На самом деле. Творец, из доступного людям никогда не творит ничего, кроме образов. Воплощение их — это уже не творение. Образы — чистое сознание, и значит, прав был Платон, создавая идеализм. Они не относятся к нашему материальному миру. Они из того мира, куда мы уйдем, или они станут тем миром, который мы создаем, чтобы было куда уйти.
Это означает, что образы Начал по своей природе имеют как бы неземную или внеземную составляющую. Мы ничего не можем уверенно знать о «внеземном». Даже называя что-то «внеземным», мы говорим лишь о своих человеческих представлениях, а они земные. Правильнее было бы говорить об особой части нашего сознания, где хранятся представления о внеземном или божественном. Сейчас ее принято называть Мифологическим мышлением. Но народная культура знала и другой подход — магический, который не был, в отличие от мышления, лишь представлениями. Живучесть магии в тысячелетиях объясняется именно тем, что она была действенна, то есть кое-что у нее все-таки получалось и тем поддерживало веру и в магию, и в возможности человека.
Эту действенную часть народной магии мы и пытаемся понять через народную психологию. С точки зрения этой магической психологии. Начальник имеет дело со стихиальной частью ума. Стихом. Стих очень и очень действенен.
Уже из своего опыта прикладного психолога и исследователя могу сказать, что он, очевидно, является той средой, где хранится действенная часть наших решений, образы которых создаются в Разуме, а хранятся большей частью в Мышлении. Действенная часть и есть Начала, Основы образов. Но разбирать такие тонкости, как, где заканчивается Начало образа и начинается то, что, собственно говоря, и считается нами образом, я сейчас не буду. Для этого в нашем Училище есть особый курс, называемый по-стариковски Наука думать.
Получается некоторое противоречие: в одном месте я говорю, что творец никогда ничего не творит, кроме образов, а в другом я говорю о том, что Начала, которые создает творец — это даже не образы. С точки зрения мазыкской психологии, я прав и там, и там. Просто для нужд этой книги я выпускаю многие переходные ступени в объяснениях. Примите пока, что задача Творца предприятия — довести дело до вполне определенных образов, которые можно взять и воплощать. А вот это уже будет делать другой человек, а точнее, тот же человек, но уже в другом состоянии.
Образы Начал, созданные Первотворцами, присутствуют всегда и никогда не пропадают, хотя их и не видно, как кажется. При этом они правят всем Миром, всем предприятием, устанавливая невидимые, но ощущаемые людьми границы и токи. Иными словами, мы обладаем этим видением, но не осознаем его.
Приглядитесь, в первую очередь, к восприятию границ мест с их должностными обязанностями. Люди прекрасно видят, докуда доходят и их обязанности, и их права. И когда человек отвечает: Это не мои обязанности! — это так привычно, что присутствие у него стихиального видения мы не замечаем. Но вот когда вам нужно сделать что-то, что подлежит обязанностям другого, вы начинаете ощущать телесный неуют, неудобство от того, что вторгаетесь. Вторгаетесь куда? В чужие должностные обязанности? Но это лишь образ. На чужую территорию? Но это совсем условность, потому что это «нетерриториальная территория».
Мы всегда что-то ощущаем, когда делаем дело, которое должен делать другой — или неудобство, или раздражение на него. Конечно, тут присутствует и наше мышление, в части договоров. Но если приглядеться, то за ним есть и наша способность ощущать границы своего и чужого миров, границы образов вообще и особенно границы начальных образов.
На самом деле мы всегда и очень отчетливо видим границы образов и сами образы висящими в пространстве и занимающими его. Это как видение очень тонких и очень прозрачных туманностей. Но поскольку они взаимно проникают друг в друга и заполняют весь окружающий нас мир, мы привыкаем к ним, как к воздуху и перестаем видеть.
Примером может быть плавание под водой с открытыми глазами. Вначале вы видите воду, ее движение и ее составляющие. Затем, познав это, вы начинаете обращать внимание лишь на то, что в воде, и вода вдруг пропадает. И вы видите теперь не воду, а изменения в ее прозрачности: Какая сегодня вода мутная! — говорите вы, нырнув, и тут же снова забываете о воде:
НИЧЕГО не видно! — при этом вода вроде бы не видна, и это ощущается как то, что ты тратишь или не тратишь силы на то, чтобы ее видеть. На самом деле ты перестаешь замечать и воду, и те усилия, которые тратишь на ее восприятие. Они незаметны после привыкания, но они сохраняются, иначе ты бы не замечал изменений прозрачности. Заметить изменения можно только сравнив с основой, на которую постоянно настроено твое восприятие.
Вот так же мы видим и образы. Они основа видения той среды, в которой мы существуем. То есть сознания. Поэтому мы привыкаем к ним и замечаем лишь их изменения или же изменения в среде при переходе из одного образа в другой.
Но для этого среда должна быть очень однородна. Иначе говоря, человек, занимающий одну должность, то есть находящийся в образе этого места, а вместе с ним в образе Предприятия, которое охватывает все свои места, очень хорошо видит границы соседних образов мест и телесно ощущает их нарушения. Посторонний человек чувствует эти границы гораздо хуже, потому что он находится в образах, принесенных с собой.
Конечно, все это можно было бы расписать гораздо проще, как это обычно и делается, когда описывается предприятие.
Но если мы хотим обучить наших людей тому, как творить предприятия, то надо обучать их тому, как видеть и творить образы. Для нас это означает умение творить образы и умение создавать образы.
Творение, как понятие, относится к созданию отдельного образа из чистого сознания, как своего рода материи. Здесь удачно ложится слово «отдельный», потому что творить образ - это отделять его, как кусок сознания, от всего остального сознания обрезом, то есть границей.
Суть этого действия скрыта в самом происхождении слова Образ, где скрывается и некое значение 0-хвата-границы и резания, ражения — поражения — как выделения из всей остальной однородной материи изменением состояния одного ее участка. Поражение, ражение образа — это впечатывание, запечатление чего-то в сознании.
Привнести впечатление, впечатать что-то в однородную живую среду — это всегда нанести этой среде некоторое поражение. Придать впечатлению определенность и с тем узнаваемость — выделить его из остальной среды — это вырезание куска, обрезание его со всех сторон. Это должно быть больно, хотя мы этого и не замечаем. Но если вы приглядитесь к себе повнимательнее, а на прикладных занятиях по Науке думать мы даем почувствовать, то вы заметите, что думать не хочется. И именно потому, что это больно.
Таким образом, творение образов — это способность сохранения впечатлений в сознании, способность создавать отпечатки. Ясно, что это невозможно без среды и без воздействия на нее. Но вот что не так явно бросается в глаза, так это как раз Начала — некая нить или основа, которая после выделения образа сохраняет его живую связь с остальным сознанием, а через него и о силами этой Вселенной.
Начальник — это, конечно, человек, который творит образы, но главная его работа начинается после того, как он их создал и передал для воплощения. Боги-творцы, как рассказывают мифы, после этого уходят на покой, удаляются куда-то из внимания людей на границы расширяющейся вселенной. Их словно бы перестают замечать. На самом деле они остаются именно там, где и должны быть — с Началами, которые хранят. Без них разрушается связь времен, связь между образами и силой, которая эти образы оживляет. Тогда умирают и дела и Миры...
Без Начал отпечатки-впечатления — это вещь в каком-то смысле случайная, потому что они есть всего лишь перенос того, что ты видишь, слышишь, осязаешь, то есть воспринимаешь, в память, что значит в сознание как среду. По крайней мере, так это видит академическая психофизиология. Получается, что если ты захочешь создать нечто новое, ты вынужден будешь обходиться только тем, что есть в окружающем тебя мире, откуда берешь впечатления. А оно может совсем не подходить к твоим замыслам. Правда, этот окружающий нас мир оказывается продленным в нашу память.
И творим впечатления мы не с помощью вещей и явлений внешнего мира, а с помощью их восприятий, иначе говоря, с помощью самого же сознания, в котором эти внешние вещи отразились.
А раз впечатываются в образ явления сознания, и это естественно, потому что воздействовать на среду определенной плотности можно только тем, что ей однородно и обладает сходной плотностью, то у нас появляется возможность брать для творения образов как отражения внешних явлений, так и уже имеющиеся впечатления из памяти.
Вот это позволяет от творения образов переходить к их созданию, то есть к добавлению к вырезанному из сознания куску дополнительных черт, которые позволяют делать образ совершенным, по нашим понятиям или по понятиям культуры.
Как пример: образ рабочего места может включать в себя образ комнаты, в которой будет сидеть должностное лицо, и будет сотворен на основе восприятия этой комнаты, а вот образ предприятия будет составлен внутри себя из множества подогнанных друг к другу образов мест. Сами образы мест тоже сложные и составные, созданные из множества простых товарных образов вроде образа комнаты плюс образ телефона, плюс образ сейфа и тому подобного.
Разницу между творением образов и их созданием нужно чув ствовать для того, чтобы не делать лишнего, когда ты работаешь Начальником. Лишнее тут — увлечение творением образов. Их должно быть не больше, чем нужно. А сколько нужно, определяет цель, которую ты себе поставил.
Я не хочу даже описывать способность создавать образы, потому что она присуща всем людям. Однако степень увлеченности этим делает из многих людей художников, для кого образ важнее жизни.
Начальник должен просто принять как данность, что он творить образы умеет и исходить из этого. Его задача — научиться создавать из товарных образов образы определенного вида. И объяснить, что это за образы, можно только говоря о творении миров. Вот почему работа начальника мифологична.
Какое бы место для жизни ты не создавал — дом, предприятие, страну, — ты создаешь Образ мира.
И хотя есть совершенно определенные признаки того, что мы считаем Миром, перечислить их все было бы для меня сейчас трудно.
Тем не менее, поскольку мы постоянно живем в Образах миров, мы их видим так же хорошо, как и воздух. Это значит, что когда Образ мира создан кем-то совершенно, мы его просто не заметим, хотя будем с наслаждением там находиться или ходить к этому человеку в гости.
Но стоит творцу хоть в чем-то наврать, как мы заметим отличие от истинного мира и или скажем об этом, то есть испытаем желание довести образ до совершенства, или сбежим.
Вот эта способность достраивать миры или сбегать из них и есть основной инструмент исследования творений начальства, то есть проверки образов предприятий на жизнеспособность, которым мы все изначально обладаем.
Жизнеспособность предприятия или образа, как кажется, означает вопрос: достаточно ли жизненной силы у предприятия, чтобы выжить. Но если вы приглядитесь к тому, как вы сами воспринимаете подобные предприятия, то поймете, что речь о чем-то ином. Жизнеспособность образа имеет отношение не" столько к образу или предприятию, сколько к людям, которые в него войдут или нет.
Жизнеспособность образа — это не обладание жизненными силами, а способность давать жизнь, иначе говоря, это не обладание жизненными силами для себя, а обладание жизненными силами для людей.
Образ предприятия оценивается людьми как жизнеспособный или нет, так же и предприятие. Но при этом, когда мы говорим об образе предприятия, мы оцениваем этот образ с прикидкой на себя: хотел бы я там жить? Каково бы мне жилось в таком мире? И это сразу же позволяет указать Начальнику места, которые вызывают неуют и отторгают тебя. Дорабатывая их, он и занимается созданием совершенного Образа мира. Когда речь идет о жизнеспособности предприятия, то речь идет не о том, что будет этот мир давать для жизни, а о том, сколько жизненных сил он имеет. Где эти силы? В людях, которые пришли. В образах нет жизненной силы, она есть только в живых существах — людях, животных и растениях. Она зовется Жива.
И получается, что, создавая образ мира, мы всегда создаем ловушку, в которую заманиваем Живу. И видеть это надо именно так. Не людей мы заманиваем, а именно Живу. Если Живе нравится в доме, который ты для нее построил, люди, звери, растения — все придут сюда, их будет тянуть помимо их воли просто потому, что остальной холодный и омертвелый мир будет их выдавливать в это пространство сознания. И они отдадут все свои силы для того, чтобы этот дом Живы стоял.
Вот это искусство — видеть себя небесным женихом для извечной невесты этой Вселенной, для богини жизни и плодородия Живы и есть суть мифологии начальника. Как научиться видеть себя божественным женихом и как научиться видеть, что такое жизнь, — это вопрос, на который я отвечать не берусь, хотя бы потому, что вы сами знаете это еще лучше, чем видите воздух. Вы сдали экзамен на владение этим знанием, обретя жизнь.
Для того, чтобы его вспомнить, наверное, нужно всего лишь захотеть и немножко понаблюдать, посмотреть вокруг себя. Она повсюду, эта загадочная жизнь. И ты ее вечный жених.
А как только глаза немного очистятся, то останется только перенести увиденное в образ твоего предприятия и спросить людей — воплощение Живы — хотите ко мне? Нет? А что не так?
И так дотачивая и доводя, однажды ты создашь и свой Мир, и обретешь свою утраченную цельность. Извечная невеста, твоя давно утерянная половинка, которую многие ищут всю жизнь — это не мужчина и не женщина — это сама Жива, воплощенная в них.
Именно этот миф, миф об извечных вселенских любовниках, и скрывается за образом Начальника.
Можете считать, что работа начальника — это поход Рамы за похищенной ракшасами Ситой, это поход младшей дочери Машеньки за Финистом Ясным Соколом, это битва за возрождение и воссоздание порубанного на множество кусков и раскиданного по свету Осириса.
Для того, чтобы возродить жизнь и жизненное начало, нужно вначале иметь цельный и совершенный образ Дома, в который жизнь может войти, заполнить и слиться так, что будет казаться, что это не Дом и жизнь, а просто одно живое тело.
Живое единое тело — это и есть то настоящее предприятие, которое есть смысл создавать.
Как бы ни казался странным такой подход, но он позволяет говорить о всех частях и шагах в творении, устройстве и работе предприятия на едином языке, а также одухотворяет труд любого работника видением того, ради чего все делается и ради чего он живет.
И последнее, что можно сказать о Хозяине, когда он выступает в роли Начальника. Раз воплощение образов происходит в сознании, то правомерно спросить — в чьем? Конечно, в сознании людей. Значит, образ предприятия прежде всего творится в людском сознании, и лишь потом воплощается ими в материю.
Следовательно, в этом состоянии Хозяин ведет творение предприятия в роли Начальника Отдела кадров.
Потом он, конечно, передаст эту должность особому человеку, но сначала он должен сам подобрать всех необходимых людей. А кто эти люди, если задача — воспринять и затем воплотить образы Начал?
Это люди, способные подобные образы воспринимать. Не всякий человек в состоянии вместить в себя такие образы. Этим и определяется разделение людей в нашем мире на начальство и работников. Когда мы подыскиваем человека на должность начальника какого-либо из отделов нашего предприятия, мы делаем это всегда с помощью как бы какого-то чутья: потянет — не потянет?
На самом же деле просто отсутствие у нас должной культуры самоосознавания не позволяет нам увидеть, что при этом мы проверяем — в состоянии ли сознание человека вместить в себя одно из Начал. При этом мы как бы всовываем в него этот огромный образ и наблюдаем, как он с ним управляется. И мы это видим! Мы видим и сам образ, и то пространство, в которое его впускает человек. Видим, но не отдаем себе отчета. Присмотритесь при случае.
Итак если ты захотел стать Хозяином собственного дела, сначала ты его придумаешь, то есть создашь образы Начал, а потом передашь каждый из этих образов соответствующему работнику. А это значит, что ты начнешь творение предприятия в должности Начальника Отдела кадров.