Компании Air Products and Chemicals (промышленные и медицинские газы и т.п.) и Air Reduction Co. (промышленные газы и оборудование; химические продукты)
Эти две компании похожи друг на друга как по названию, так и по сфере деятельности даже больше, чем первая пара. Анализ, который мы проведем в данном случае, более привычен с точки зрения анализа ценных бумаг, тогда как природа большинства других пар более гетероклитическая. Компания Air Products and Chemicals — более молодая, чем Air Reduction Co., и в 1969 году объем ее бизнеса был в два раза меньше, чем у другой компании Однако, несмотря на это, ее рыночная капитализация была на 25% выше, чем у компании Air Reduction Со. Как говорят данные табл. 18.2, это обусловливалось как более высоким уровнем ее доходности, так и лучшими показателями деятельности в прошлом.
Таблица 18.2. Пара 2 (1969 год) Air Products & Air Chemicals Reduction
Цена одной акции по состоянию на 31 декабря 1969 года (долл.) |
16 3/8 |
|
Количество обыкновенных акций (шт.) |
5832000 а |
11279000 |
Рыночная стоимость обыкновенных акций (долл.) |
231000000 |
185000000 |
Долг (долл.) |
113000000 |
179000000 |
Общая капитализация (долл.) |
344000000 |
364000000 |
В этом случае мы видим типичный результат более высокого значения такого фактора, как "качество" компании. Акции компании Air Products продавались по цене, в 16,5 раза превышающей ее последнюю зафиксированную прибыль; при этом аналогичный показатель для компании Air Reduction составлял 9,1.
Акции компании Air Products продавались по цене, которая намного превышала балансовую стои-мость активов, в то время как курс акций Air Reduction составлял только 75% их балансовой стоимости.
Покрытие капитала" и бухгалтерская стоимость — синонимы. В табл. 18.2 взаимосвязь цены с активами или бухгалтерской стоимостью можно определить, разделив первую строку "Цена на 31 декабря 1969 года" на строку "Бухгалтерская стоимость в расчете на одну акцию".
Компания Air Reduction выплачивала более щедрые дивиденды. Но этот факт можно рассматривать в качестве более сильного желания компании Air Products направлять свою прибыль на развитие собственного бизнеса.
Кроме того, уровень оборотного капитала у компании Air Reduction был более благоприятным. (По этому поводу мы можем отметить, что прибыльная компания всегда может привести показатель в норму с помощью привлечения долговых ресурсов. Но исходя из наших стандартов уровень выпуска облигаций компанией Air Products был в некоторой степени завышен.)
С помощью финансового аналитика, к которому обратились с просьбой выбрать акции одной из этих двух компаний, не составит труда прийти к выводу, что перспективы компании Air Products выглядят более обещающими, чем компании Air Reduction. Но делает ли это компанию Air Products более привлекательной при ее более высокой рыночной стоимости? Мы сомневаемся в том, можно ли дать четкий ответ на этот вопрос. В общем Уолл-стрит в своей деятельности предпочитает качество количеству, и вполне вероятно, что большинство финансовых аналитиков отдадут предпочтение более дорогим акциям "лучшей" компании Air Products, а не более дешевым, но менее "качественным" акциям компании Air Reduction. Оправдается ли такое предпочтение или нет, зависит, скорее всего, от непрогнозируемого будущего, а не от того, будем ли мы придерживаться определенных принципов инвестирования. С этой точки зрения, компания Air Reduction принадлежит к важной группе компаний с низким значением коэффициента Р/Е. Если пример, который рассматривался ранее, верен, т.е. группа акций с низким значением данного коэффициента обеспечивает более высокую доходность, то логично предположить, что акциям компании Air Reduction можно отдать предпочтение, но при этом рассматривать их только как часть диверсифицированного инвестиционного портфеля. (Подробное исследование отдельных компаний из этой группы также может привести аналитика к разным выводам, однако по причинам, которые не отражены в изучаемых нами данных последней по времени финансовой отчетности.)
Грэхем говорит о примере с оценкой стоимости акций из главы 15. Со времени написания им этой книги было получено множество доказательств того, что в долгосрочном периоде "выгодные" акции превосходят по доходности "акции роста". (Многие из лучших исследований в области современных финансов содержат независимое подтверждение тех результатов, которые Грэхем продемонстрировал мною лет назад.)
В 1970 году акции компании Air Products проявили себя лучше, чем акции компании Air Reduction, — их курсы снизились соответственно на 16 и 24%. Но компания Air Reduction вернулась на свои позиции быстрее — уже в начале 1971 года, и стоимость ее акций увеличилась на 50% по сравнению со стоимостью закрытия в 1969 году. Рост курса акций компании Air Products при этом составил 30%. В данном случае акции с более низким значением коэффициента Р/Е показали свое преимущество, по крайней мере, на некоторое время.