Главы   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Как анализировать рост прибылей


Давайте откроем один из замечательных справочников, выпускаемых компанией Standart &  Poor's.  Таких справочников три

—  Standart & Poor's 500 Guide,

—  Standart & Poor's Midcap 400 Guide,

—  Standart & Poor's Smallcap 600 Guide.

Эти справочники охватывают 1500 компаний, которые подразделя­ются на три группы в зависимости от рыночной стоимости всех акций компании. В этих справочниках вы найдете многолетнюю историю при­былей компаний, объемов их продаж, долгов, наличного капитала и многое другое. Есть и другие справочники такого рода, обновляемые каждый год, чаще — в виде информационных писем, рассылаемых подписчикам. Информацию о финансовой истории компаний можно найти и в Интернете. Обычно компьютерные сервисы охватывают боль­шее количество компаний, чем справочники, и информация там более свежая. Тут существует много возможностей, и весь вопрос в том, как анализировать такую информацию. Рассмотрим сначала историю ро­ста прибылей и объема продаж компаний (эти данные приводятся в справочниках поквартально). В качестве примера рассмотрим историю компании Hewlett-Packard с начала 1993 по июль 1995 года. В таблице 7.3 показаны прибыли компании в расчете на одну акцию и объемы продаж за указанный период (31 октября — конец финансового года этой компании).

Таблица 7.3.

Период времени

Прибыль в дол.

Продажи в млрд. дол.

1993, 1 квартал

0,26

4,57

1993, 2 квартал

0,35 (+34%)

5,10

1993, 3 квартал

0,27 (-23 %)

4.96

1993, 4 квартал

0,29 (+7 %)

5,69

1994, 1 квартал

0,36 (+24 %)

5,68

1994, 2 квартал

0,39 (+8 %)

6,25

1994, 3 квартал

0,33 (-15%)

6,05

1994, 4 квартал

0,46 (+39 %)

7,00

1995, 1 квартал

0,58 (+26 %)

7,30

1995, 2 квартал

0,55 (-5%)

7.43

1995, 3 квартал

0,55 (   0%)

7,74

В скобках приведены изменения прибылей за один квартал, и требу­ется найти среднее изменение прибылей за один год. Один из вариантов такого расчета — вычислить среднее изменение прибылей за квартал и умножить на 4. Если проделать эту операцию, то получится 38 %, и для приближенных оценок этого вполне достаточно. Иногда средний прирост прибыли вычисляют путем усреднения прибылей за каждый год, а далее сравнивают изменение прибыли от года к году и затем вычисляют среднее. В результате получается так называемое «среднее арифметичес­кое». Многие аналитики вычисляют «среднее геометричес­кое». Например, в нашем случае средние квартальные прибыли за 1993, 1994 и 1995 (неполный) годы составляют 0,293; 0,385 и 0,56 доллара соответственно. Среднее геометрическое прироста годовой прибыли вы­числяется как корень квадратный из прироста прибылей с 1993 по 1995 годы