Автор - Татьяна Дерри
Долгое время в Китае торговля золотом была очень ограничена. Однако времена меняются, и в октябре 2002 г. в Шанхае открылась золотая биржа. Торги на драгоценный металл начались успешно.
Однако слабая нормативная база и НДС тормозили развитие биржи.
Гонг-г-г-г" - прозвучал звон большого бронзового гонга. Этот звук, традиционно открывающий все великие церемонии Китая на протяжении многих веков, на этот раз возвещал об официальном открытии торгов на Шанхайской бирже золота (Shanghai Gold Exchange - SGE).
Человеку, незнакомому с традициями Востока, трудно себе представить любовь к драгоценным металлам, которая характерна для целого региона. Индийские махараджи славились уникальными коллекциями драгоценных камней, золота и серебра. Вес женских украшений из золота в Камбодже мог превысить килограмм.
А традиционное блюдо Китая - пельмени - до сих пор сохраняет форму слитка серебра, служившего до начала XX века самым популярным платежным средством и символизирующего пожелание богатства.
Возможно, именно поэтому для "большого мира" столь знаменательное событие, как открытие Шанхайской биржи золота, прошло относительно незамеченным. Тем не менее дата 28 ноября 2002 года может оказаться исторической вехой не только для Китая или даже азиатского региона, но и для всего мира.
В 1949 г., когда к власти пришли коммунисты, провозгласившие создание Китайской Народной республики, золото в стране было запрещено даже в виде ювелирных украшений. К тому же большую часть золотого запаса, сделанного (вернее, сохранившегося) до того времени, гоминьдановцы вывезли на Тайвань, и создание нового золотого запаса страны стало одной из первоочередных задач правительства.
Именно на золото коммунисты во время разрухи и голода покупали продовольствие, оборудование и лекарства. Часть золотой добычи направлялась в национальный банк в качестве резерва на случай возможных военных действий.
Несмотря на официальный запрет, огромное количество золота продолжало оставаться в руках частных владельцев. Например, во время Великой культурной революции только в Шанхае при обысках реквизировали до 35 т золота в слитках и монетах и 450 т в виде ювелирных украшений. До 1982 года владение золотом или золотыми изделиями в любой форме оставалось незаконным и считалось преступлением.
Все добываемое золото в обязательном порядке сдавалось в центральный банк и далее распределялось по принципам плановой экономики.
В 1982 г., после определенного улучшения внутренней экономической ситуации, правительство разрешило населению приобретать золотые ювелирные украшения. Однако сохраняющаяся в 90-е гг. монополия привела к возникновению своеобразной "контрабанды".
Разрешение ювелирных изделий из золота вместе с активным ростом благосостояния населения привели к резкому росту спроса на изделия из него: если в 1989 г. потребление оценивалось на уровне 40.3 т, то к 1999 г. - уже в 205 т! Это, в свою очередь, вызвало увеличение добычи золота. Если в начале 50-х гг. объем добычи составлял только 4 т в год, то к 1999 году - уже 172.9 тонны.
Однако промышленность оказалась не готова к столь бурному росту: большинство предприятий представляли собой мелкие шахты с обедневшей рудой, допотопным оборудованием и устаревшей технологией. Большинство из них существовало исключительно на государственные субсидии. Но после провозглашения политики открытых дверей (80-е гг. прошлого века) субсидии свелись к минимуму, а рыночная экономика дала о себе знать резким скачком цен на энергоносители (что-то до боли знакомое).
Высокие накладные расходы на добычу золота и жесткое регулирование рынка, когда цены устанавливались вне зависимости от мирового уровня, привели к тому, что предприятия предпочитали удержать часть желтого металла у себя, вместо того чтобы сдавать государству по заведомо заниженным ценам. Возродилась контрабанда - один и тот же слиток золота мог несколько раз пересечь границу в зависимости от того, где цена на данный момент была выше. По неофициальным данным, объемы этой контрабанды составляли от 50 до 400 т в год.
В итоге золотой запас страны снизился на 2.1% по сравнению с 80-ми годами.
Ситуация складывалась достаточно парадоксальная: монополия и полная неспособность оживить индустрию со стороны государства с одного конца потребительской цепочки и активный рыночный спрос - с другой. Правительство встало перед жесткой дилеммой: либерализация рынка золота или возникновение теневого сектора экономики со всеми вытекающими последствиями.
Нельзя сказать, что правительство безучастно взирало на складывающуюся обстановку. Оно несколько раз пыталось урегулировать ситуацию, однако снижение цен на золото на мировом рынке свело все усилия к нулю.
Назревали неизбежные перемены. В конце 90-х гг. в стране развернулась острая дискуссия по вопросам возможной либерализации импорта, экспорта и продажи золота на внутреннем рынке. Было ясно, что полумеры не помогут.
И правительство решило "открыть рынок золота".
Решение действительно носило эпохальный характер. Стоит упомянуть, что даже после разрешения продажи золотых ювелирных украшений государство запретило сдавать их обратно в магазины. При необходимости золотые изделия могли сдаваться исключительно в специальные подразделения Народного банка (НБ) - главного банка Китая - по устанавливаемой им цене.
Одним из первых шагов, предпринятых китайским правительством, стало обращение к Мировому совету по золоту (World Gold Council). Тот с радостью помог разработать основные пункты программы "открытия" рынка драгоценных металлов, ведь к началу нового тысячелетия Китай, несмотря на неблагополучное состояние золотодобывающей отрасли, занимал четвертое место по добыче золота и третье - по его потреблению.
В частности, были предложены следующие шаги: активная пропаганда свободного обращения золота как в виде ювелирных изделий, так и слитков, привлечение иностранного капитала в золотодобывающую промышленность (речь шла не столько о деньгах, сколько об оборудовании и новых технологиях), создание биржи золота, разработка законодательной базы, нормативных документов и системы налогообложения, а также постепенная интеграция Китая в мировой рынок золота.
Китайская мудрость гласит:
"Путь длиной в тысячу ли начинается с первого шага". После принятия решения уже в 1999 г. одному из старейших магазинов Шанхая "Лаофенсян" официально предоставили право принимать у населения на комиссию золотые изделия. Следующим шагом стало предоставление Народному банку Китая права самостоятельно устанавливать цены на золото без одобрения Государственного совета КНР!
Однако это были еще цветочки. Согласно принципу "партия сказала "надо"!..", за дело принялись активно и всерьез.
В начале нового тысячелетия правительство заявило о намерении создать биржи цветных и драгоценных металлов. Правда, поскольку заявление носило принципиальный характер, сроки названы не были. Тем удивительнее тот факт, что биржа серебра была открыта менее чем через год, правда, только для испытаний.
С одной стороны, за последние два десятилетия Китай уже имел опыт создания нескольких общенациональных бирж, включая две крупнейшие в стране фондовые биржи в Пекине и Шанхае. К тому же китайцы решили не изобретать велосипед, а скопировать его. С другой стороны, какого-либо иного опыта, кроме как монополистического, у властей не было.
Возможно, именно поэтому испытательный срок биржи оказался таким долгим - больше года. Зато этот опыт позволил более плодотворно подойти к созданию биржи золота.
О планах создания биржи объявили в начале 2000 г. Однако в тот момент официальные лица воздержались от каких-либо деталей -возможно, правительство еще не совсем точно представляло, что, где и как должно быть сделано. Что касается "где", то это оказалось проще всего.
платину и пр. А серебро официально носило
J Только за полгода официально объявленных торгов их объем увеличился с 7 до 25 тонн в неделю. 4 На настоящий момент в Китае сохраняется государственный контроль за валютным курсом отечественной валюты.
Четыре города претендовали на то, чтобы принять у себя новую биржу - Пекин, Тяньцзинь, Шеньчжен и Шанхай. С самого начала фаворитом оказался Шанхай: его прочно закрепившаяся репутация финансового центра страны, разветвленная финансовая инфраструктура, многочисленные банки и финансовые институты, опытный персонал и налаженная связь отвечали всем заданным условиям.
С другой стороны, Шанхай является самым крупным в континентальной части Китая рынком ювелирных украшений из золота, а близлежащие к нему районы в 2002 г. обеспечили примерно четверть национального спроса на этот металл. По данным газеты People's Daily, объем продаж золота и ювелирных украшений из него в районе Шанхая составляет около 2 млрд. юаней ($241 млн.) ежегодно.
Немалую роль сыграл уже имеющийся опыт создания бирж. Именно в Шанхае в июне 2002 г. после шестимесячного испытательного срока биржа серебра начала официальные торги.3 Здесь же расположены биржа алмазов, фьючерсная биржа, одна из двух существующих в Китае фондовых бирж, Оптовый рынок цветных металлов Хуатон (Huatong Nonferrous Metal Wholesale Market) плюс активный рынок межбанковских инструментов, валюты, долговых обязательств.
Итак, 30 октября 2002 г. Шанхайская биржа золота начала пробные торги. Сейчас биржа предлагает спот-сделки с золотом, серебром и платиной. Слитки золота пробы "9999" весом в один килограмм и пробы "9995" весом в три килограмма выполнены в виде брусков. По словам председателя исполнительного комитета биржи
74 г-на Шень Сянжуна (Shen Xiangrong), при положительном завершении пробных торгов биржа готова приступить к реальным сделкам уже в первые месяцы 2003 года. Период испытаний и условных сделок предназначен для усовершенствования правил торгов, управления рисками и внутреннего контроля биржи.
Основная задача биржи золота заключается в хеджировании рисков отечественных золотодобывающих и оптовых компаний, а также в обеспечении плавного перехода на международные цены на золото и интеграции в мировой рынок.
Биржа создана по образу и подобию зарубежных аналогов. По словам ее председателя г-на Ван Цзе (Wang Jie), биржевые цены на золото будут формироваться в полном соответствии с тенденциями мирового рынка, ориентируясь, в частности, на торги Лондонской биржи. Правда, при этом цены котируются в местной валюте - в юанях. Поэтому, судя по всему, цены будут колебаться не только в зависимости от основного продукта, но и в зависимости от ситуации на валютном рынке.4
В листинг новой биржи вошли 108 официально зарегистрированных членов, среди которых - золотодобывающие и ювелирные компании, импортеры и экспортеры золота и золотых изделий, и, естественно, банки. Членство на бирже ограничивается исключительно китайскими банками или компаниями, имеющими лицензию НБ на торговлю золотом или непосредственно участвующими в добыче, обработке или оптовой продаже золота.
Так, 24 золотодобывающие компании, входящие в состав официальных членов биржи, контролируют 75% всего объема добычи золота, восемь плавильных компаний обеспечивают 80% его переработки, а 63 компании-потребителя представляют 80% внутреннего спроса на желтый металл.
13 из 108 официально зарегистрированных членов биржи - это банки, из которых 4 государственных: Сельскохозяйственный банк Китая (Agricultural Bank of China), Банк Китая (Bank of China), Китайский строительный банк (China Construction Bank) и Промышленно-Коммерческий банк Китая (Industrial and Commercial Bank of China). Один из них - ICBC - назначен клиринговым банком биржи и доверенным банком для хранения материальных ценностей.
Вообще-то, банкам на бирже золота отведена особая роль. Кроме спот-сделок, банки имеют право на клиринговые и экспортно-импортные операции, а также могут выступать как агенты биржи при следующих сделках: бартер, лизинг и покупка, финансирование непосредственно относящихся к золотодобыче проектов. Однако самые перспективные планы банки связывают с частными инвесторами.
Объемы торгов на Шанхайской бирже растут не по дням, а по часам: на 6 декабря 2002 г. они достигли 930 килограммов. Вскоре после открытия биржа объявила о первом продлении торговой сессии, начиная с 15 января 2003 г. -о дополнительном продлении торговой сессии еще на полчаса. Теперь рабочие часы биржи - с 10:00 до 11:30 и с 13:30 до 15:30.
Более того, при успешном окончании испытательного срока вполне возможно, что биржа начнет торговлю фьючерсными контрактами. По крайней мере, об этом уже на открытии биржи заявил председатель Народного банка Китая Дай Сянлун (Dai Xianglong). Правда, он отказался назвать какие-либо конкретные сроки, ответив, что "это будет сделано, когда придет время, и когда Госсовет даст соответствующие санкции".
Практически сразу после открытия биржи НБ Китая объявил об отмене еженедельных котировок золота. Похоже, что власти полны решимости не снижать темпы реформ.
Прогнозы относительно будущего биржи золота самые благоприятные. По оценке специалистов Мирового совета по золоту, создание биржи приведет к удвоению внутреннего спроса на золото в течение только ближайших лет, при том, что за прошлый год потребление золота составило 213.2 тонны!
Несмотря на довольно успешное начало, Шанхайской бирже предстоит решить еще немало проблем. Во-первых, слабость нормативной базы (если начинать по степени возрастания важности проблем). Во-вторых - налогообложение.
Здесь, к сожалению, опыт "серебряной биржи" оказался, скорее, негативным.
Дело в том, что при ее открытии сделки с серебром не облагались НДС. Но после окончания испытательного срока власти изменили свое решение, что привело к абсолютно предсказуемому результату: введение 17%-го налога на добавленную стоимость привело к появлению теневых, или незарегистрированных, сделок, число которых неуклонно росло (сказывалась слабость правового обеспечения).
В итоге правительство отказалось от этой идеи, объявив о возмещении уплачиваемого при совершении сделок НДС. При разработке налогообложения для биржи золота власти учли полученный урок. Тем не менее вопрос до сих пор остается открытым.
Однако самая, наверное, серьезная проблема - это вопрос конвертируемости местной валюты и валютного курса. Задача биржи и так непроста - скорректировать цены на внутреннем рынке согласно существующему спросу, с одной стороны, и в полном соответствии с ситуацией на мировом рынке - с другой. Однако при жестко зафиксированном обменном курсе вторая задача выглядит довольно сомнительно.
Насколько правительству удастся решить эту поистине китайскую головоломку - пока неясно.
БИРЖИ
Наиболее восторженно восприняли перемену политики в области золота простые люди - население и частные инвесторы. Богатство всегда воспринималось в Китае именно как некоторое количество брусочков драгоценного металла. А если учесть, что, по данным официальной статистики, нынешний общий объем частных сбережений составляет почти 8 трлн. юаней ($966.5 млрд.), то можно себе представить, какой спрос ожидается на рынке золота уже в ближайшем будущем.
Самым наглядным подтверждением этому стали первые розничные продажи золотых слитков. Одними из первых ритейлеров рынка золота в стране оказались пекинские магазины "China Art and Crafts Plaza", "Guiyou Plaza's Jianguomen", "Fangzhuang" и "Caishikou". Поступившие в продажу небольшие слитки носили клеймо двух самых крупных золотообрабатывающих компаний в стране - "Zhongjin Gold Co Ltd" и "Zhaojin Gold and Silver Refinery Co Ltd".
Слитки 99.99 пробы были разделены по 11 категориям по весу от 10 грамм до 1.25 килограмма. Все бруски имеют клеймо компании-поставщика и соответствуют международным стандартам качества. Самым большим спросом пользовались бруски весом в 10 грамм.
Кроме стандартных брусков, в продажу поступило несколько слитков с изображением овцы -естественно, их цены были несколько выше.
По словам администрации всех этих магазинов, цены на золотые слитки будут колебаться в зависимости от цен, фиксируемых на Шанхайской золотой бирже, хотя и не столь интенсивно. В цене слитка учитывается не только стоимость сырья, т. е. самого золота, но и стоимость его обработки в размере 2 юаня ($0.24).
Частные инвесторы могут не только приобретать, но и продавать обратно приобретенные ими золотые слитки по рыночной цене минус комиссия. Правда, на данный момент процедура обратного выкупа золотых слитков у частных лиц пока так и не разработана, поэтому инвестициями их можно назвать только условно.
Для частных инвесторов, работающих на рынке ценных бумаг, золото - отличное средство хеджирования. Оно поможет им значительно снизить риски и диверсифицировать портфели своих клиентов, тем более что за последнее время фондовый рынок страны стал несколько волатилен. Однако трейдеры пока воздерживаются от активных покупок золота, ожидая более подготовленной почвы для совершения сделок.
Но, наверное, самыми заинтересованными лицами в этой ситуации выступают китайские банки, которые рассматривают работу с населением и частными инвесторами в области золота как одно из самых перспективных направлений в ближайшее десятилетие. Практически все банки, как государственные, так и коммерческие, уже разрабатывают самые широкие планы относительно новых финансовых продуктов и услуг, таких как клиринговые операции, хранение, сделки с золотыми слитками, лизинговые операции, и, естественно, покупка-продажа золотых слитков.
Один из государственных банков-членов Шанхайской биржи золота - CCB - уже начал тесное сотрудничество со Швейцарской Банковской корпорацией (Swiss Bank Corporation) в области разработки новых финансовых продуктов, непосредственно относящихся к торговле золотом. Уже известно даже о планах предоставления услуг покупки-продажи золота для частных лиц через Интернет и по телефону.
Все эти меры - составные части правительственной программы по "открытию" рынка золота. Несмотря на достаточно короткие сроки, сделано уже немало. Правда, еще не меньше остается сделать.
Следующий шаг, который предстоит сделать китайскому правительству, - это решить проблему золотодобывающей отрасли, которая при столь активном спросе явно не сможет удовлетворить потребности рынка.
При этом государство не располагает возможностями самостоятельно решить эту проблему. Похоже, власти уже поняли, что наполовину выпустить джина из бутылки не получится.
На повестке дня следующий вопрос - отказ от государственной монополии в области золотодобычи. Без этого все меры могут оказаться шагами, которые ведут в никуда. Согласятся ли власти на столь кардинальные меры?
И куда приведет Китай путь в тысячу ли?
Государственная монополия охватывала весь рынок драгоценных металлов, включая серебро, статус резервного драгоценного металла.
С конца 90-х годов Центральный банк еженедельно устанавливал цену на золото.