Узи в чехах cmd-chehov.ru.         d9e5a92d

Два типа моделей: модели перелома и модели продолжения тенденции


Все ценовые модели распадаются на две большие группы:

модели перелома и модели продолжения тенденции. Со­бственно, уже по самому названию можно догадаться, что первые говорят о том, что в динамике существующей тенден­ции происходит важный перелом. Модели же продолжения тенденции свидетельствуют о том, что на рынке наступила пауза. Возможно, тенденция развивалась слишком быстро и временно вступила в состояние перекупленности или пере­проданное™. Тогда после промежуточной коррекции она продолжит свое развитие в прежнем направлении. Главная тонкость тут состоит в умении отличить один тип модели от другого, и сделать это нужно как можно раньше в процессе ее формирования.

В этой главе мы рассмотрим пять наиболее часто исполь­зуемых моделей перелома: "голова и плечи" (head and shoul­ders), тройная вершина и основание (triple tops and bottoms), двойная вершина и основание (double tops and bottoms), V-образная вершина и основание (иногда ее еще называют "шип", от английского "spike") и закругленная модель или "блюдце" (rounding pattern or saucer). Мы подробно исследу­ем механизм образования этих моделей и научимся их рас­познавать. Кроме того, мы остановимся на таких важных вопросах, как изменения объема и измерение моделей.

Объем торговли по отношению ко всем без исключения ценовым моделям выступает в роли подтверждающего факто­ра. Если аналитика охватывают сомнения (а это бывает очень часто), то анализ изменений объема, сопутствующих движе­нию цен, может стать главным фактором в принятии реше­ния о том, стоит доверять той или иной модели или нет.

Кроме того, большинство ценовых моделей поддаются измерению, позволяя аналитику определять минимальные ценовые ориентиры. Разумеется, эти ориентиры лишь при­близительно отражают количественные параметры последу­ющего движения рынка, но с их помощью трейдер может заранее оценить коэффициент риска своих операций.

В следующей главе мы рассмотрим еще одну группу моделей - модели продолжения тенденции. Тогда мы поговорим о треугольниках, флагах, вымпелах, клиньях и прямоугольни­ках. Эти модели, как правило, отражают паузы в существую­щей тенденции, а не перелом в ее динамике. Обычно они классифицируются как промежуточные и малые (или крат­косрочные) по сравнению с основными моделями.

Некоторые положения, общие для всех ценовых моделей перелома

Прежде чем приступить к детальному рассмотрению каж­дой отдельно взятой основной модели перелома, остановим­ся на некоторых общих положениях:

1. Предпосылкой для возникновения любой модели пере­лома является существование предшествующей тенденции.

2. Первым сигналом грядущего перелома в существующей тенденции часто может быть прорыв важной линии тренда.

3. Чем крупнее модель, тем значительнее будет последую­щее движение рынка.

4. Модели вершины, как правило, короче по времени и более изменчивы, чем модели основания.

5. Модели основания, как правило, характеризуются меньшим разбросом цен, и для их построения требуется большее количество времени.

6. Обычно, объем торговли играет более важную роль, когда начинается перелом от рынка медведей к рынку быков.

Необходимость существования предыдущей тенденции. Для любой модели перелома важнейшим требованием является наличие предыдущей основной тенденции. Ведь если пере­лом, то, как минимум, должно быть и то, что переламывается. Иногда на графиках можно различить образование, напоми­нающее по конфигурации одну из моделей перелома. Одна­ко, если не было тенденции, которая предваряла бы эту модель, то, следовательно, перелома тут быть не может, то есть это сигнал "ложной тревоги". Поэтому одним из ключе­вых элементов в искусстве распознавания моделей является знание тех участков в структуре тенденции, где та или иная модель с большей или меньшей вероятностью,может возни­кнуть.

Тот факт, что любой модели перелома обязательно пред­шествует тенденция, предполагает возможность количес­твенной оценки последующего движения цен. Как мы уже говорили выше, большинство способов измерения моделей позволяют установить лишь минимальные ценовые ориенти­ры. Максимальный же ориентир будет равен всей протяжен­ности предшествующей тенденции. Если, допустим, до на­стоящего момента на рынке господствовала основная тенден­ция к повышению и формируется основная модель вершины, то максимальное возможное движение цен вниз после пере­лома тенденции будет составлять 100% расстояния, пройден­ного ценами во время бычьего рынка, то есть цена вернется к уровню начала восходящей тенденции.

Прорыв важных линий тренда. Первым сигналом надвига­ющегося перелома в динамике существующей тенденции является прорыв важной линии тренда. Однако следует за­помнить, что само по себе нарушение основной линии тренда не всегда является сигналом перелома тенденции. Скорее, это сигнал изменения в динамике тенденции. Прорыв основ­ной восходящей линии тренда может говорить о начале горизонтальной ценовой модели, но во что она выльется - в собственно перелом или в консолидацию цен - станет ясно лишь с течением времени. Бывает и так, что прорыв основ­ной линии тренда совпадает с завершением формирования ценовой модели.

Чем крупнее модель, тем больше потенциал. Когда мы пользуемся термином "крупнее", мы имеем в виду высоту и ширину ценовой модели. Высота говорит об уровне волатильности модели, то есть о степени изменчивости цен в процессе ее формирования. Ширина соответствует периоду времени, который потребовался на то, чтобы модель сформировалась и завершилась. Чем больше размер модели, то есть чем шире разброс цен внутри модели (это и есть волатильность или изменчивость), и чем больший период времени заняло ее формирование, тем важнее становится модель, тем мощнее потенциал последующего движения цен.

Практически все способы измерения моделей, о которых пойдет речь р этих двух главах, основываются на высоте модели. Этот метод, известный как вертикальное измерение, используется, главным образом, в анализе моделей столбиковых графиков. Существует еще один метод измерения, который называется горизонтальный отсчет (count). Он применяется на пункто-цифровых графиках и основан на измерении ширины модели. При этом предполагается практически полное соответствие между шириной модели вершины или основания и протяженностью последующего движения цен.

Различия между моделями вершины и моделями основания. Модели вершины, как правило, короче по времени и более изменчивы (волатильны), чем модели основания. Колебания цен внутри моделей вершины обычно шире и стремительнее. Модели вершины формируются значительно быстрее. У моделей основания все наоборот: разнос цен внутри них меньше, а формируются они в течение более длительного периода времени. По этой самой причине обычно и проще, и дешевле определить и сделать ставку именно на модель основания, чем рисковать, пытаясь "поймать" вершину рынка. Однако, есть у коварных моделей вершины одно преимущество, которое с лихвой искупает все их недостатки. Дело в том, что цены, как правило, падают быстрее, чем растут. Таким образом, если трейдеру удается сыграть на понижение, когда рынок идет вниз, он может заработать на этом больше денег значительно быстрее, чем играя на повышение, когда рынок идет вверх. Тут стоит извечная дилемма, что важнее, выигрыш или отсутствие риска. Чем больше риск, тем больше может быть выигрыш, и наоборот. Да, модель вершины сложно поймать, но это как раз тот случай, когда игра стоит свеч.

Объем важнее при повороте рынка вверх. Как правило, объем должен возрастать при движении цен в направлении господствующей на рынке тенденции. Он является важным подтверждающим фактором при завершении всех ценовых моделей. Завершение любой модели должно сопровождаться заметным увеличением объема. Однако на начальных этапах перелома тенденции объем на вершине рынка не имеет столь важного значения. Дело в том, что у рынка есть одна любопытная особенность: он "рушится под собственным весом", когда назревает переход к низходящей тенденции. Безусловно, рост торговой активности на фоне падения цен будет с удовольствием воспринят аналитиками как дополнительное подтверждение силы медведей, но это подтверждение не является обязательным. Что же касается основания рынка, то здесь всплеск объема торговли просто необходим. Если прорыв вверх из модели основания не сопровождается значительным ростом торговой активности, это дает серьезный повод для того, чтобы поставить под сомнение истинность данной ценовой модели. Мы подробнее остановимся на интерпретации объема в главе 7.




Содержание раздела