Архетипическое — это универсальный субстрат, в котором запечатлена история эволюция рода и содержится набор всех потенциальных реакций. Когда архетипическое каким-то образом непосредственно контактирует с личностью, это всегда имеет характер Божественного откровения (по выражению Юнга — нуминозность).
Как правило, архетипическое выходит на связь лишь с полноценной надстройкой, обладающей творческими способностями. Сеть (Единое) сама отбирает субъектов контакта.
В модели аналитической психологии есть ещё две психические структуры — маска и образ души, это не что иное, как демпферы (амортизаторы), защищающие сознание от прямого столкновения со внешними и внутренними воздействиями.
Тональ начинается с рождения и заканчивается смертью (там же, с.506)... .Его функция — судить, оценивать и свидетельствовать. Тональ — это остров.
Этот остров — фактически весь наш мир. Ум — это часть тоналя (там же, 508).
Нагваль (совокупный разум или бессознательное — В.Б.) — эта та часть нас, с которой мы не имеем вообще никакого дела. Но значит, по-твоему. Бога не существует? — Нет, я не сказал этого. Я сказал только, что нагваль — не Бог, потому что Бог принадлежит нашему личному тонHлю...
Бог — это всё-таки то, о чём мы можем думать, поэтому, правильно говоря, он только один из предметов на этом острове. Нельзя увидеть Бога по собственному желанию, о нём можно только говорить.
Нагваль, — там, сказал он. — Там, вокруг острова (с.507).
При определённых обстоятельствах тональ начинает осознавать, что кроме него есть ещё нечто. Это что-то вроде голоса, который приходит из глубин, голоса нагваля (с.
511).
Тональ начинается с рождения и кончается смертью, но нагваль не кончается никогда… Нагваль — беспределен. Можно сказать, что нагваль ответственен за творчество... (с.
516).
В схеме дона Хуана нагваль — это не только бессознательное, принадлежащее данному материальному носителю, но нечто более глобальное, его фрагментом является бессознательное каждого индивида, живущего в одном времени. То есть речь идёт о той же суперсистеме или Едином, концепцию которого разделяет автор данной работы.
Нагваль, научившись однажды выходить на поверхность, может причинить большой вред тоналю, выходя наружу безо всякого контроля (с. 527). Никто не может выжить в намеренной встрече нагвалем без длительной тренировки, (с. 535).
Требуются годы, чтобы подготовить тональ (сознание — В.Б.) к такой встрече, сталкиваясь лицом к лицу с нагвалем (бессознательным, собственным либо архетипическим) обычный человек обычно умирает от шока (с. 536).
Воин должен стать безупречным и совершенно пустым (в случае йоги — обеспечить требуемое качество ментальной пустоты — ЧВН), чистый остров (очищенное ментальное пространство) не оказывает сопротивления, ему нечем сопротивляться (поскольку обычная структура сознания на время снята — В.Б.).
Нагваль невыразим, все возможные ощущения, и существа, и личности плавают в нём, как баржи, — мирно, неизменно, всегда. Тональ — это то, где существует всякий объединённый организм (с.592). Маги говорят, что через волю они могут быть свидетелями (то же говорит и Веданта) эффектов нагваля (с. 595). Тональ... является ... отражением неописуемого неизвестного, наполненного порядком (препятствием к исчерпывающему самопознанию является теорема Геделя, в данном контексте говорящая о том, что процессы, обеспечивающие создание смыслового изображения на экране, на этот же экран выведены быть не могут), а нагваль — отражением неописуемой пустоты, которая содержит всё (с.
596).
...Нагваль привлекателен свыше всякой меры, и воины, которые отправляются в него, находят, что возвращение к тоналю, или к миру порядка, шума и боли — неприятнейшее дело (с. 599).
В самьяме начинается распространение осознанности вглубь, пока личность не ассимилирует весь пережитый и эндогенный опыт, вплоть до архетипического. Врождённой способностью к объединению Эго с остальной психикой обладают единицы, о которых Г. Бэйтсон сказал: Если мистики плавают в море бессознательного, то шизофреники в нём тонут.
Или, по словам Монтегю Ульмана, основателя Лаборатории исследования сновидений при Маймонидском медицинском центре в Нью-Йорке такие личности не в состоянии рационально организовать (переварить — В.Б.) свой опыт, поэтому их видения — лишь трагическая пародия на опыт мистиков.
Но даже и в самой Индии истинно просветлённые — наперечёт.