d9e5a92d

Рождение золотодевизного стандарта

Автор - Сергей Моисеев



В августе 1914 г. началась Первая мировая война, расколовшая пополам страны ядра золотого блока. Бегство инвесторов в фунт стерлингов, вызванное военным конфликтом, привело к появлению платежного дисбаланса, и Великобритании ничего не оставалось сделать, как ввести предельно жесткий валютный контроль в форме отсрочки внутренних и международных платежей.

Переход на плавающие курсы

С началом Первой мировой войны конвертируемость фунта стерлингов не была приостановлена в юридическом плане, однако давление Банка Англии на рыночных игроков и новые регулирующие процедуры практически было равнозначно отказу от фиксированного курса. Экспорт золота был ограничен, а его импорт напрямую шел в резервы Банка Англии.
Почти все европейские страны золотого блока последовали за Великобританией и ввели аналогичные меры в 1914-1915 гг. Соединенные Штаты вступили в войну позже остальных стран, в связи с чем ограничение конвертируемости по доллару было введено только в 1917 г. Правда, уже в 1914 г. нью-йоркские банки временно наложили неофициальное эмбарго на экспорт желтого металла. Результатом повсеместного ограничения конвертируемости стал переход на плавающие валютные курсы.
После войны международное сообщество предприняло попытку вернуться к былой стабильности. Законы золотого монометаллизма подразумевали поэтапный возврат к денежному стандарту. Сначала центральные банки с помощью валютных интервенций должны были стабилизировать обменный курс национальной валюты.

На втором этапе для безболезненного восстановления довоенного паритета им необходимо было осуществить дефляционную политику. Многие страны последовали классической схеме (табл. 1).

К 1928 г. международная валютная система обрела стабильность, но просуществовала лишь до начала Великой депрессии.

Отличия от классической системы

Межвоенный золотой стандарт обладал несколькими отличительными характеристиками по сравнению с классической монометаллической системой.
Существенно изменились конфигурации национальных валютных систем (табл. 2). Одни страны в соответствии с классической традицией восстановили конвертируемость по довоенному паритету, в то время как другие, девальвировав свои валюты, зафиксировали обменные курсы на новой, зачастую малообоснованной отметке. Третьим странам (входившим в германо-австрийскую коалицию) из-за гиперинфляционного взрыва пришлось ввести в обращение новые валюты. Четвертая группа стран только обрела политическую независимость и впервые присоединилась к золотому блоку.

Пятая группа стран, состоящая преимущественно из государств Латинской Америки, перешла от серебряного и биметаллического к золотому стандарту. Наконец, страны, входившие в последнюю группу, остались вне мировой валютной зоны. Они либо вышли из системы золотого стандарта (как Россия после революции), либо никогда в ней не участвовали (как множество стран Азии).
Золотой блок приобрел крайнюю неоднородность. Одновременно существовали три формы золотого стандарта. Как можно понять из таблицы 1, доминировавший в классическом периоде золотомонетный стандарт был гораздо менее распространен в межвоенном периоде.
В частности, Великобритания и Франция перешли на золотослитковый стандарт, Соединенные Штаты сохранили золотомонетный стандарт, а Германия ввела золотодевизный стандарт. В Великобритании закон 1925 г. ограничивал конвертируемость валюты суммами, превышающими 1.5 тыс. фунтов стерлингов. Во Франции закон Пуанкаре от 1928 г. разрешал обмен банкнот на золотые слитки ценой не более 225 тыс. франков. Большинство стран так же, как и Германия, отказалось от золотомонетного в пользу золотодевизного стандарта.

Центральные банки этой группы государств конвертировали свои банкноты не в золото, а в резервные валюты, обеспеченные драгоценным металлом.

Доллар выходит в лидеры

Золотой стандарт устойчиво дрейфовал в сторону бивалютной системы, основанной на фунте стерлингов и долларе США. Переход к новой системе с двумя видами резервных активов состоялся задолго до окончания Первой мировой войны.
Уже в конце XIX века после отказа от биметаллизма и серебряного стандарта некоторые страны (в основном второго эшелона,такие как Индия или Аргентина) придерживались системы золотостерлингового стандарта. Другие страны, которые обладали или более крупной экономикой, или значительным политическим весом (Россия, Голландия, Австро-Венгрия, Япония, страны Скандинавии) держали часть резервов в иностранных валютах.
К концу войны общий уровень цен примерно в два раза превышал довоенный. В то же время добыча золота сократилась на треть, а реальное предложение снизилось из-за отказа ведущих стран провести ревальвацию металла. В результате большинство государств начало поиск средств, позволяющих избежать дефицита золота.

В 1922 г. Генуэзская конференция призвала государства хранить свои резервы в форме иностранных активов.


Генуэзская конференция приняла 12 резолюций о валютах, допускавших использование золотодевизного стандарта для экономии металлических резервов. В большинстве стран вняли рекомендациям и изменили уставы центральных банков, позволив им хранить в резервах иностранную валюту. Некоторые страны при этом ввели ограничения, установив минимальную долю золота в совокупном объеме резервов.
До войны центробанки стран ядра золотого блока держали в качестве резервов только монетарное золото. Исключение составлял немецкий Рейхсбанк, 13% резервов которого приходилось на иностранные валюты. В 1928 г. ситуация поменялась кардинальным образом.

В резервах Банка Франции валюты составляли 51%, в резервах Рейхсбанка - 16% и даже в резервах Банка Англии - 10% портфеля.
Позиции британской валюты после войны заметно укрепились. Если в 1913 г. на фунт стерлингов приходилось 47% общемировых резервов иностранной валюты, то в 1928 г. его доля возросла почти вдвое, до 77%. На роль ведущей международной валюты в классическом периоде претендовал французский франк, однако послевоенная разруха подорвала доверие к валюте Франции (так же, впрочем, как и к валюте ее противника - Германии).
Выигрыш от перераспределения валютных портфелей центральныхбанков получили США: доля доллара возросла в десять раз, что вывело его на второе место по популярности после британской валюты (рис. 1 и 2).

Немецкая марка 16%
Другиевалюты5%


Рис. 1. Структура мировых резервов иностранной валюты в 1913 году.
Доллар США 21%
Французскийфранк2%
77%
Рис. 2. Структура мировых резервов иностранной валюты в 1928 году.



Содержание раздела