d9e5a92d

Физическая культура индийских йогов


Прочитав эту книгу, вы не станете завязывать себя в узел, не захотите употреблять вместо нормального завтрака смесь из бритвенных лезвий, толченого стекла и пятисантиметровых гвоздей, Не воспользуетесь для сна вместо обычной кровати ложем, утыканным острыми шипами и бутылочными осколками. Просыпаясь по утрам, вы по-прежнему будете умываться водой, а не царской водкой или синильной кислотой.

Мы не будет заниматься рассмотрением этих классических атрибутов деятельности йогов.
Основная цель книги - изложить методы физической культуры индийских йогов таким образом, чтобы пробудить интерес к их дальнейшему творческому обсуждению и исследованию. А поскольку круг вопросов, так или иначе касающихся проблемы йогов, все же очень широк, то рассмотрим лишь две, на наш взгляд, тесно связанные между собой проблемы.
Здоровью значительной части населения высокоразвитых в промышленном отношении стран угрожают последствия гипокинезии (пониженной двигательной активности) и единственным выходом из создавшегося положения является увеличение объема физической тренировки. Автор твердо убежден в том, что все утверждения о полезности физической культуры останутся благими пожеланиями до тех пор, пока эта идея не станет внутренним убеждением каждого и, таким образом, явится побуждающим мотивом рассматривать ее как часть общей культуры человека.

С этой целью необходимость более высокого уровня двигательной активности обсуждается с самых различных точек зрения.
В качестве одной из мер борьбы с гипокинезией заслуживают внимания индивидуальные формы занятий. Именно в этой связи, интересен опыт одной из древнейших систем физической культуры Хатха-Йога.
Мечтая об универсальном средстве против всех недугов, человечество за многие века своего существования пережило не одно увлечение модными лекарствами, новейшими теориями оздоровления и омоложения, но всякий раз очередная сенсация оказывалась развенчанной. Авторитет же физических упражнений не только не поколебался с древнейших времен, но и неизмеримо возрос. Сейчас уже общепринято мнение, что предупреждение большинства заболеваний можно с успехом осуществить путем повышения сопротивляемости к ним организма.

Причем главным всегда была и остается естественная сопротивляемость, формирующаяся в процессе физической тренировки и закаливания.
Профилактическая роль физических упражнений особенно важна при ограничении двигательной активности. Слово гипокинезия все чаще стало появляться в печати, звучать в выступлениях врачей, физиологов, педагогов и, кажется, начало проникать в сознание людей, в образе жизни которых двигательная активность снижена до опасных пределов. Отсюда и особый интерес к различным методам физической тренировки и закаливания.

Среди них помимо общепризнанных, классических форм следует упомянуть изометрическую гимнастику (атлетизм), бег трусцой по системе новозеландца Лидьярда, такие народные способы закаливания, как русское зимнее плавание, превращающееся у нас в стране в мощное движение моржей, а также Хатха-йогу.
Система йогов периодически становилась модой - появлялись восторженные или разгромные статьи в научно-популярных журналах, на страницах газет и даже солидных сборников, посвященных, в основном, критическому разбору заведомо несостоятельных философских концепций йогизма по существу идеалистических.
Надо сказать, что критика отдельных элементов системы (расслабление, дыхательный контроль, статическая гимнастика) будет убедительной, ибо имеет физиологическое обоснование. А между тем в основе физической тренировки йогов лежит единство этих элементов, и именно оно, это единство, представляет несомненное достижение Хатха Йоги.
Читателя всегда привлекали описания феноменальных физических и психических способностей йогов и, конечно, методы тренировок, с помощью которых эти способности достигаются. Однако до сих пор на русском языке на было работы, в которой проводился бы подробный анализ системы физической тренировки йогов или хотя бы с достаточной полнотой излагалась сама система. Многочисленные книги Рамачараки и Вивекананды, переведенные на русский язык еще в дореволюционное время, представляют библиографическую редкость и по многим причинам не могут удовлетворить современного читателя.



Они посвящены главным образом философии йогов и очень поверхностно затрагивают методы и правила их физической культуры.
Все элементы, составляющие единство системы, уже находят в отдельности применение в современной практике спортивных тренировок и лечебной физкультуры. В самом деле: на методах концентрации внимания и расслабления мышц целиком основана аутогенная тренировка; статические усилия применяются в изометрической гимнастике для развития силы мышц; задержка дыхания в дыхательных упражнениях начинает применяться в спортивной практике для создания гипоксических режимов тренировок и т.д.
Однако лишь в системе физической тренировки йогов мы находим органическое слияние всех этих элементов - факт, который почему-то не привлекал к себе до сих пор внимания исследователей. Не исключено, что современная наука, изучив каждый элемент в отдельности, теперь находится на пути к синтезу, эмпирически осуществленному в системе Хатха-Иога много веков назад.
Обсуждение вопроса о заимствовании методов Хатха-йоги для развития индивидуальных форм занятий физической культурой в нашей периодической печати уже имеет свою историю. Особенно большую неразбериху привнесли ревностные популяризаторы Йоги: зачастую выдавая часть за целое, полагая, вероятно, что эта часть несет в себе все признаки целого, они ратовали за распространение системы йогов как единственного метода физического воспитания. Разумеется, всякое дело можно довести до абсурда.

Так, в результате грубого нарушения элементарных правил физической культуры йогов и неразумного форсирования тренировок по этой системе были зарегистрированы случаи, когда лица, занявшиеся такими тренировками в целях самолечения или укрепления здоровья, попадали в больницы в тяжелом состоянии. Например, стойка на голове (кстати, у многих именно этим упражнением ограничиваются все познания о йогах) - одно из самых сложных и, следовательно, поздних по времени освоения упражнение, и если люди уже в почтенном возрасте (да и молодые, давно забывшие, что такое элементарная физзарядка) сразу захотят стать йогами, то компрометация этой системы физической тренировки - самый безопасный исход такой затеи.
Подобные обстоятельства в свое время послужили причиной отрицательного отношения к системе физической тренировки йогов. Было признано, что упражнения Хатха-йоги не приемлемы для оздоровительных и лечебно-профилактических целей. Время показало, что это был слишком категоричный и поспешный вывод.

Совершенно ясно одно - вопрос о профилактической ценности упражнений Хатха-йоги требует всестороннего и глубокого анализа.
Полумифический ореол, которым молва окружила йогов, заставляет некоторых видеть в их учении что-то вроде откровения, некой тайной мудрости, приобщение к которой автоматически избавляет от всех недугов и Lает власть над неведомыми силами. Действительно, прошлые века оставили много загадок для науки, но канонизируя уровень знания тех далеких времен, вкладывая современный научный смысл в ритуалы, мы рискуем везде видеть скрытый смысл, даже в предрассудках.

Поэтому речь должна идти не об альтернативе, а о разумном и творческом использовании опыта одной из древнейших культур на Земле, ибо не зная прошлого, невозможно работать для будущего.
Книга, создававшаяся на протяжении 15 лет, естественно, содержит черты полемичности, которые хорошо отражаются первой частью афоризма А. Гумбольта: Всякая истина проходит в человеческом уме три стадии: сначала - какая чушь! Затем - в этом что-то есть. Наконец,- кто же этого не знает!

В настоящее время проблема физической культуры йогов находится в стадии, о которой свидетельствует вторая его часть; усилия автора будут вознаграждены, если наступит время, когда войдет в силу третья часть высказывания великого естествоиспытателя.
Насколько удалось решить поставленные задачи - судить читателю, но все замечания и соображения по улучшению книги будут приняты с благодарностью.
Автор считает приятным долгом выразить искреннюю признательность профессорам К. М. Смирнову и С. В. Янанису за интерес к работе, профессорам А. А. Логинову и Н. С. Мисюку и кандидату медицинских наук Л. С. Фролову за полезное обсуждение ряда вопросов, а также кандидату физико-математических наук А. Д. Котляру, В. В. Гурьянову и Л. Е. Ивановой за демонстрацию упражнений для фотографий, которые были использованы при подготовке иллюстративного материала к настоящему изданию.
ЙОГА И ЙОГИ
ЧТО ТАКОЕ ЙОГА
Да возвысит человек себя сам,
Да не унизит он сам себя;
Ибо только он один себе друг
И нет большего ему врага. Чем он сам себе
Из Махабхараты
Истоки совокупности гигиенических, морально-этических правил и философских представлений, которые являются у йогов предметом культа, исходят из глубокой древности. Первые сведения на эту тему появляются еще в культовом эпосе Веды, датировку которых относят к III или даже к VI тысячелетию до н.э.

Однако, как это часто бывает, оформление учения в единую систему мировоззрения связывается с именем одного человека - им был Патанджали, живший во II веке до н.э.



Содержание раздела