d9e5a92d

производитель грузовиков, техники для фермерских


International Flavors & Fragrances (ароматы и прочее для бизнеса) и International Harvester Со. ( производитель грузовиков, техники для фермерских хозяйств, строительных механизмов)

Здесь нас ожидало несколько сюрпризов. Каждо­му известна компания International Harvester, одна из 30 крупнейших компаний, на базе которых рассчитывается фондовый индекс Доу-Джонса.

 Компания International Harvester стала преемником компа­нии McCormick Harvesting Machine, производителя жаток марки McCormick, благодаря которым центрально-восточные штаты превратились в "мировую кормушку". Но для компании International Harvester в 1970-х годах начались тяжелые вре­мена, и в 1985 году она продала свой бизнес по производству техники для фермерских хозяйств компании Теnnесо. После изменения своего названия на Navistar оставшаяся часть ком­пании в 1991 году была исключена из списка фондового индекса Доу-Джонса (несмотря на это, она все еще остается в составе фондового индекса Standard & Poor's 500-stock). Общая рыноч­ная стоимость компания International Flavors & Fragrances, которая также входит в расчетную базу фондового индекса Standard & Poor's 500-stock, в начале 2003 года составляла 3 млрд. долл. (для сравнения: стоимость компании Navistar равнялась 1,6 млрд. долл.).

 

Многие ли из читателей слышали что-либо о компании International Flavors & Fragrances, ближайшем соседе компании Harvester по листингу Нью-йоркской фондовой бир­жи? Удивительно, но в конце 1969 года рыночная капитализация компании IFF была выше, чем у ком­пании Harvester 747 млн. по сравнению с 710 млн. долл. Этот пример впечатляет еще сильнее, если принять во внимание, что акционерный капитал компании Harvester был в 17 раз, а годовой объем продаж — в 27 раз больше, чем у Flavors.

Вы удивитесь еще больше, когда узнаете, что только три года назад чистая прибыль компании Harvester была больше, чем весь объем продаж ком­пании Flavors в 1969 году! Чем же можно объяснить столь необычный факт? Ответ непременно связан с двумя магическими словами: "доходность" и "рост". С этих позиций компания Flavors продемонстриро­вала себя с лучшей стороны, тогда как компании Harvester оставалось лишь мечтать об этом.

История двух компаний наглядно представлена в табл. 18.5. Таблица 18.5. Пара 5 (1969 год)

 

 

International Flavors



& Fragrances

International

Harvester

Цена одной акции по состоянию на 31 декабря

1969 года (долл.)

65 1/2

24 3/4

Количество обыкновенных акций (шт.)

11 400 000

27329000

Рыночная стоимость обыкновенных акций (долл.)

747000000

710000000

Долг (долл.)

4000000

313000000

Общая рыночная капитализация (долл.)

751000000

1023000000

Балансовая стоимость одной акции (долл.)

6,29

41,70

Объем продаж (долл.)

94200000

2652000000

Чистая прибыль (долл.)

13540000

63800000

Прибыль на одну акцию (1969 год) (долл.)

1,19

2,30

Прибыль на одну акцию (1964 год) (долл.)

0,62

3,39

Прибыль на одну акцию (1959 год) (долл.)

0,28

2,83

Текущие дивиденды

0,50

1,80

Дивиденды выплачиваются с

1956 года

1910 года

Коэффициенты:

 

 

цена / прибыль

55,0

10,7

цена акции / балансовая стоимость акции (%)

1050,0

59,0

дивидендная доходность (%)

0,9

7,3%

чистая прибыль / продажи (%)

14,3

2,6

прибыль / балансовая стоимость (%)

19,7

5,5

текущие активы / обязательства

3,7

2,0 х

 

Из приведенных данных можно увидеть, что рен­табельность продаж компании Flavors составляет просто сенсационное значение — 14,3% (до уплаты налога на прибыль этот показатель был равен 23%) — по сравнению с жалкими 2,6% компании Harvester. Аналогично рентабельность акционерного капитала компании Flavors составила 19,7%, в то время как соответствующий показатель компании Harvester был равен только 5,5%. На протяжении пя­ти лет чистая прибыль компании Flavors почти уд­воилась, при этом аналогичный показатель компа­нии Harvester оставался фактически на прежнем уровне. Сравнение показателей 1969 и 1959 годов свидетельствует об аналогичных результатах. Такое различие в результативности работы двух компаний служит основой для того, чтобы фондовый рынок по-разному оценивал их акции. Акции компании Flavors продавались по цене, в 55 раз превышавшей ее удельную прибыль (за последний период). Курс же акций компании Harvester превышал ее прибыль лишь в 10,7 раза. Соответственно акции компании Flavors оценивались рынком в 10,4 раза выше ее ба­лансовой стоимости, а акции компании Harvester продавалась с 41%-ным дисконтом от удельной стоимости акционерного капитала.

 

 




Содержание раздела