d9e5a92d

Белая волна

Платина и палладий - металлы хрестоматийные. Цены на них периодически поднимаются вследствие резкой волны спроса на ограниченные ресурсы. Последствия не заставляют себя долго ждать.
В 1970-е годы с появлением новых технологий на рынке появились автомобильные катализаторы для очистки выхлопных газов, в основе которых лежало использование платины. Это вызвало подъем цен на белый металл. Последовавший через некоторое время спад производства, вызванный нефтяным кризисом, резко снизил ценовую планку с $800 до $300 за унцию.
Второй бум наступил в конце 1980-х, когда экономический рост заставил растущий спрос снова превысить предложение. Резкий скачок в инвестировании послужил поводом к запуску нескольких новых проектов. На этот раз спад на рынке усугубился значительным ростом российского экспорта всех металлов платиновой группы.

Опять произошло падение стоимости платины.
В то же время внимание постепенно стало переходить на палладий, который всегда был намного дешевле платины. Так как основной объем палладия производился в России, на рынке господствовали твердые цены на этот металл. Особую выгоду в основном получили промышленники, которые могли использовать как платину, так и палладий.

Постепенно они перешли исключительно на палладий. В 1990 большая часть палладия поступала
на рынки стоматологии и электроники; использование его в автокатализаторах было незначительным по сравнению с использованием в них платины. Но к 1995 году спрос на палладий вырос, и уже к 1999 году продажа автокатализаторов из палладия оказалась в три с половиной раза больше, чем из платины.
На сегодня обретенная ранее популярность палладия начинает постепенно ослабевать, и вероятнее всего, что к концу десятилетия, если не раньше, он снова станет вторичным металлом. В конце 90-х спрос ощутимо превзошел предложение и Россия, основной экспортер, ранее восполнявшая разницу за счет распродажи своих накоплений, столкнулась с вероятностью потери контроля над экспортом. Поставки стали непостоянными и непредсказуемыми. Цены вышли за рамки.

Хотя в клубок российского экспорта в основном угодила платина, аналитики считают, что в скором времени жертвой станет и палладий, который недавно значительно подорожал по сравнению с платиной.
Подобное положение вещей не может не настораживать. Заказчики уже сейчас рассматривают возможность сокращения использования проблемного металла, если не поиск его альтернативы. Некоторые

Рынок платины

Производство



Спрос
Автокатализаторы

Рынок палладия

Производство

Автокатализаторы 5,880
Спрос

Электроника
1,970
Стоматология
1,110
Остальные 605
Всего в 1999 - 9,370 В тыс. унции
клиенты, работающие на рынке электроники, уже стали использовать никель.
Цены на палладий, скорее всего, в течение года останутся высокими и непостоянными, поскольку спрос превышает предложение и продолжает расти, а российские запасы, восполнявшие пробел, уменьшаются. Хотя в перспективе именно платина станет самым популярным металлом. Основную радость по этому поводу выражают южноафриканцы, в чьих недрах залегают значительные запасы металла.
В некоторых отраслях, таких, как алюминиевая, производители могут выжить, используя лишь тактику «следования за спросом», то есть расширять производство, когда спрос растет, и приостанавливать, когда рост замедляется. Компании Alcoa и Alcan используют этот метод, потому что алюминиевая промышленность очень уязвима в отличие от других отраслей, и им приходится удерживать свои цены на уровне, который требуют покупатели. Amplats, лидер в производстве платины, настаивает на запрещении подобного метода.
Ювелирный рынок. В отличие от палладия, платина имеет непромышленный рынок - ювелирный. Популярность платины в ювелирных изделиях увеличилась за последнее десятилетие.

За последние пару лет ее популярность особенно возросла в связи с повышением уровня продаж в азиатских странах. Хотя по сравнению с рынком золота рынок платины в ювелирных изделиях остается крошечным.
За последние несколько лет спрос увеличился только благодаря новому веянию моды «белая волна». Вкус к ювелирному белому металлу - белому золоту, платине и даже нержавеющей стали - передвинулся от эксклюзивных ювелиров в дорогие уличные магазины.
Несмотря на то, что общие продажи в США и Европе все еще небольшие, рост впечатляет. В Северной Америке, например, спрос вырос на 22% в 1999 году, а в Великобритании он увеличился не меньше, чем на 68%. Но настоящим сюрпризом стало резкое увеличение спроса в Китае, который остановил рост цен на металл.

Специалисты по платине из Johnson Matthey считают: «Не будет полной неожиданностью, если спрос платиновой ювелирной промышленности Китая догонит в ближайшем будущем спрос в Японии».



Содержание раздела