d9e5a92d

Источники информации


Источниками информации на финансовом рынке служат биржи и тор­говые системы, информационные и рейтинговые агентства, информа­ционно-аналитические службы банков и крупных финансовых ком­паний, а также СМИ.

Технология обработки информации СМИ

Если вы не работаете профессионально на финансовом рынке, то наибо­лее часто информацию о нем получаете из печатных и других СМИ. Как относиться к получаемой таким образом информации? Для того чтобы лучше это понять, давайте посмотрим на ежедневную газету глазами хозяина, т. е. того, кто получает доход от ее деятельности. Понятно, что хозяин будет стремиться снизить затраты и увеличить доходы. Доходы в основном получаются от размещения рекламы, однако часть полос должна быть заполнена аналитическими материалами, согласно российскому законодательству — не менее 60%. Иначе издание попадает в разряд рекламных с менее выгодным налогообложением. Одна из основ­ных статей снижения затрат — это уменьшение заработной платы со­трудникам. И топ-менеджеры, действительно, используют эту возмож­ность в полной мере. Вы можете провести простой эксперимент: зайти на  сайт и поискать работу для журналиста с окладом в 700 евро  в месяц, а потом — финансиста с окладом в два-три раза выше. Во втором случае вы получите объявлений в десятки раз больше. Очень буду рада если ситуация изменится, но в конце 2005 г. рынок труда не располагал даже среднеоплачиваемыми вакансиями для журналистов. А излюблен­ной тактикой ряда российских редакторов вообще является использова­ние труда студентов. Таким образом они добиваются минимальной оп­латы, а иногда и просто бесплатной работы.

Еще одно наблюдение: в российской практике далеко не все жур­налисты, пишущие на финансовую тематику, имеют финансовое образование. И уж совсем единицы имеют успешный опыт практи­ков. Причем регулирующие финансовый рынок службы не требуют наличия у журналистов специальных аттестатов, подтверждающих их знания но данной тематике. То есть для того, чтобы менеджер ин­вестиционной компании мог проконсультировать одного клиента, он должен иметь квалификационный аттестат установленного образца. Журналист, который дает информацию как этому же одному инвес­тору, так и тысячам других, аттестат иметь не должен А часто и зна­ний о предмете тоже. Однако все пишущие журналисты знают стан­дарты, по которым редактор — как правило, тоже не имеющий ни финансового образования, ни опыта работы на финансовом рынке, — их оценит. В результате мы получаем публикации, соответствую­щие установленным стандартам издания. Несмотря на небольшие отклонения по форме подачи от издания к изданию, это всегда долж­на быть аппетитно приготовленная новость. Правильно построен­ный заголовок, завораживающая первая фраза (лид) и — неважно какими средствами, но внимание читателя должно удерживаться. Заметьте, никто не ставит задачу дать объективную оценку и инфор­мацию. Если журналисту не удается представить материал в интри­гующей форме, то редактор, выполняя свою работу, постарается по­мочь парой бойких фраз и заголовком. Стоит ли после этого мечтать, чтобы в статье остался первоначальный смысл и не сместились ак­центы, даже если они были?

Технология написания статьи может выглядеть примерно так: к 11 ча­сам журналист приходит в редакцию, просматривает ленты новостей, идущие от информационных агентств, и старается выделить наиболее существенное. Иногда редактор ему конкретно указывает, что писать. Далее журналист делает звонки, используя редакционную базу дан­ных, и запрашивает, как правило, три комментария о событии, кото­рое он собирается освещать. Затем присланные мнения специалистов журналист перемежает «литературными» связками и верстает в один материал. Два-четыре материала в день для журналиста, работающего в ежедневной газете, — это обычная практика. Чем сложнее тематика, тем смешнее будет читать подготовленный вышеописанным способом материал специалисту. Для инвестора не слишком продвинутого та­кие материалы могут быть реально опасными. Неправильно исполь­зуемые термины, советы по вложениям в опасные активы, отсут­ствие достоверной оценки — вот лишь небольшая часть проблем, адресуемых такими статьями инвесторам.

Как это ни прискорбно, но материалы крупных западных изданий отличаются, причем меньше по форме, но разительно — по сути. Люди пишущие, как правило, разбираются в предмете. А редакторы, похоже, советуются с ними, внося свои корректировки. Иначе как объяснить тот факт, что в материалах крупных западных изданий находишь больше логики, смысла и стройности изложения, даже когда их чита­ешь на иностранных языках. Конечно, недобросовестность и непро­фессионализм могут встречаться в любых сферах человеческой дея­тельности. Просто в журналистике они слишком на виду. Хочется надеяться, что по мере развития российского финансового рынка из­менятся и стандарты подготовки материалов отечественными СМИ, касающимися финансовой тематики.

Отметим также, что причинами для изменения цен на финансовых рынках являются текушие новости глобального характера: политиче­ские перевороты, стихийные бедствия (наводнения, ураганы и пр.), результаты выборов правительств, войны и др. Понятно, что подобно­го рода новости могут вызвать существенные движения в курсах ва­лют, ставок финансирования, котировок акций и цен на конкретные виды сырья и товаров. Обычно наиболее оперативными источниками таких новостей являются Интернет -сайты, крупные информационные агентства и новостийные программы телевидения.

Теперь об информационных агентствах. Именно от них информа­ция поступает в СМИ (см. интеллектуальную карту 2 (рис. 2)). При­правленные комментариями и журналистскими «находками», они по­падают к нам на стол в виде газет. Как правило, СМИ платят агентствам за информацию. Некоторые новости идут в газетах не в виде статей, а в виде блоков со ссылкой на информационное агентство. В свою оче­редь агентства платят непосредственным источникам ценовой инфор­мации — биржам и торговым системам. И вот здесь возникает инте­ресная для инвестора ситуация. Как правило, нельзя получить бесплатно полную информацию от информационного агентства; но ее можно получить от первоисточника, т. е. биржи — например, на сайте этой биржи. Достаточно акцептовать соглашение о том, что вы не бу­дете использовать полученную информацию в целях массового рас­пространения. Таким образом, вы можете получить совершенно бес­платно информацию с сайта биржи и использовать ее в своих личных целях. Но за дальнейшее распространение информации, полученной от биржи, необходимо платить. То есть рынок предоставляет инвесто­ру самую первичную и объективную информацию бесплатно (все воз­можности получения информации инвестором обозначены стрел­ками на интеллектуальной карте 2 (рис. 2)). Информационные агентства, как правило, дают небольшую часть информации в свобод­ном доступе и более полную — в платном.

Надо здесь также отметить, что западные биржи и торговые систе­мы, помимо предоставления оперативной информации, уделяют мно­го внимания образованию частных инвесторов. Придя на сайт одной из бирж или торговых систем, вы за несколько часов получите все не­обходимые для работы на данном рынке знания, как по основам функ­ционирования рынка, так и по работе его инфраструктуры (ссылки можно найти в приложении 3 «Полезные ссылки»). Например, на сай­те NASDAQ (www.nasdaq.com) вы найдете подборки информации о  текущей динамике цен, о деривативах, а также рекомендации по обра­щению с деньгами, калькуляторы (например, калькулятор, подсчиты­вающий, через какое количество времени вы станете миллионером при заданных ежемесячных взносах и ставке вложений). Материалы, размещаемые на крупнейших мировых биржах, обычно отличаются добротностью, а также одновременно тщательностью и легкостью из­ложения. В общем, всем тем, что отличает текст, написанный хорошо оплачиваемым профессионалом. Поэтому сайты западных бирж мо­гут стать источниками не только торговой информации, но и получе­ния знаний о финансовом рынке в приятной форме.

Последние годы широкий набор материалов стали представлять и сайты российских финансовых институтов.

 

Клиентский менеджер, т. е. сотрудник, через которого осуществля­ется ваше общение с финансовой компанией, обслуживающей вас на рынке, и брокер, исполняющий ваши приказы на покупку и продажу,

тоже являются источниками информации. Однако не всегда адекватными. Об этом мы подробно поговорим во второй части книги.

Вы завершили чтение первой части книги. Прежде чем вы перейдете к чтению второй и третьей частей, я вам настоятельно рекомендую еще раз просмотреть интеллектуальную карту 1 (рис. 1), которая сопро­вождала объяснения первой части.

Финансовый рынок для приходящего на него участника является совокупностью инструментария, инфраструктуры и механизмов, которые позволяют повысить эффективность совершаемых операций. Элементы этих совокупностей и представлены на интеллектуальной карте 1 (рис. 1).

Под инструментарием мы понимаем множество инструментов (акций, облигаций, векселей, срочных контрактов и т. п.), обращающихся на фондовом, валютном и прочих рынках — причем как биржевых, так и внебиржевых. То есть имеется в виду набор инструментов, который может быть использован инвестором, спекулянтом или арбитражером для того, чтобы заработать на финансовом рынке.

Слева сверху представлены первичные инструменты спот-рынка (т. е. то, что торгуется по схеме «деньги—товар»: сейчас деньги, сейчас то­вар). К ним относятся акции, облигации, валюта, нефть, металлы и т. д.

Справа вверху — расположены контракты срочного рынка, т. е. за­ключаемые на срок (но схеме: сейчас договариваемся, а в будущем — деньги и товар). Основных типов срочных контрактов — три: форвард, фьючерс и опцион.

Вверху по центру даны деривативы (или производные) — инстру­менты, построенные на основе первичных инструментов.

Справа внизу представлена схема инфраструктуры рынка. Выходя на рынок в качестве клиента, мы заключаем договоры на брокерское обслуживание (выполнение приказов) и ведение счета. Оба договора могут быть совмещены в одном документе. Слева внизу даны меха­низмы повышения ликвидности рынка.

На отдельной схеме представлена информация об информацион­ных источниках (интеллектуальная карта 2 (рис. 2)). Инвестор может получать ценовую информацию как напрямую от бирж и торговых систем, так и опосредованно — через информационные финансовые агентства, СМИ, аналитические отделы финансовых институтов. Ис­точниками аналитических отчетов для инвестора являются информа­ционные финансовые агентства, СМИ, аналитические отделы финан­совых институтов. Источниками фундаментальной информации для инвестора являются информационные агентства, СМИ, отчеты и ана­литика финансовых институтов.

При желании вы можете проверить свои знания тестами, приведен­ными ниже. Ответы на тесты даны в приложении 2.

 




Содержание раздела