d9e5a92d

СИДДХАСАНА. Первая


39. СИДДХАСАНА.

Первая* (Фото 84).
Сиддха - название полубожественных существ великой чистоты и святости, обладающих сверхъестественными свойствами (сиддхи). Сиддха также означает "вдохновенный мудрец, провидец, пророк".
"Сиддхи говорят, что среди ниям главное - не причинять никому зла, среди ям - умеренная диета, а среди асан - Сиддхасана".
"Из всех 84 тысяч асан всегда следует выполнять Сидцхасану. Она очищает 72 тысячи нади (нади - каналы в человеческом теле, через которые проходит нервная энергия)".
"Если йог, упражняющийся в созерцании Атмана и соблюдающий умеренную диету будет выполнять Сиддхасану в течение 12 лет, он обретет йогические сиддхи". (Атман означает Я и Верховную Душу. Сиддхи -сверхъестественые способности).
"После овладения Сиддхасаной естественно и без усилий будет достигнута Унмани Авастхва (Самадхи), дающая наслаждение".
Душа имеет три авастхи (состояния), содержащиеся в четвертой, а именно: бодрствование, сновидение, глубокий сон и то, что называется Турия. "Первое состояние - это бодрствование, когда Я осознает обычный мир с его грубыми предметами и наслаждается ими. Здесь доминирует тело.

Второе состояние - сон со сновидениями, в которых Я наслаждается тонкими вещами, образуя для себя на основе ощущений, испытанных в бодрствующем состоянии, новый мир форм. Дух свободно блуждает, не скованный узами тела. Третье состояние - это глубокий сон без сновидений и без желаний, сушупти. Считают, что в сушупти душа временно объединяется с Брахманом и испытывает блаженство.

В глубоком сне мы возвышаемся над всеми желаниями и освобождаемся от беспокойства и тревог... Душа божественна в своей сущности, хотя отягощена плотью.

Во сне она освобождается от оков тела и обретает вновь свою природу... Но это (вечный сон без сновидений), можно спутать с просто бессознательным состоянием... Высшее же состояние -это нечто другое.

Это четвертое состояние души - чистое интуитивное сознание, где нет места знанию об объектах, ни внутренних, ни внешних. В глубоком сне дух пребывает высоко над изменчивой жизнью чувства в абсолютном единении с Брахманом. Состояние же Турия выявляет положительный аспект отрицательного, доминирующего в состоянии глубокого сна" ("Философия Упанишад" Радхакришнана).

В Мандукья Упанишаде" четвертое состояние описывается так: "Четвертое состояние, говорят мудрые, - это не субъективный опыт и не объективный опыт, это и не нечто среднее между субъективным и объективным опытом, это и не негативное состояние, которое ни сознательно, ни бессознательно. Это не знание, основанное на ощущениях, это не относительное знание, это и не знание, основанное на умозаключениях. Четвертое состояние неощутимо, непостижимо, невыразимо. Это чистое единое сознание, в коем полностью пребывает все сознание и множественность мира. Это высшее добро.

Это Один без второго. Это Я. Познай его одного!"
"Раджа-йога, Самадхи, Унмани, Маномани, Бессмертие, Сосредоточение, Шуньяашунья (пустота, но не пустота), Парама Пада (Высшее состояние), Аманаска (приостановка деятельности ума), Адвайта (недвойственность), Нираламба (без поддержки), Ниранджана (чистый), Дживанмукти (состояние освобождения), Сахаджавастха (естественное состояние) и Турия (буквально, четвертое) - все эти слова означают одно и то же. Как крупица соли, брошенная в воду, растворяется в ней и становится единой с ней, так и подобное единение Ума и Атмана есть Самадхи.

Когда Прана и Манас (ум) уничтожаются (поглощаются), возникает состояние гармонии, называемое Самадхи" ("Хатха Йога Прадипика", гл.IV, стихи 3-6).
Ни одна асана не может равняться с Сиддхой, ни одна кумбхака - с Кевалой, ни одна мудра - с Кхечари, ни одна лайя (поглощение ума) - с Надой.
(Кхечари Мудра, буквально, "блуждание в пространстве", описывается следующим образом в "Гхеранда Самхите" (гл.III, стихи 25-28):
"Подрезать нижнее сухожилье языка и непрерывно двигать языком; смазывать его свежим маслом и вытягивать его (чтобы удлинить) железным инструментом. Если заниматься этим постоянно, язык удлиняется; когда он будет доставать до межбровья, можно считать, что Кхечари завершена. Когда язык станет длинным, следует загибать его кверху и назад, так чтобы коснуться мягкого неба, а затем и достать внутренние отверстия ноздрей. Закрыв эти отверстия языком (и остановив таким образом дыхание), сосредоточить взгляд в межбровье. Это называется Кхечари.



Упражнение в Кхечари освобождает от обмороков, чувства голода и жажды, от лености. Не будет места ни болезням, ни разрушению, ни смерти.

Тело становится божественным").
(Нада - это внутренний мистический звук. Он подробно, со множеством различных уподоблений, описывается в стихах 79-101 главы IV "Гхеранда Самхиты". Йога определяется там как контроль над отклонениями ума.

Для того, чтобы управлять умом, нужно, чтобы сначала он полностью сосредоточился на каком-то объекте, и тогда он постепенно отойдет от этого объекта и будет вынужден вглядеться внутрь себя. Вот где йог должен сосредоточиться на внутренних мистических звуках. 'Ум, подобно змее, услышав Нада, забывает свои непостоянства и уже никуда более не стремится". По мере того, как Нада становится бездеятельной, то же делается и с умом. "Огонь, охвативший дерево, гаснет вместе с ним после того, как сжег его.

Так же и ум, устремляясь к Нада, исчезает вместе с ним").
Техника
1. Сесть на пол, ноги вытянуть прямо перед собой (Фото 77).
2. Согнуть левую ногу в колене. Взяться кистями за левую стопу, поместить пятку около промежности, а подошву поместить к правому бедру.
3. Согнуть правую ногу в колене и положить правую стопу на левую лодыжку, удерживая правую пятку против лобковой кости.
4. Поместить подошву правой стопы между бедром и икрой левой ноги.
5. Не садиться на пятки.
6. Вытянуть руки перед собой и положить кисти тыльной стороной на колени ладонями вверх Большой и указательный пальцы рук соединить, остальные пальцы вытянуть (Фото 84).


7. Сохранять эту позу как можно дольше. Спину, шею и голову держать прямо.

Взгляд направить внутрь, словно на кончик носа.
8. Освободить ноги и расслабиться на некоторое время. Затем повторить позу с такой же длительностью, поменяв положение ног: сначала поместить правую пятку у промежности, а затем опустить левую стопу на правую лодыжку.
Эффект
Эта поза сохраняет здоровье половых органов. Подобно Падмасане (Фото 104), это одна из наиболее релаксирующих поз. Находясь в сидячем положении, тело отдыхает, а скрещенные нога и прямая спина делают ум внимательным и бдительным.

Эта асана рекомендуется для практики пранаямы и медитации.
В чисто физическом отношении она очень полезна для излечения тугоподвижности коленей и лодыжек. Усиливается циркуляция крови в области поясницы и живота, что тонизирует нижний отдел позвоночника и органы брюшной полости.



Содержание раздела