Тут надо сразу оговориться, что мой рассказ об Образе мира далеко не является полным. Я выбрал для рассказа только те его части и те ступени развития, которые позволили рассказать о том, как идет взросление человека, как пожирателя силы. Проще говоря, я рассказываю здесь только о том, какие части Образа мира надо знать, чтобы создать собственное предприятие.
Важно при этом понять, что мимо видения мира как сети источников силы не проходит развитие ни одного Образа мира, если только человек не самоубийца. Да и то до самоубийства ой обязательно использует эти источники.
Как это ни смешно, но самым первым образом источника жизненной силы для современных детей является холодильник. Холодильник и плита. Для детей старого русского общества, какими были мои учителя мазыки, — это, в первую очередь, Печка, ну и вообще женский кут, кухня возле печки.
Этот образ Печки, из которой извлекается готовая пища, и связанных с нею кладовой, погреба, двора (с курами, овцами и коровой) и огорода, и становился образом первой сети связанных источников силы для деревенского ребенка. Сюда же постепенно подключается понимание того, что какие-то продукты и вещи можно купить у других людей или в Лавках-магазинах за деньги.
Через расширение Печки до мест, где можно приобрести пищу за деньги, постепенно начинают осознаваться источниками силы все места, где отец эти деньги зарабатывает. Но поскольку он при этом все равно отдает деньги матери (полностью или частично), для ребенка и эти деньги увязываются на печку, как вершину сети силы или Жилы. Так вокруг печи в сознании ребенка начинает разворачиваться тот узел представлений, который на Руси называли Жило или Жилье.
И точно в соответствии с этим начальным образом будет твориться основа твоего предприятия. Предприятие — это жила.
И даже если ты не создашь сам ни одного предприятия, работая на чужих, ты будешь подсознательно видеть их такими и будешь требовать от них соответствия этому детскому образу Жилы, и обижаться на хозяев, если они не соответствуют твоим представлениям. И не дай бог, они перестанут соответствовать образам папы или мамы, ты их тут же накажешь своей нелюбовью, что выразится в том, что ты позволишь себе работать кое-как. И предашь себя!
Печь — хранилище огня — в современном доме заменилась на плиту. Готовая пища стоит на плите. Погреб заменил холодильник, кладовая осталась. Но вот женщина теперь чаще всего работает, и ребенок с детства знает, как важно зарабатывать деньги, потому что пропал двор со скотиной, а чаще всего и огород потерял свое былое значение. Продукты приходят из магазина и с рынка. И их надо покупать. Поэтому образ места, где можно заработать деньги, гораздо яснее и значимее для современного городского ребенка, чем для людей прежней Руси.
Тем не менее, мы вполне можем воспользоваться мазыкскими выражениями «Печь» и «Печной столб» для обозначения верхушки сети источников, с которой ты их рассматриваешь.
Соответственно, когда приходит твое время творить собственные миры, ты каждый раз, когда хочешь оседлать какой-либо источник силы, делаешь его своим «Печным столбом» и ставишь на него «Печь», которая превращает несъедобную силу в усваиваемую, в случае предприятия — в деньги.
Получается, что образ Жилы или предприятия делится на две или три части: Хозяйство, Кладовые и Печь, или Хозяйство и Печь, для простоты.
Хозяйство — это все то, что поставляет несъедобную или условно несъедобную силу. Печь — это то, что делает из этого деньги.
Иначе говоря, все Производства — это хозяйство, а Рынок — это Печка. Матка же крутится вокруг них обоих, пока Хозяин ведет умные беседы за чаем с заезжими гостями из уезда или даже губернии. Подобное упрощенное деление, когда ты начинаешь создавать образ предприятия, позволяет задаться самыми общими вопросами:
1. Какие источники силы мне известны? (Обычно это звучит для современного человека как выбор: на чем я бы смог зарабатывать?)
2. Как собрать несъедобную силу с известных мне источников или источника? (Попросту говоря: потяну ли я? Хватит ли сил поднять такое дело?)
3. А затем — как превратить ее в деньги, как ее переварить? (И вот тут ты со всей определенностью ощущаешь себя знатоком творения миров, потому что звучит у тебя в голове, примерно, следующее: Ну, если предприятие сложится, то, конечно, потяну. Но что мне нужно, чтобы оно сложилось? И кто нужен?)
А дальше начинаются самые обычные хождения по бюрократическим и прочим мукам. Поиски денег, людей, орудий...
Тем не менее, подход через понятие «переварить» позволяет видеть сам ток силы: переварить — значит сделанное съедобным направить в себя, съесть и усвоить. Это очень важно. Успешность предприятия определяется не тем, как оно работает, а тем, как оно зарабатывает.
Иначе говоря, эти три очень простых вопроса позволяют увидеть предприятие не как нагромождение производственных цехов, а как некое течение, а точнее, то, что обеспечивает течение, заставляет силу течь из источников в переработку, потом потребителям, а потом от них возвращается обратно деньгами.
Иначе говоря, видеть Жилой.
Вот это внутреннее содержание любого предприятия в виде Жилы, разветвленной снизу, чтобы охватить все хозяйство, поставляющее несъедобную силу, затем перерабатывающее ее и отправляющее в печь, чтобы вернуть из печи на стол в съедобном виде, и есть основное, что надо научиться видеть при создании образа предприятия или живого мира.
Безусловно, тут еще надо несколько слов сказать об устройстве Жилы, о том, что такое эта разветвленность.
В целом образ предприятия всегда вписывается в то, что позволяет Государство. Иначе говоря, предприятие, как всякая Жизнь, стремится заполнить, занять весь Мир, в который вошло. Как экологическую нишу. Задача Духа, во что бы он ни входил, — бесконечное расширение. Остановить его может только Смерть.
Вот она-то и описывается в тех предписаниях, которые узаконивает Государство в бумагах, называемых Устав и Законодательство. Шаг за границы, описываемые в этих договорах с Государством, — и смерть предприятию.
Я хочу, чтобы это было понято. Устав, так же как и Законодательство о предпринимательстве, — это отнюдь не то, что описывает образ предприятия. Это то, что описывает Концы предприятий и Миров, а не их Начала!
И если в это вдуматься, то можно шагнуть в магию и истинный Мир...
По сути, описанием предприятия оказывается не Устав, с которого начинается работа Начальника, а его содержание, наполнение, остающееся за рамками Устава. Устав — это всегда простой и ясный договор, который не должен содержать ничего лишнего. А лишним будет все, что отвлечет тебя от главного содержания этого договора.
И государство, с которым ты тут договариваешься, жестко настаивает: подпиши, что ты осознаешь, за что будешь наказан, если шагнешь за рамки этого договора! Нет, не надо лишнего, не надо нам знать, как будет устроено все внутри, как будет идти работа и как будут жить люди! Пиши, если нарушу то, что здесь описано, позволяю меня наказать!
Вот и все содержание Устава, да и Законодательства тоже. Правда, там даже твоей подписи не требуется. Незнание закона не освобождает от ответственности.
И получается, что сам Образ предприятия пишется после того, как тебе отвели тот кусочек мирка, песочницы, где тебе большие ребята позволяют играть. Все как в детстве, только немножко страшнее.
И вот тебя приняли в мир этой песочницы. У тебя крошечный уголок, где ты можешь творить свое. Почти все, что захочешь (за исключением того, о чем жестко предупредили: будешь кидаться песком, залезать на нашу территорию, воровать — выгоним!).
И только теперь ты принимаешься за творение образа своего предприятия или Образа своего мира. Можно назвать его Образом моего Дела.
Для этого понятия у мазыков было одно особенное слово. Образы миров как Образы дел назывались Мастыры.
Мастырить — по офенски — работать, делать. Мастырь, Мастыра — это дело и Образ дела, а также должность, которую ты занимаешь.
Какая у тебя мастыра? — вопрос о том, какая у тебя работа и какая должность.
У меня сохранились в записях такие выражения:
Он влез в мастыру не по себе !
Не по плечу мастырка!
Под себя мастыру придумать ума не хватило.
Чужой мастырь жмет.
Мастырь, мастыра — это Образы рабочих мест, которые для нас с вами могут рассматриваться и как Образы должностных обязанностей, соответствующие всем шагам, которые ты должен будешь проделать, если захочешь переработать силу из своего источника в съедобную, в деньги.
И расписываются они так. Ты глядишь на свой источник и задаешься вопросом: если бы всю работу делал я один, то что бы мне пришлось сделать, чтобы взять это, переработать, продать и получить деньги?
А как только эта последовательность расписана, а она-то и есть Жила, ты задаешься следующим вопросом: а как мне раздать себя?
Иначе говоря, что из всех этих работ я могу доверить другим, а что придется сохранить за собой?
И как только выделяется первое дело, которое можно отдать, его нужно пройти целиком самому, хотя бы в воображении, а потом подробно записать. Вот это и будет должностная обязанность или Мастырь — образ рабочего места.
Начинать тут, конечно, нужно с главных дел — больших участков, которые впоследствии станут производствами, цехами или отделами. И отдавать их нужно не просто работникам, а своим Помощникам, по сути, заместителям.
А уж они пускай сами думают, как раздать себя, то есть продленного внутрь предприятия тебя, по своим работникам. Иначе говоря, прописывание Мастыр дальше надо делать сквозь Помощников.
И так место за местом, пока ты вдруг не поймешь, что все предприятие работает без тебя. Тогда ты свободен!..
Может показаться, что я предлагаю делать какую-то работу, которая, может быть, и желательна, но так излишня, что ни один начальник в действительном предприятии никогда не будет ее делать, потому что она просто отвлечет его от действительных дел. Неверно! Любой Начальник делает то, что я описал, но не очень осознавая, чем же он занят. Я всего лишь предлагаю делать это осознанно.
Когда Начальник занимается созданием Описания Жилы? Когда он расписывает все свое предприятие как иерархически увязанную последовательность мест, дающих определенное достоинство?
Тогда, когда он определяет цену этого достоинства в деньгах. Проще говоря, тогда, когда вместе с главных бухгалтером составляет Ведомости на зарплату.
Мало кто рассматривал этот документ в качестве Образа мира. Но это только потому, что нас приучили считать, что Образ мира — понятие географическое. А на самом деле он гораздо больше понятие общественное, и основа его — описание устройства общества, Велик-стола, за которым на княжеском пиру приглашенные в мир кормятся. Или получают деньги на кормление.
Вот эта бумага и есть обычно завершение работы Начальника на предприятии. Далее дело передается Руководителю, чтобы он объяснил людям, за что они получают свои деньги, и научил, как их надо отрабатывать. Но об этом позже.
Расписывать творение образа предприятия подробнее не имеет смысла, потому что все остальное, что для этого необходимо, или уже имеется в Материке и Сулопе, или же может быть взято в Стодне из рассказов об источниках силы, скажем, из таких, каким является Закон о предпринимательстве.
Тонкости же и детали образов предприятий разрабатываются, исходя из общего понятия решения задачи, которой является предприятие, как способ преодоления помех выживанию на Земле. Иными словами, детали предприятия разрабатываются Разумом естественно, стоит только понять, что предприятие — это задача.
Поэтому обучаться надо не тому, как делать предприятие. Это приведет к запоминанию образцов, а тому, как решать задачи или думать. Но это особый курс, который кратко не расскажешь.
Тем не менее, об этом можно сказать такую вещь: думать — это естественное состояние Разума. Чистый Разум делает только одно — думает, создавая образы преодоления помех выживанию. Его даже не надо этому учить, он все придумает сам. Достаточно снять проклятия, запреты и прочие помехи его работе. Вот это и должно быть основным содержанием учебного курса раскрытия творческих способностей и обучения начальников, если мы такой создадим.
Понимать основные законы обращения силы в нашем мире и научиться думать — вполне достаточно для того, чтобы создать любое предприятие и сделать его успешным.
Однако не надо покупаться на кажущуюся простоту этого совета. Большинству людей кажется, что они умеют думать, только потому, что их голова постоянно занята какими-то мыслями, и временами эти мысли захватывают воображение даже их собеседников.
Это мышление. Мыслить и думать — не одно и то же. Повторю, думать — это решать задачи и решать их, творя Образы действия и Образы миров. Проверки показывают, чем лучше человек мыслит, тем труднее ему думать. Или то, или другое. Хорошие мыслители редко бывают хорошими предпринимателями.
Но именно из-за того, что в общественном мнении мыслитель оценивается выше, я бы не хотел развенчивать это предубеждение поспешно. Этому должна быть посвящена отдельная глубоко обоснованная работа.
В заключение же хочу сказать, что, научившись думать в рамках Стодня, однажды надо попробовать создать образ предприятия, извлекающего силу из совсем иного мира, в Стодне не описанного. Написать такой фантастический роман смеху ради. Тогда со всей очевидностью станет ясно, как мы зависим от Сулопа и Материка. Множество самоочевидных вещей поднимут бунт и станут видны.
С этого упражнения может начаться следующий шаг к самоочищению и свободе, который оправдает все усилия, затраченные на изучение предпринимательства.
Предложение написать рассказ можете воспринимать как шутку, но вот учиться писать Начальнику надо непременно, хотя бы потому, что жизнь его все равно заставит это делать.