Когда я закрывала свою первую в жизни арбитражную сделку, я очень тщательно отслеживала, чтобы у меня было куплено ровно полмиллиона. Каково же было мое изумление, когда в отчете следующего дня я увидела только 360 тыс. Кроме того, в списке моих сделок фигурировала 10-тысячная продажа. Оказывается, у нас возникла проблема терминологии. Я тщательно изучила биржевые правила. Я провела много часов в яме, наблюдая за ходом торгов. Я также знала, что за несколько недель до моего старта стандартный лот был увеличен с одной до 10 тыс. Но я не знала, что участники рынка, говоря «единичка», по-прежнему имеют в виду контракт на $1000. ПОЭТОМУ, когда маклер фиксировал «единичка», «три» и т. п.. я записывала в своих карточках 10 тыс., 30 тыс. и т. д Мои же контрагенты и ведущий протокол сделок отмечали эти же сделки как 1 тыс., 3 тыс. и т. д. С «сотнями» мы попинали друг друга однозначно. Формально я была права. Однако они придерживались сложившейся традиции. В принципе, у меня были основания отправиться на конфликтную комиссию и поднять вопрос о несоответствии терминологии, принятой в обиходе, с изложенной в утвержденных правилах. Возможно, я бы так и поступила. Однако на следующий день цена опустилась и я закрыла недостающие 160 тыс го средним выигрышем в 5 пунктов. Несколько часов, предшествовавших открытию рынка, пока существовала неопределенность, я запрещала себе думать о не полностью закрытом арбитраже. Этих ощущений мне хватило, чтобы больше никогда не оставлять незакрытых арбитражей на следующий день, ни запланнрованно, ни случайно. И, только закрыв сделки, я сделала звонок партнеру и попросила его вписать дополнительную прибыль в соответствии с посылаемыми данными. В результате мы заработали на 20% больше. Но эта ситуация послужила мне хорошим уроком. Всегда остается неопределенность, способная внести свои коррективы. Поэтому надо быть предельно бдительным и оставлять зазор в расчетах. То есть, рассчитывая арбитражную прибыль, всегда нужно оставить лишних 20-30% на непредвиденные обстоятельства.
Если вы начинаете совершать арбитражи, то имейте в виду, что как вы сами, так и ваши партнеры могут иногда ошибаться. Дело не в злом умысле. Даже самые профессиональные из известных мне валютных дилеров и биржевых брокеров время от времени ошибаются. И к этому тоже нужно выработать отношение.
Вот такой пример: мы закрыли арбитраж на середину апреля 1996 г Я пребывала в абсолютной уверенности, что у нас окажется на счетах сумма, зафиксированная полтора месяца назад, как только контракты закроются. Я была уверена, что все в порядке, до того момента, пока не узнала, что контрагент уговорил моего партнера зафиксировать в контракте не дату закрытия контракта на фьючерсной бирже, а днем позже. Всего один день. Дневное изменение бенч-мака в то время составляло 1-3 пункта и не могло перекрыть нашу прибыль. Однако именно в этот день изменения достигли 12 пунктов. А так как этот арбитраж был не слишком прибыльным изначально, то скачок в 12 пунктов съел практически весь доход. Когда я узнала об этом, то сделала глубокий выдох, чтобы не высказать вслух, что я об этом думаю. Я почувствовала сильную усталость. Полчаса напряженнейшей работы в яме, дни подготовки, составление отчетности и первая арбитражная сделка в жизни, закрытая почти без прибыли. Кроме того, мы могли выйти из этой сделки, закрыв ее в обратную сторону, при схождении рынков, если бы меня просто держали в курсе. Я была очень раздосадованна. После того как мне удалось успокоиться, я поняла, что требуется спокойный разговор с напарником, чтобы впредь мы исключили подобные возможности. Эти сделки — общие, поэтому все участники должны быть в курсе того, что происходит. Так как он был профессионалом и человеком, настроенным на результат, разговор вышел очень коротким и конструктивным. Мы провели еще не одну успешную сделку после, вплоть до того как долларовые контракты потеряли ликвидность и арбитражи стали невозможными. Совместные арбитражи — это то поле, где ваши партнеры оценят проявленную сдержанность. Очень важно, даже когда происходит сбой, не опуститься до банальных разборок. Нужно проявлять много самообладания, чтобы сохранять доверие и взаимное уважение, особенно когда нервы напряжены. Если же недоверие становится слишком сильным, то лучше прекратить работать в связке. Однако за все годы я ни разу не сталкивалась с профессионалом, который бы жульничал. Профессионализм и честность — это качества, которые присутствуют у специалистов единым блоком. Во всяком случае, вся моя предыдущая практика убедила именно в этом. Люди, работающие в сфере сверхдоходных сделок, конечно, любят зарабатывать. Однако удовлетворение от классной сделки дает гораздо больше. По-настоящему успешными в этих операциях становятся те, для кого главное — достижение совершенства, а деньги — просто побочный продукт. Хотя и очень приятный.
Почему мы часто держим партнеров на линии, совершая сделки? Конечно, таким образом мы демонстрируем полную открытость. Ни одна из сторон сделки не сможет утаить дополнительную прибыль, причем это — жест доброй воли. Но на самом деле это не главное. По большей части дело в другом: когда закрываешь сделку, то часто требуются неимоверные усилия. Спекуляции не выматывают в яме настолько, как закрытие крупных арбитражей. И даже мощных резервов спортивного, в хорошей форме организма может оказаться недостаточно. Я помню очень тяжелое закрытие арбитражной сделки. Рынок лихорадило, и яма просто бесновалась. К тому же в то время появилось несколько новых брокеров, совсем юных и не очень воспитанных. Главный маклер неоднократно делал им предупреждения, они постоянно балансировали на грани удаления из ямы за недостойное поведение. Они переходили приличия в том плане, что, держась вместе, демонстрировали неуважение к остальным. Могли сделать рожицу или даже показать язык. Мало есть такого, чем в яме можно удивить. Выкрики, резкие взмахи карточки — это естественно и оправданно. Но иногда мы сталкивались с тем, что люди использовали это как место для демонстрации дурных сторон своей натуры. В таких случаях очень важно оставаться собранным, сконцентрированным и не позволить сбить себя, работая. Очень хорошо, когда рядом есть свой человек. И в день закрытия арбитража я постоянно находилась на телефонной связи. Работая, я держала у уха трубку. Мой напарник меня непрестанно подбадривал. Ему хорошо был повышен гул голосов, жесткие короткие реплики маклера. Иногда я просто повторяла цены, которые он говорил мне в ухо, выкрикивая их маклеру. Несколько раз я спрашивала у партнера совета, ждать или закрывать по предлагаемой цене. Оставаясь на связи во время проведения операций, мы делим ответственность и эмоциональное напряжение. Без подобной поддержки мы просто были бы в несколько раз менее результативными.
Доверие, объединение усилий, слаженность, четкий расчет — все это должно быть на высочайшем уровне. Иначе нет высоких арбитражных прибылей, а так, сделки среднего уровня. Я не встречала других сфер интеллектуальной финансовой деятельности, где бы еще все эти признаки проявлялись настолько ярко. У меня хорошо отпечаталась в памяти забавная сценка из середины девяностых.
...Начало десятого утра. Валютное управление нашего банка хорошо повеселилось накануне. Настолько, что на второго валютного дилера лучше было не смотреть. Внешний вид этого симпатяги в тот день существенно превышал его паспортный возраст. Но, что еще хуже, у банка выдалось много работы по покупке валют в тот день, а он, как назло, оказался единственным дилером, находящимся в тот момент в банке. Он умолял своего непосредственного начальника: «Пожалуйста, стой рядом. Главное, не уходи от меня. Не оставляй меня одного. Я все сделаю, но ты будь рядом. Пожалуйста, только не оставляй меня одного». И начальник валютного управления спокойно стоял рядом столько, сколько было нужным. Излучая уверенность и благожелателыюсть. Вы думаете, последовал приказ о снятии премии? Или еще какие-то экзекуции? Нет, мы варили бедняге кофе, приводили в чувство, выводили из транса и при первой же возможности отправили домой. Думаю, что совсем другого рода служебные отношения в этой среде связаны с тем, что люди слишком часто должны выкладываться — полностью и ненормированно.
Говоря о рисках при проведении арбитражных сделок, нужно принимать во внимание еще один фактор. Есть такая особенность биржевой торговли маржинальными контрактами, которая реализуется не слишком часто — раз в несколько месяцев, а иногда и лет, но воспоминаний хватает надолго. Речь идет о принуди1елышм закрытии Для арбитражеров это очень неприятно. Вы останетесь отвечать по невыгодной стороне арбитражной сделки, а вашу доходную часть размажут по убыткам других участников. Возможность принудительного закрытия позиций создает дополнительный риск. Так как в существующей практике принудительному закрытию предшествует обсуждение, на котором присутствуют представители клиринговых членов, крайне желательно на этом заседании присутствовать, если части вашей арбитражной сделки угрожает «размазывание». Или хотя бы направить письменное заявление, в котором четко написать, что принятое решение может явиться причиной ваших убытков. Я знаю случаи, имевшие место на практике, когда такой подход (отправка заявлений и личное присутствие на заседаниях) приводил к тому, что арбитражные сделки исключались из рассмотрения. А спекулянты делили доходы и убытки между собой.
Любой арбитражер, проработавший в этом качестве несколько лет, имеет запас страшных н забавных историй, сопровождавших выполнение арбитражей. И мораль всех этих случаев сводится к одному: риски при совершении арбитражей всегда существуют.