Как клиент брокерской компании, вы можете получить возможность торговать со своего домашнего или офисного терминала. Однако вы будете выполнять операции исключительно в тех рамках, которые определил для вас ваш брокер.
Заключая договор с российской брокерской компанией, вы, вероятнее всего, получите достаточно стандартный образец. В этом плане полезно перед тем, как подписать договор, сравнить его с тремя-четырьмя договорами других брокерских компаний. Это обычно не занимает много времени, так как многие компании помещают стандартные клиентские договоры на своих сайтах. И наличие договора в свободном доступе, кстати, уже говорит вам о политике открытости, практикуемой компанией. Если какие-либо пункты вызывают вопросы, то их нужно выяснить. Если, задавая вопросы, вы поймете, что либо работающий с вами брокер (менеджер) не желает вам отвечать, либо сам не вполне владеет вопросом, а также не удается добиться вразумительных ответов от его коллег, то это нужно воспринять как сигнал. Сигнал к тому, что отношения с данной компанией самое время прекратить.
На что стоит обратить особое внимание? Логично было бы - на те вопросы, которые, по прошлой практике, вызвали наибольшее число споров и противоречий.
К ним относятся:
• мера ответственности по договорам;
• оспаривание договора,
• непосредственные условия договора: комиссия, маржинальные и пр.
1. Что касается меры ответственности, ключевым аспектом здесь является то, отвечаете ли вы только средствами, внесенными на свой счет, или прочим имуществом также. Особенно актуальным это становится, если вы собираетесь торговать с плечом через западного брокера. Я встречала клиентов, которые, утомившись чтением договора на английском языке более чем на 20 страницах, просто его подписывали, не дочитывая. И совершенно напрасно. Потому что договор этот содержал пункты, позволяющие осуществляющей брокерское обслуживание компании в случае убытков взыскивать средства в размере всего имущества своего клиента. Причем фиксацию убытков компания могла осуществлять по собственному усмотрению. Поэтому крайне важно прояснить эти моменты, четко представляя с самого начала, в каких размерах вы отвечаете в случае убытков.
2. Возможна ситуация, когда вы вынуждены будете оспаривать действия своего брокера, принесшие вам прямые или косвенные убытки, и вам понадобится арбитр. От арбитра, его непредвзятости и квалифицированности полностью зависит исход спора. Если ваш договор изначально содержит третейскую оговорку, т. е. требование предварительного решения вопроса в третейском суде, вы должны заранее выяснить, что собой представляет этот третейский суд. Часто таким третейским судом является биржевой орган, например, конфликтная комиссия. Как правило, брокер имеет гораздо больше рычагов воздействия на третейский суд. Когда стороны разрешают спорные вопросы в арбитражном суде, то шанс добиться справедливого решения у вас имеется Однако особо обольщаться тоже не стоит, поскольку прошлая практика показывает, что самой правой в арбитражном суде оказывается биржа, затем идут брокерские конторы и только потом -клиенты. И это объяснимо: биржа имеет штатного юриста, специализирующегося в данных вопросах и с опытом ведения дел, касающихся биржевых споров. В российской практике считанные единицы брокерских контор выигрывали процессы у клиринговых домов и бирж. И единичным клиентам удалось отстоять свои интересы в судебных разбирательствах с брокерскими конторами.
Таким образом, изначально не слишком твердо выглядит позиция клиента, в договоре с которым есть ссылка на решение спорного вопроса в третейском суде, т. е. третейская оговорка, если эти третейские суды сформированы из заранее заинтересованных в исходе дела лиц. Например, когда я сама решала спорный вопрос, то мне предложили выбрать состав судей из числа следующих лиц: человека, который непосредственно допустил техническую ошибку и которую я оспаривала, его прямого подчиненного и директора брокерской конторы с очень тяжелым финансовым положением, целиком зависящего от решений биржевых функционеров. К счастью, мой договор предусматривал право прямого обращения в арбитражный суд. Это право я тут же и использовала.
Однако возможны ситуации, когда третейская оговорка выгодна обеим сторонам. Так как, конечно же, третейские суды укомплектованы экспертами, понимающими суть вопроса. Судьи же в арбитражных судах, как правило, имеют весьма слабое представление о сути вопроса, который они должны разрешить в пользу той или иной стороны. По опыту отстаивания собственных интересов в арбитражном суде, а также участия в арбитражных процессах в качестве эксперта могу сказать, что значительная часть времени у судьи уходит на то, чтобы просто понять, о чем просит истец. В этом плане третейский суд, конечно, предпочтительнее. Поэтому если третейский суд имеет в составе широкий спектр специалистов, а специалисты, в свою очередь, пекутся о собственной репутации, то разрешение спора в таком суде является оптимальным для обеих сторон. Ниже приведена часть договора, заключаемого одной из российских финансовых компаний со своими клиентами в части порядка разрешения споров. В данном договоре очень четко прописана вся процедура, включая срок, в течение которого спор пытаются разрешить путем переговоров (10 дней), а также претензионный порядок.
Статья 12. Разрешение споров. Применимое право Общие положения
12.1. Соглашение подпадает под действие и регулируется законодательством Российской Федерации.
12.2. Все споры и разногласия между Сторонами, возникающие из Соглашения или в связи с ним, разрешаются Сторонами путем переговоров, а в случае невозможности их урегулирования путем переговоров в течение 10 (десяти) рабочих дней они подлежат передаче на рассмотрение и разрешение в Третейский суд НАУФОР, расположенный в городе Москве, с обязательным соблюдением претензионного порядка.
12.3 Третейское разбирательство будет осуществляться в соответствии с регламентом Третейского суда НАУФОР, который подлежит применению в редакции, включая изменения и дополнения, действовавшей на момент возникновения спора или разногласия.
12.4. Если какое-либо из положений Соглашения будет признано компетентным судом недействительным или каким-либо иным образом лишенным законной силы, оставшаяся часть Соглашения сохранится в силе, а недействительное или недействующее положение заменяется законным положением, по возможности более близким по целям или действию к первоначальному положению.