d9e5a92d

Сиддхасана №16


Итак, на выбор:
Вирасана (номер 14 по комплексу второго дня здесь либо №89 в Йога Дипике).
Сиддхасана №16 (или №84 — там же);
Джатхара Паривартанасана, №15 или (№274 — там же);
Ардха Бхуджангасана, №17 (в Дипике... не представлена);
Баддха Конасана (фото № 101 — там же);
Упавиштха Конасана (№ 148,149);
Вариант Вирасаны (№ 92)
21. Ардха Матсиендрасана (№21 — по комплексу второго дня);
Падмасана (№ 104 Дипики...)
1. Пашимоттанасана (№1 по комплексам первого и второго дней);
Время следует выдерживать по ощущениям, но не более минуты. Для тех, кому данные позы легки, можно увеличивать время экспозиции до 2 — 3 минут и добавить Джану Сиршасана (№ 126 — 127 Йога Дипики);
Комплекс 2-го дня






Вернёмся к основному списку поз — день второй:

1.
Пашимоттанасана
три подхода по 3 мин.
14.
Вирасана
два раза по 1 мин.
16.
Сиддхасана
по 2 мин.
15.
Джатхара Паривартанасана
по 1 мин.
17.
Ардха Бхуджангасана
три раза по 1,5 мин.
18.
Бхуджангасана, начальная фаза — ноги на ширине плеч
1-2 мин.
19.
То же, основная фаза — нога на ногу
по 1 мин.
20.
Трианга Мукхаикапада Пашимоттанасана
по 1 мин.
21.
Ардха Матсиендрасана сидя на ноге
по 1 мин.
22.
то же сидя на полу
по 1 мин.
23.
Маричьясана
по 1 мин.
24.
Парипурна Навасана
три подхода по 30 сек
25.
Ардха Навасана
три раза по 20 сек.
26.
Пурвоттанасана
до 20 сек.
27.
Урдхва Прасарита Падасана
10 сек, 10 сек, 30 сек.
28.
Сиршасана
по возможности, но не более 10 мин.
29.
Сарвангасана
до 3 — 5 мин.
30.
Халасана
до 5 мин.
15.
Джатхара Паривартанасана
по 2 мин.
9.
Шавасана
15 мин.

Следует, чередуя, выполнять оба этих комплекса день за днём. Если появится вялость, нужно увеличить паузы между асанами, сократить время экспозиции либо выполнять комплексы не до конца, а по воскресеньям с чувством исполненного долга не заниматься вообще.

Суета и усердие в йоге ни к чему хорошему не приводят, для тех, кто желает заниматься дважды в день, очень полезно знать японскую пословицу: Кто не был на Фудзи ни разу — тот дурак, но кто взобрался туда дважды — тот дважды дурак. Ещё бы я рекомендовал в течение первого года занятий раз в неделю устраивать себе выходной и от практики, то есть заниматься шесть раз.
Итак — техника.
I. Пашимоттанасана
Один из вариантов перевода — растягивание ягодиц. Б.Л.Смирнов трактует Пашимоттасану как положение с растяжением тыла, поскольку пашима означает заднюю (западную) поверхность тела (в Индии, как правило, занимаются йогой и возносят молитвы лицом на восток).
Иногда пишется Пасчимоттанасана. В Хатха-йога прадипике (Аслан, М., 1994, С.17) находим:

  1. Вытяните обе ноги и захватите руками большие пальцы ног, затем положите голову на колени. Это будет Пашимоттасана.
  2. Являясь лучшей... Пашимоттасана пропускает поток дыхания через Сушумну, воспламеняет жар желудка, убирает лишние отложения в пояснице и устраняет все болезни.

Гхеранда-Самхита: (Путь Шивы, Киев, 1994, с.18)
2. 22. Вытяни ноги на полу, как палки. Положи руки на обе ноги и тщательно держи руками концы ступней.

Это — Пашимоттанасана.
Свами Йогешварананд (271) приводит 12 вариантов Пашимоттанасаны, Д. Брахмачари (252) напротив — даёт Пашимоттасану предельно кратко и минимальными комментариями.
У Айенгара (4) Пашимоттанасана и её модификации занимают важное место, она предлагается для устранения множества неприятностей, включая облитерирующий эндартериит, но соответствующий сосудистый эффект возникает только при максимальном провороте таза в суставах бёдер.
Пашимоттанасана можно перевести и как растягивание ягодиц. Цель позы — сложиться в пояснице подобно листу бумаги, туловище при этом укладывается на прямые ноги.

Каноническую форму можно увидеть в фоторяде Йога дипики (4, №160).
В завершённом варианте Пашимоттанасаны спина представляет собой более или менее плоскую дугу. Лицо ложится на ноги за коленями, при этом угол поясницы с полом составляет не более сорока пяти градусов, чем он острее — тем совершенней поза.

Впрочем, индивидуальная конфигурация Пашимоттанасаны зависит исключительно от строения и формы грудной клетки, при её бочкообразности угол наклона поверхности поясницы к полу растёт, при уплощённости — уменьшается.


В иллюстрациях некачественных пособий колени в Пашимоттанасане развалены в стороны, отчего ноги приобретают вид своеобразного вытянутого ромба, сильно отходя от пола в подколенной области. Безусловно, такая позиция неверна.
Ступни ног в Пашимоттанасане должны быть:
а), плотно сдвинутыми вместе;
б), не следует тянуть носок, как это делают гимнасты, уменьшая тем самым растяжение задней поверхности, пальцы нужно подавать на себя, а пятки вперёд, чтобы подошвы ступней были более или менее перпендикулярны полу, при этом задняя поверхность бёдер максимально прилегает к нему.


Пашимоттанасана
в), подошвы ступней образуют единую плоскость, а не разворачиваются друг к другу, подобно ладоням сложенных рук. Напротив, при грамотном исполнении позы внутренние края подошв немного как бы выталкиваются вперёд, а внешние слегка отгибаются назад и наружу.
Когда негибкий человек садится на пол с туловищем, перпендикулярным полу, то его ноги уже напряжены. Работа начинается с того, что вы, сидя прямо, отпускаете их внутри, особенно мышцы бёдер, одновременно расслабляя сознание.

Ноги должны оставаться на полу в отстегнутом состоянии, как бы автономно от тела. И если релаксация возникла, туловище само начнёт стекать вперёд и вниз. Если Пашимоттанасану делать правильно, ноги лежат на полу, прямые, как палки, им просто не хочется сгибаться в коленях. Такое ощущение, что кости буквально упираются в тазобедренные суставы, а спина вытягивается.

В третьем подходе туловище укладывается на ноги, а ощущения так и не возникают, находиться в конечной форме даже удобнее, нежели входить в неё.
Положение головы. Тексты требуют, чтобы во всех позах, не связанных со специальным сгибанием позвоночника, он сохранялся прямым насколько возможно.

Поэтому в любой стадии Пашимоттанасаны голову свешивать не нужно.
Спина. Если она слишком сильно сгорблена, то, как утверждает Тантра, практикующий получает прокол в районе Манипура чакры и теряет энергию.
Глаза. Их следует по возможности закрывать (во всех асанах, где это возможно), впрочем, кому-то релаксация, в том числе и ментальная, даётся легче именно с открытыми глазами, это индивидуальная особенность.

Возможно и третье, промежуточное положение глаз — полузакрытые.
Если начальный уровень гибкости не позволяет достать руками стопы, нужно перебросить через них ремешок, шарф — что угодно, чтобы можно было, взявшись за него, сидеть свободно. Если туловище составляет с ногами тупой угол, то попытки Пашимоттанасаны нецелесообразны, её следует заменить Уттанасаной (№47, Дипики...).

Чтобы уходить от ощущений, можно опираться руками не в пол, а скажем — в стопку книг.
Терапевтическому воздействию Пашимоттанасаны поддаются патологические поясничные лордозы, в комплексе со скручиваниями и прогибами назад эта поза устраняет прострелы, радикулиты, способствует предотвращению выкидышей у женщин, (функции органов репродуктивной сферы человека зависят от состояния поясничного отдела позвоночника).

Исчезает скованность в спине, растягивается задняя поверхность ног, тело становится гибким. Пашимоттанасана стимулирует работу кишечника, желудка и абдоминальных органов.
Противопоказания: излишний вес, жировой пласт на животе, беременность свыше трёх месяцев, грыжа паховая и межпозвоночная.


2. Врикшасана
— поза дерева. Стоя на одной ноге взять ступню второй, согнутой в колене, и поместить её на внутреннюю поверхность бедра ноги опорной, пальцами вниз — пяткой вверх. Пятка должна располагаться вплотную к лобковой кости, а сама ступня и поверхность голеностопа — составлять единую плоскость с передней поверхностью бедра опорной ноги, мышцы которой следует напрячь до такой степени, чтобы ступня в них не тонула, но опиралась на твердую поверхность. Опорная нога в колене прямая, коленная чашечка подтянута кверху.

Колено согнутой ноги не отклоняется вперёд, она полностью развёрнута в плоскость туловища. Руки вытянуты вверх, полностью выпрямлены в локтях, так, что внутренняя их поверхность прикасается к ушам.

Ладони рук соединены вместе. Тело струной вытянуто вверх, но без ощутимого напряжения и прогиба в пояснице. Внимание следует обратить на неподвижность в опорной ступне. Когда она станет полной, глаза можно закрывать, но это будет не скоро, а на первых порах можно фиксировать Врикшасану, уцепившись взором за любую точку в интерьере.

Если живот полностью расслаблен, то дыхание выстраивается особенным образом, наступает комфортность, стоять настолько удобно, что не хочется выходить из позы.
Как и все стоячие Врикшасана способствует устранению плоскостопия, исправляется осанка, уходит скованность плечевых суставов. Противопоказаний практически нет.
3. Уттхита Триконасана
— прямой треугольник. Исходное положение в этой позе необходимо детализировать. Дело в том, что пропорции тела и длина конечностей у людей различны, так же как рост и комплекция. Сразу возникает вопрос: какова ширина постановки ног в Уттхита Триконасане при каждом конкретном случае?

Определяется она так: при наклоне вбок рука, опущенная перпендикулярно вниз, должна располагаться посередине одноимённой ноги, на её отрезке от колена до голеностопа. Или так: рука касается пола по центру горизонтальной проекции упомянутого отрезка.



Содержание раздела