Приходим на рынок за доходом как инвесторы и за деньгами как компании
Как мы вообще попадаем на финансовый рынок? На самом деле, по-разному. Большая часть моих коллег оказалась здесь ради быстрых и, как нам тогда казалось, легких денег. Предприниматели приходят, начиная чувствовать, что недостаточно быстро развивают свой бизнес из-за недостатка средств. На рынке они получают не только недостающие им в данный момент материальные ресурсы, но и систему, которая может обеспечить в будущем бесперебойное финансирование компаний. Некоторые стремятся на финансовый рынок для того, чтобы пустить в оборот собственный интеллект. Приобретенные некогда навыки в других сферах знаний позволяют этим людям быстро разрабатывать свежие и востребованные обществом конкретно в данный момент идеи. Финансовый рынок оказался для России совершенно новым явлением и, естественно, во время формирования рынка в стране не нашлось подготовленных кадров. Поэтому физики, математики, инженеры заполнили различные структуры финансового рынка — инвестиционные компании, банки, финансовые службы производственных корпораций. Не найдя более оплачиваемого применения своим незаурядным интеллектуальным способностям, они сформировали огромную армию, и по сей день работающую на финансовом рынке.
И только наиболее продвинутые из нас приходят на финансовый рынок для того, чтобы контролировать свою жизнь во всех ее сферах, в том числе и денежной. Для того чтобы впредь финансовые вопросы не создавали проблем, а деньги были не тяжело добываемой и быстро уходящей между пальцев субстанцией, а обычной нормой счастливой и обеспеченной жизни. Для того чтобы достигнуть этой мечты, нужны знания о том, как устроен и функционирует финансовый рынок и каковы технологии работы на нем.
Итак, мы приходим на рынок как инвесторы — для того чтобы выгодно вложить свои деньги и получить доход. Мы приходим на тот же рынок как владельцы компаний — для того чтобы получить деньги для их развития. А чтобы нам и то и другое делать быстро и удобно, современный финансовый рынок предлагает нам эффективный и разнообразный инструментарий.
Посмотрим на интеллектуальную карту 1 (рис. 1). Место инвестора — в центре карты; ему соответствует цифра 1. Все остальное, что изображено на этой карте, — это совокупность инструментов, которые инвестор может покупать и продавать, а также рыночные инфраструктура и механизмы. Они, во-первых, обеспечивают возможность покупки и продажи инструментов, а во-вторых, повышают эффективность этой деятельности. Все, что изображено на карте выше инвестора, — это инструменты финансового рынка, доступные инвестору.
Обсуждая данную схему, начнем с самых простых инструментов (но это не значит — неинтересных!). Сейчас вы в этом сами убедитесь. Давайте найдем в верхнем левом углу схемы цифру 2 — акции.
В связи с ними нужно обсудить следующие ключевые моменты.
1. Откуда появляется доход компаний.
2. Чем существенно отличаются акции от прочих инструментов, обращающихся на финансовом рынке.
3. Какие акции достойны вашего внимания.
Блестящим шедевром человеческой способности к кооперации является развитой фондовый рынок. С помощью этой части финансового рынка смелые и работоспособные люди могут воплощать в реальность свои мечты, обеспечивая потребности общества и используя его же ресурсы. Наиболее активная часть населения организует компании, производящие продукты питания, которые мы едим. Строит дома, в которых мы живем. Разрабатывает программное обеспечение для компьютеров, которыми мы пользуемся в офисах и дома. А также дает возможность нам наслаждаться качеством звука на современной аппаратуре, ездить на мощных автомобилях, получать удовольствие от дизайна современных зданий... Они производят все то, что мы готовы есть, пить, смотреть, заправлять в бак автомобиля, надевать на себя, в общем, применять, предварительно покупая. То есть то, что нам нужно и за что мы готовы прямо или опосредованно платить. Однако удовлетворение наших потребностей в пище, жилье, красивых и удобных вещах — это еще не все. Мы не только используем продукцию компаний, ее производящих. Любой человек может стать совладельцем компании, покупая ее доли на фондовом рынке. С относительно небольшими капиталами, практически начиная с десятков долларов, мы можем купить долю компании, если считаем ее перспективной, и участвовать в ее прибылях.
Трудно придумать что-то более легкое для понимания современного человека, чем суть механизма инвестирования. Мы живем в великолепном мире с развитыми коммуникациями. Века развития сделали нас активно общающимся и обменивающимся сообществом. Ну или, скажем так, наиболее продвинутую его часть. В этом контексте и хотелось бы рассматривать механизм инвестирования. Представитель общества или группа лиц имеют идею, наработки и желание удовлетворить здоровые потребности общества определенным видом товаров. Этими товарами могут быть фруктовые леденцы с витаминами, новый тип компьютеров, источники питания, использующие солнечную энергию, сеть закусочных быстрого питания и любые другие продукты и идеи. Однако для того, чтобы произвести и предоставить нам все эти товары, компания нуждается в средствах. Взять их она может на финансовом рынке. Современный финансовый рынок, в свою очередь, располагает обширными перечнями механизмов и инструментов для того, чтобы предоставить деньги тем, кто в них нуждается для развития бизнеса, с одной стороны, и инвестиционные продукты тем, кто желает преумножать свои средства путем инвестирования, с другой.
Откуда берется прибыль компании
Успешно развивающаяся на рынке компания получает прибыль. Поскольку ее товары оказываются конкурентоспособными или даже единственными в своем роде, они пользуются спросом и их покупают. Потребитель платит установленную цену за товар, оплачивая таким образом затраты компании на товар плюс заложенную в цене прибыль. Прибыль, аккумулированная компанией в свое развитие, наращивает ее активы. Активы правильно развивающейся компании должны расти. А стало быть, должны расти и стоимости долей компании, т. е. акции. Доли компаний можно покупать и продавать на специально организованных для этого биржах и в торговых системах (см. интеллектуальную карту 1 (рис 1)).
Хорошие результаты деятельности компании и высокий спрос на ее акции ведут к их удорожанию. Например, акции компании «Майкрософт» {Microsoft) увеличились в стоимости за 10 лет (с 1985 по 1995 г.) в 50 раз. То есть инвесторы, вложившие в эти бумаги по $20 000, через 10 лет просто стали миллионерами.