d9e5a92d

Вчерашние деньги -вечные ценности

Автор - Алексей Васильев

Уже полгода золотой рынок демонстрирует, насколько он может быть крепким в новом веке. Ряды пессимистов, ожидавших падения золота ниже $250 за унцию, значительно поредели. Сейчас большинство считают, что риск падения цены ниже $270 за унцию невелик.

Нельзя сказать, что доверие к золоту выросло - скорее, упал интерес к валютам, считающимся стабильными.

Продайте тонну в розницу!

Переломный момент для рынка настал задолго до 11 сентября 2001 года. Но в этот день был нажат спусковой крючок, отпустивший пружину, сжимавшую, в том числе, и цену золота.
Поддержку цене золота оказывают известные факторы: уменьшение добычи металла, снижение объемов хеджирования производителями, неоднозначные данные о состоянии американской экономики, ожидания очередных понижений учетных ставок ФРС США, желание инвесторов дополнить свои портфели надежным активом. По оценке Beacon Group Advisors, Inc., если цена останется на текущем уровне, производство золота к 2010 году снизится почти на 30%. Свою лепту вносят и напряженные отношения на Ближнем Востоке. Тенденция роста поддержана и соответствующими сообщениями средств массовой информации, где золоту уделяется все больше внимания.

Более полугода российский сайт bullion.ru проводит опрос среди специалистов рынка драгметаллов и предоставляет статистические данные об их взглядах на будущее золота (рис. 1).
Интересно, что пока прогнозы оказываются более пессимистичными, чем фактическое движение рынка. Физический спрос на золото в ювелирной промышленности ослаб, и это оказывает существенное влияние на мнение продавцов металла.
С другой стороны, Tanaka Kikinzoku Kogyo KK, ведущий японский розничный торговец золотом в слитках, в девять раз увеличил продажи золота в феврале этого года, по сравнению с прошлогодними. По оценке WGC (Всемирный совет по золоту), национальные розничные закупки в Японии в феврале достигли 25 тонн.
Даже хеджирование стало подвергаться критике. Например, AngloGold (ведущий мировой производитель золота), похоже, впервые за последние девять лет вынужден продавать золото по хеджевым контрактам с ценой ниже средней на рынке. В терминах логики истинной стратегии страхования от потерь, это просто неизбежно. Золотодобывающие компании должны отдавать немного в хорошие времена, чтобы безопаснее чувствовать себя в плохие. Основная ошибка золотодобытчиков и некоторых инвесторов состоит в их ожидании, что стратегия страхования от потерь будет давать доход и в хорошие, и в плохие времена.

Но если это философия, тогда стратегии - не страхование от потерь, они -только азартная игра.
На этом фоне вновь стали появляться призывы вернуть золоту роль денег. Естественно, такие голоса звучат не из Штатов и Германии, владеющих 38% мировых золотых запасов, их устраивает существующее положение своих национальных валют. Появляются призывы, в частности, использовать золотой динар, эквивалентный 4.3 грамма золота, как валюту для международных расчетов между исламскими странами.
Во всем мире закрываются низкорентабельные шахты. У России, как всегда, свой путь, и сейчас, не оглядываясь на мировой опыт, отечественные производители продолжают наращивать производство. По моим оценкам, добыча в этом году составит 160-180 тонн (в зависимости от того, как пойдут дела у крупнейших производителей). Продавать драгметаллы на мировом рынке Россия готова.

Золотовалютные резервы ЦБ РФ сейчас всего на 10% состоят собственно из золота, и эта доля все время снижается. Для России пока не настали времена увеличения "реальных" валютных запасов.
Вопрос в том, нужно ли дополнительно стимулировать и без того растущую золотодобычу и участие иностранных компаний? Из разведанных россыпных месторождений отрабатываются или готовятся к отработке все, что имеют приемлемую рентабельность. Через три года останутся только низкорентабельные.

Сравнение средней себестоимости добычи в Магаданской, Иркутской областях, Республике Якутия (Саха) и Чукотском АО (общая добыча в последние годы 6069 тонн золота) со средней ценой продажи золота не дает больших поводов для оптимизма (рис. 2 -расчеты проведены на основании данных Союза золотопромышленников).

Стоит ли добывать по привычке?

В этом году в наш Банк ЗЕНИТ пришло несколько недропользователей с низкорентабельными проектами разработки россыпей. После проведенных расчетов мы спросили: зачем вам нужно разрабатывать эти месторождения, ведь вы сможете вернуть вложенные


ВАЛЮТНЫЙ СПЕКУЛЯНТ Май 2002 средства и получить мизерную прибыль лишь в случае благоприятного стечения обстоятельств? Сейчас они занялись строительством дорог, добычей других полезных ископаемых и благодарят нас за то, что мы вовремя помогли им выйти из замкнутого круга. Мы же продолжили работать с теми золотодобывающими фирмами, рентабельность которых не вызывает сомнений.
Будущее золота - за разработкой рудных месторождений. Но из разведанных надежных месторождений не разрабатываются лишь те, что смогут вернуть вложенные средства с приличным доходом через 5-7 лет. Считаю, что все должно развиваться естественным образом, и не за горами то время, когда российские финансовые и промышленные группы, работающие на рынке золотодобычи не один день, приступят к их освоению.
Добывающие предприятия работают во многом за счет банковских кредитов. Несколько десятков российских банков ежегодно предоставляют старателям кредиты, за которые те расплачиваются поставками золота. Как минимум десяток российских банков готовы работать с доходным и достаточно надежным финансовым инструментом в дальнейшем.
В 2001 году более чем две трети произведенного в России золота закупили девять банков (Сбербанк, Внешторгбанк, Альфа-банк, Номос-банк, Росбанк, Банк Москвы, "МЕНАТЕП-Санкт-Петербург", банк "Авангард" и Банк ЗЕНИТ).


Банкам интересно работать с золотодобывающими предприятиями: они имеют устойчивый и прогнозируемый объем спроса, затраты на рекламу и маркетинг практически отсутствуют, конкуренция производителей обостряется в основном во время получения лицензий на новые месторождения, цена определяется международным рынком, ликвиднее золота немного найдется товаров, отсутствует ощутимая конкуренция со стороны иностранных и международных корпораций, квалификация производственных менеджеров и промперсонала не уступает западным стандартам, а отставание финансового менеджмента не особенно значимо и частично компенсируется банковскими специалистами.
Объемы потребления золота на внутрироссийском рынке можно считать незначительными (порядка 20 тонн в год). Российская ювелирная промышленность так и не смогла начать выпуск изделий, отвечающих требованиям покупателя, которого на деле мало интересует, сколько в изделии золота, ему важнее внешний вид.

С лукошком за самородками

После крайне неудачных попыток организовать добычу золота государство стало с 1994 года планомерно устраняться от финансирования добычи металла. Хотя и здесь не дошло до логического конца. Являясь собственником недр, государство контролирует добычу.

Оно не должно лелеять нарушителей лицензионных соглашений, однако огромное количество лицензий на добычу золота сейчас просто не используется, несмотря на контроль.
Единственная ценность у недропользователей, которая интересна инвесторам в качестве гарантии возврата вкладываемых средств, -это лицензия на право добычи на месторождении. Считаю целесообразным либерализировать обращение таких лицензий на внутреннем рынке. Не думаю, что государству может быть нанесен ущерб в случае, если первичный держатель лицензии из-за финансовых проблем вынужден будет передать ее инвестору, который, в свою очередь, мог бы передать право добычи на месторождении предприятию, которому бы он доверял.

При этом у государства естественным образом должно оставаться право согласования кандидатуры нового лицензеполучателя, а у последнего - обязанность выполнять лицензионное соглашение.
Государство должно как можно меньше ограничивать права легитимных участников рынка. Необходимо как можно быстрее исключить драгоценные металлы из-под опеки Закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Я не помню случаев, когда он помог бы вывести на чистую воду рыбку покрупнее, чем какой-нибудь бедолага-ювелир, тачавший дома колечки и цепочки из невесть откуда взявшегося золота. Ведь мало кто считает опасными мошенниками тех, кто дома делает такие же цепочки из меди.

Экономический ущерб от доморощенных ювелиров намного меньше затрат на поддержание контролирующей системы, которая высвободившиеся силы смогла бы направить, например, на возврат государственных "золотых кредитов".
Историю не повернуть вспять, золото уже никогда не вернет себе функцию денег. Оно будет высоколиквидным товаром, будет учитываться в валютных резервах стран, и, скорее всего, его стоимость не опустится ниже $300 за унцию, но деньгами золото уже не будет. А от ограничений рынка страдают исключительно наши добропорядочные сограждане. Почему мы сбор грибов не ограничиваем, а вольноприносительство считаем пороком? Аргументы, что это и не вольноприносители вовсе, а воришки, крадущие золото у предприятий, малосерьезны.

Кто, как не хозяин предприятия, должен заботиться о сохранности своей продукции, и чем вор, укравший у старушки пенсию, менее опасен крадущего золото с промприбора? Правоохранительные органы должны оберегать общество от всех мошенников, а не специализироваться на "золотых".
В заключение скажу, что у российских золотодобытчиков имеется достаточный производственный, интеллектуальный и кадровый потенциал, позволяющий наращивать добычу драгоценных металлов. С учетом того, что рост происходит в последнее время достаточно стабильно, можно констатировать, что дела у отечественных золотодобытчиков идут неплохо. Единственное, что их может беспокоить, - ограниченность рентабельных объектов. Будем вместе с ними верить в то, что для золота наступил золотой век, а не золотая осень.ВС



Содержание раздела