию, а с другой, об "издержках и убытках" в размере 12 долл., и при этом владельцы акций и спеку­лянты с ликованием потирают руки!

 

6.          Финансовые аналитики, специализирующиеся на изучении бизнеса железнодорожных компа­ний, уже давно обратили внимание на ее неэф­фективность по сравнению с положением дел в других, более прибыльных железнодорожных компаниях. Например, в 1968 году ее транспорт­ный коэффициент составлял 47,5% по сравнению с 35,2% у соседней компании Norfolk & Western.

7.            Вместе с этим наблюдались довольно странные сделки с весьма интересными бухгалтерскими результатами. Детали, слишком сложные для рассмотрения в этой части главы, более подробно представлены в Комментариях.

 




Содержание раздела