Автор - Петр Бобрик
В декабре минувшего года Россия впервые в своей истории рассекретила данные о добыче и торговле алмазами. Результаты оказались сенсационными.
Уже достигнуты первые успехи. Так, считается, что именно в результате действий стран-участниц КП в Сьерра-Леоне официально сертифицированный экспорт алмазного сырья вырос с $26 млн. в 2001 г. до $76 млн. в 2003 г., а в Конго - с $395 млн. до $644 млн. Формально цель КП - препятствовать поступлению на рынок т.н. кровавых камней из стран, где на средства, полученные от продажи алмазов, финансируются различные военные движения и даже гражданские войны.
Считается, что на этих алмазах слишком много крови.
Основная направленность Кимберлийского процесса приходится на африканских участников рынка.
Несмотря на то, что меры КП реально ограничивают предложение алмазов на рынке, особенно демпинговых партий, на деле они не могут оказать существенного влияния на цены. Диля кровавых алмазов составляет не более 4% от мирового предложения. В прессе не раз высказывались мнения, что КП был инициирован США с целью повышения прозрачности всего алмазного рынка и увеличения американского контроля над ним, что Кимберлийский процесс - это одна из граней глобализации под американским влиянием.
De Beers же был вынужден согласиться на эти требования.
Это было очередной уступкой компании за право доступа на крупнейший в мире американский рынок.
Для России особого резона не вступать в Кимберлийский процесс не было, т.к. мы не работали с кровавымиалмазами. Но чтобы Не оказаться встороне, мы все-таки присоединились к участникам. Более того, с 1января 2005 г. к Роосии перешло почетное право возглавить КП.
После этого медлить с раскрытием данных, которое обязательно для членов процесса, стало просто невозможно. К тому же этот вопрос давно уже лоббировал отечественный монополист компании АЛРОСА. Для нее плюсы от сокрытия данных давно уже не покрывали минусов от недоверия кредитных институтов л партнеров.
Россия до конца прошлого года публиковала интегральные данныео суммарной стоимости добываемых и реализуемых на внешнем рынке алмазов. Однако информация о физических объемах поставок и объемах запасов была закрыта. Остальные участники рынка могли судить о реальном положении дел только на основании данных таможенной статистики, которая является двусторонней для партнеров.
Как показали дальнейшие события, такие оценки были очень грубыми.
Данные о добыче оказались крайне неожиданными. За 2003 год было добыто 33,019 тыс. каратов природных камней. Это больше, чем производил прежний лидер рынка - Ботсвана.
Таким образом, совершенно неожиданно для всего мира Россия оказалась мировым лидером.
Примечательно, что, по мировым оценкам, РФ должна была добыть в 2003 г. только 23.6 млн. каратов.
После публикации данных о реальной добыче стали понятны амбиции АЛРОСА, Которые она неоднократно выказывала за последнее время. В 2003 г. выручка АЛРОСА составила 60 млрд, руб., чистая прибыль - 6.35 млрд руб. Она добывает почти 100% российских алмазов и контролирует более четверти мирового предложения. Компания имеет почти двухмиллионный оборот за год
Однако ее положение не соответствует ее мощи. Фактически она является оейчас обычным поставщиком необработанных алмазов для мирового монополиста De Beers. В результате отечественные гранильщики вынуждены покупать российские алмазы, но у зарубежных посредников. АЛРОСА продает сырье De Beers, который реализует его своим сайтхолдерам, а те через посредников - российским гранильщикам,
События последних лет со всей очевидностью показали, что прежняя структура рынка рушится, и De Beers в ближайшее время может оказаться не в состоянии удерживать рынок в равновесии. Необходимо формировать запасные варианты выхода на рынок. К тому же большая часть доходов приходит от торговли бриллиантами и ювелирными изделиями, куда до недавнего времени компанию не допускали.
Поэтому АЛРОСА разработала новую стратегию развития.
Основное в этой стратегии -цель на создание вертикально ориентированного холдинга, который одновременно будет заниматься добычей, огранкой и реализацией камней. Фактически это означает выход изсоглашений с De Beers иначало формирования собственного пути на рынок, конкурентного по отношению к структурам De Beers.
В настоящее время правительство РФ взяло курс на создание комплекса международных транснациональных корпораций, базирующихся в России. Правительству принадлежат 37% акций АЛРОСА, Якутии - 32%, трудовому коллективу - 23%, улусам (районным образованиям) Якутии - 8%. Поэтому трансформация АЛРОСА в международного игрока активно поддерживается властными структурами. Однако реализовать стратегию будет очень трудно,