Почему йога притягивает абсолютно разных людей? Многие психологи гуманистического и экзистенциального направлений придерживаются мнения... что полное удовлетворение базовых потребностей не может автоматически разрешить проблемы идентичности, построения ценностной системы, жизненного предназначения, смысла жизни (там же, с. 123).
Человеку свойственно стремиться к чему-то большему, нежели то, что он уже есть, ему нужна какая-то объединяющая, даже не обязательно конкретная цель, то, что называется смыслом. К примеру, у Экзюпери это образ собора (Цитадель), но у каждого есть (или нет) своё представление об этом. В психике современного человека сознательная сфера гипертрофированна; соответственно, подавленная, словно перекрытая со всех сторон плотинами область бессознательного грозит в любой момент прорвать препятствие и затопить сознательный разум.
Вот почему потребность в том, чтобы интегрировать бессознательное в целостную психическую субстанцию, стала специфически западной и современной проблемой, имеющей ключевое значение не только для индивидов, но и для целых народов. Что же касается людей Востока, и, вероятно, африканцев, то у них мы наблюдаем совершенно иное соотношение между сознанием и бессознательным (235, с. 469).
Чем дольше сохраняется непрерывная и вынужденная концентрация сознания и усилий человека (на каком-либо объекте, процессе, событии) в режиме непрерывного целеполагания, тем сильнее становится разобщённость Я и совокупного разума. Психика цивилизованного человека давно перестала быть саморегулирующейся системой, поэтому ещё Данте констатировал: Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу....
Сумрачный лес это символ тупика, утраты смысла: Да, я ещё живу. Но что мне в том, когда я больше не имею власти соединить в сознании своём прекрасного разрозненные части...
Весь мир ярко освещён, один я погружен во мрак (Лао-Цзы).
Человеку известен, как правило, только два модуса бытия — сон и бодрствование, но даже если удаётся успешно разрешить все проблемы и достичь поставленных целей, это не гарантия счастья.
В текстах XVII века Афоризмы старого Китая (М.: Наука, ГРВЛ, 1988. Вкус корней, Хун Цзычен) находим: Когда мысли разбросаны, надо знать, как собрать их воедино. Когда мысли сошлись в одной точке, надо знать, как их рассеять.
Если не умеешь этого, то даже если одолеть омрачённость, в сердце поселится беспокойство.
Иными словами, постоянное преобладание логики, посредством которой ум беспрерывно упорядочивает поток внешних впечатлений, подобен полёту с одним крылом.
Мокшадхарма характеризует метод йоги так: Сильный зверь разрывает сети и уходит, слабый — в них запутывается и гибнет. Здесь имеется в виду, что человек, взыскующий духовного, должен быть крайне упорным в этом намерении, иметь мозги, здравый смысл и нормальный уровень критичности. Кроме того Слабость характера это единственный недостаток, который невозможно исправить (Ларошфуко), иными словами йога — не для слабовольных!
Прежде, чем рассчитывать на успех в ней, нужно состояться в социуме, тот, кто остался в нём ничем, никогда не достигнет результата на фронте духовном. Но, опять-таки, даже наилучшая адаптация к миру не означает автоматического успеха в йоге.
Яшомитра (легендарный мудрец и философ древней Индии) сказал: Всё содержание сознания есть контакт. Взаимодействие с окружающей действительностью возможно и через посредников, но коммуникация со скрытой частью своей психики случается только единолично.
Углубление и расширение сознания через обогащение его содержанием сферы бессознательного есть просветление (235, с.518). Но одновременно такое расширение означает потерю — на какое-то время — текущей устойчивости и содержит элементы кризиса, что нужно чётко знать практикующим.
Итак, Равновесием называется йога (119, с. 170, II, 48).
Самопознание, индивидуация (по Юнгу), достижение не двойственности, самадхи, сатори — всё это метафоры одного и того же, с той лишь разницей, что обретение целостности есть условие дальнейшего самопознания, для которого садхаке нужен либо самореализовавшийся учитель, либо очень качественная информация.
Грамотный наставник должен по возможности найти такие способы сброса, которые минимально задействуют сознание, Хатха-йога идеальный инструмент для этого.
Прежде чем обратиться к топологии самьямы, определим что такое медитация. Для большинства людей (и не только в России) термин этот столь же туманен, как и закрома родины.
Есть конкретные психотехники, в Тантре это Чидакашадхарана, Аджапа-джапа, Таттва-шуддхи, йога-нидра, Нада-йога и т.д. В буддизме — випассана на дыхании или движении, в классической йоге — самьяма на внешних либо внутренних объектах.
Постинг Еле (Иркутск) на конференции сайта Классическая йога: Annchen писала: ...Надо, мол, различать дзадзэн и йоговскую медитацию... Извиняюсь за то, что придётся довольно много цитировать.
В.И. Филимонов, Руководство по общей и клинической физиологии (М.: Медицинское Информационное Агентство, 2002.