Ольга Агуреева - Вечное сияние роскоши
Как утверждает моя подруга, маленькая женская радость — это вкусное-превкусное пирожное, которым иногда можно побаловать себя, любимую, забыв о борьбе с лишним весом. Ну а большая женская радость — это великолепное ювелирное украшение, подаренное любимым мужчиной. И большинство женщин, независимо от национальности, социального статуса, рода занятий, возраста и места проживания, с этим согласны и готовы вместе с Мерлин Монро, Мадонной и Николь Кидман подписаться под каждым словом известной песенки, утверждающей, что лучшие друзья девушек — это бриллианты. Впрочем, как и золотые, серебряные и платиновые россыпи колец, цепочек, браслетов и сережек, с драгоценными камнями и без оных, которые хороши не только в качестве подарков, но и в качестве личных аксессуаров и иногда даже — инвестиций.
ДРАГОЦЕННЫЙ РЫНОК
На российском рынке ювелирных украшений сегодня преобладает отечественный производитель, много изделий привозят из Италии, Турции и Китая и немного из Индии. Среди самых известных российских добывающих и ювелирных компаний — Алмаз-Холдинг, Рифеста-Холдинг, Элит, Якутские бриллианты, Эппл Даймонд, Сахаювелир, Золото Якутии, АЛРОСА, Полюс-Золото и Красноярский завод цветных металлов имени В. Н. Гулидова. Последние три предприятия даже вошли в список системообразующих организаций России, находящихся под особым патронажем Правительства. Вообще ювелирная отрасль — это одна из немногих высокоэффективных отраслей российской экономики, имеющих стабильный спрос на внутреннем рынке и являющихся импортозамещающей. Даже финансовый кризис не сумел, во всяком случае пока, серьезным образом затронуть производство и продажу драгоценностей, хоть и коснулся этой отрасли.
Из-за мирового роста цен на драгоценные металлы и девальвации рубля выросли цены на ювелирное сырье: золото, серебро, платину и т.д., а следовательно и на готовые ювелирные изделия, это отметили практически все участники выставки «Ювелир-2», которая прошла в мае 2009 г. в Сокольниках. Сегодня средняя цена грамма золота в изделиях — 2 000—3000 руб. в зависимости пробы, а также от вида и сложности украшения. Но в то же время из-за кризиса упала потребительская способность населения, поэтому спрос на продукцию ювелиров снизился, люди стали покупать более легкие, а значит и более дешевые драгоценности, многие золоту предпочли серебро. Это было заметно и на выставке «Ювелир-2», где большинство реальных покупателей толпилось у витрин с серебряными изделиями, например, у стенда французской марки ЭНСИ, предлагающей удивительно изящные и нежные украшения. Да и выбор изделий из серебра в магазинах заметно расширился. Многие розничные продавцы сегодня не могут позволить себе закупки золотых изделий с сохранением размерного ряда и широкого ассортимента: собственных капиталов не хватает, а пополнение оборотных средств за счет кредитов стало практически невозможным — такую тенденцию отметили специалисты оптовой компании «Diamonds Forever Alito» и питерской компании «Санис». Изменился и спрос на украшения с бриллиантами и другими драгоценными камнями. В компании «Саха-ювелир» рассказали, что до кризиса люди охотно покупали дорогие украшения за100 000 руб. и выше. В октябре 2008 — январе 2009 г. спрос падал до фантастических минимумов, сегодня же покупателей больше интересуют скромные украшения стоимостью около 30 000 руб. Причем большинство покупок совершают те, кто давно мечтал о колечке или сережках с бриллиантами, но не решался их приобрести.
На «Ювелир-2» практически все компании говорили о довольно успешных продажах, но было отмечено снижение объема продаж в денежном выражении. Поэтому многие начинают выпуск более легких, а следовательно и более дешевых изделий, пользующихся спросом. На выставке было представлено множество изящных тонких колец и сережек, кованых изделий из золотой проволоки, пустотелых (т.е. полых внутри) цепей и брошей, золотых и серебряных подвесок на кожаных и каучуковых шнурах. Изделия с драгоценными и полудрагоценными камнями тоже стали легче, к тому же чаще в них стали использовать серебро. Камни же заменяют кристаллами Сваровски, перламутром и кораллами (средняя цена 2—4 тыс. руб.).
Сегодня на первый план также выходят дизайн и качество изделий, они становятся важными конкурентными преимуществами в условиях снизившегося спроса. Эксперты рынка драгоценностей утверждают, что в последние годы россияне все чаще выбирали изделия необычного дизайна и высокой пробы, в том числе из коллекций ведущих мировых производителей и даже таких ювелирных мэтров, как Damiani, Chopard, Carrera y Carrera, Tiffany’s и др. Эксперты уверены, что кризис не сильно скажется на любви к качественным и тем более эксклюзивным вещам, ведь последние покупают люди весьма обеспеченные, а этот сегмент рынка никуда не исчез. Например, компания «Якутские бриллианты» представляла на выставке украшения ручной работы, выполненные в единственном экземпляре. Среди них была золотая брошь с бриллиантами и изумрудами весом 27,94 грамма и стоимостью около 600 000 руб. (с учетом 60% скидки, которую компания давала на все свои изделия), а также

КОЛЬЦО — бриллиант 4 карата цвет «шампань»
белое и желтое золото 750 пробы
кольцо с сапфиром и бриллиантами стоимостью в полмиллиона рублей. Кольцом интересовался некий интеллигентный господин в дорогом костюме, а представитель компании рассказала, что накануне были куплены аналогичные серьги.
Но гораздо большим спросом пользуются, конечно, стандартные фабричные изделия, причем пальму первенства по числу продаж среди золотых украшений удерживают кольца и серьги, немного отстают от них цепочки. Из серебряных изделий чаще покупают кольца, серьги и колье, и на удивление велик интерес к запонкам и ремешкам для часов, а вот спрос на серебряные цепочки и браслеты сравнительно небольшой. Среди изделий из платины, которых на российском рынке немного, особенно популярны подвески и кольца. Бессменными лидерами продаж остаются кольца и серьги с бриллиантами.
ВЫСОКАЯ ПРОБА
Как наверное известно каждому, в производстве ювелирных изделий применяются сплавы золота, серебра, палладия и платины с другими металлами, а ценность украшений определяется пробой, т. е. количеством драгоценного металла, содержащимся в сплаве. Пробы сплавов контролируются и регламентируются законом, согласно которому золото может иметь метрические пробы 375, 500, 583, 585, 750, 958 (у импортируемых золотых изделий бывают также пробы 986, 917, 900, 833, 666, 625, 333), серебро —
750, 800, 875, 916, 925, 960, палладий — 500, 850, платина — 950. Наиболее распространены в ювелирном производстве золото 583, 585 и 750 пробы и серебро 925 пробы. Проба 583 на золотом украшении означает, что в нем лишь 583 части (по массе) золота и 417 частей других металлов, правда, часто тоже драгоценных: в золотые сплавы добавляют серебро и палладий. Серебро придает золоту бледно-желтый цвет, а палладий совершенно осветляет. Из сплавов золота с палладием, платиной или никелем получается популярное сегодня белое золото. Красноватый оттенок золотому изделию придает медь, оттенки зеленого получают, добавляя медь и серебро. Золотой сплав классического желтого цвета получается, если в нем 585 частей золота, 208 частей серебра и 207 частей меди.
В сплавах серебра других драгоценных металлов не используют, добавляют железо, свинец, медь, цинк, олово, алюминий, кадмий, графит, иногда фосфор и серу. Платину смешивают с медью и палладием.
В Англии и США используется не метрическая, а каратная система проб. Метрическая проба 1000 (частей) приравнивается к 24 каратам, т.е. метрической пробе 925 соответствует 22-каратная проба, а пробе 583 — 14-каратная.
Естественно, чем выше проба, тем дороже ювелирное украшение, но на стоимость влияет и состав сплава: платина, которая стоит дороже золота, повышает цену изделия (поэтому «белое

золото», в состав которого входит платина, обычно самое дорогое), а недрагоценные металлы в сплаве позволяют производить более дешевые украшения.
ГАРАНТИЯ ПОДЛИННОСТИ
Уже с 1958 года подлинность ювелирных украшений из драгоценных металлов (и российских, и импортных) в России (ранее в СССР) подтверждается государственным пробирным клеймом. Это специальный знак, который чеканится или накладывается немеханическим способом, например, с помощью лазера, на ювелирных изделиях в государственных инспекциях пробирного надзора.
Немаловажно знать, что позолоченные ювелирные изделия из серебра клеймятся, как серебряные. А самородки драгоценных металлов, используемые в качестве украшений, вообще не клеймятся, их подлинность и ценность подтверждается сертификатом. Сусальное золото и серебро, а также мелкие насечки золотом и серебром не подлежат клеймению.
Украшения без государственного пробирного клейма покупать не стоит, даже если они имеют какие-либо указания на пробу, потому что такие изделия часто оказываются подделками либо изготавливаются из сплавов очень низкой пробы.
БЛЕСК БРИЛЛИАНТОВ И ЯХОНТОВ
В России предпочитают покупать ювелирные украшения без камней либо с полудрагоценными камнями, а доля рынка изделий с драгоценными камнями сегодня составляет лишь 20% (15% из них приходится на бриллианты и только 5% — на другие камни) и, увы, как утверждает статистика, около 50% россиянок никогда не носили даже крохотных бриллиантов.
Стоимость бриллианта зависит от его массы, цвета, чистоты и качества огранки, причем при оценке крупных камней большое значение играют чистота и цвет, а для маленьких камешков главный параметр — вес. Масса бриллиантов и др. драгоценных камней определяется в каратах до второго знака после запятой. Один карат равен 0,2 грамма, а шкала деления карата состоит из 100 единиц. Оценку бриллиантов по весу производят по так называемому «правилу Тавернье»: стоимость камня равна произведению квадрата массы (веса) кристалла в каратах на базовую цену одного карата. Таким образом, цена бриллиантов возрастает непропорционально: камень в 2 карата стоит в 3 раза дороже однокаратника, а камень в 3 карата уже в 10 раз дороже.
Красоту и блеск бриллиантам, как известно, придает огранка. Классической формой огранки считается круглая с 57 гранями (Кр-57), а для мелких камней используется круглая 17-гранная огранка (Кр-17). Круглые бриллианты Кр-57 в порядке убывания качества делят на четыре группы «А», «Б», «В», «Г», а Кр-17 на две группы — «А» и «Б». Существуют также овальная и грушевидная огранки, огранки «маркиз», «сердце», «багет», «изумруд», «принцесса», считающаяся одной из самых дорогих, и множество фантазийных форм.
Идеальный бриллиант — бесцветный. Камни какого-либо оттенка дешевле. Чистота бриллиантов определяется отсутствием внутренних дефектов — трещинок, включений, вкраплений и т.п. К сожалению, отличить поддельный бриллиант от настоящего своими силами практически невозможно. Гарантией подлинности камня может служить лишь сертификат, который выдают согласно процедуре, выработанной Международным институтом драгоценных камней. Но даже при наличии сертификата, покупая очень дорогие изделия, стоит проводить независимую геммологическую экспертизу.
Стоимость других драгоценных камней, в старину называемых яхонтами, также зависит от их веса, цвета, чистоты и огранки, а качество и подлинность определяется аналогичным образом. Самыми дорогими после бриллиантов считаются рубины, изумруды, синие сапфиры и крупный некультивированный жемчуг, немного дешевле аквамарины, александриты, зеленые сапфиры и топазы.
В МОДЕ - ПРОСТОТА И ЭКЛЕКТИКА
Давно прошли те времена, когда одно единственное скромное колечко с круглым камешком в течение всей жизни надевали и к вечернему платью, и на работу. Сегодня мода на украшения меняется каждый сезон, правда, специалисты итальянской фирмы ИВИС утверждают, что большинство покупателей за модой не следит, нередко примеряют и упомянутые колечки с единственным камнем, а например, в Питере до сих пор не любят белое золото, предпочитая ему традиционное желтое и красное.
Но тем не менее мода на украшения есть, и сегодня в моде по-прежнему белое золото, а также комбинации золота различных цветов, хотя в цепочках и браслетах популярен и
КОЛЬЦО — золото 958 и 750 серебро 925
КОЛЬЕ — королевский сапфир бриллианты, сапфиры золото 750 пробы
классический желтый цвет. На пике моды бесцветные и разноцветные прозрачные крупные камни, причем в одном изделии используется яркое сочетание камней разных цветов, например, лилового, красного и синего или желтого с черным. В коллекциях нынешнего года популярна шпинель, широко используются гранат, танзанит, турмалин, а также цветной жемчуг золотого и коричневого оттенков. А ультрамодным цветом 2009 г. стал синий, поэтому самые модные украшения — это изделия с аквамаринами, сапфирами и опалами. Также популярна уже ставшая классикой черно-белая гамма.
Что касается формы ювелирных украшений, то в моде — простота, геометрическая абстракция и эклектика — смешение всего, что только возможно смешать: разных форм, фигур, декоративных элементов. По-прежнему актуальными остаются природные мотивы: украшения в форме цветов, листьев и животных, инкрустированные драгоценными камнями. Набирают популярность камеи и украшения с эмалью. Также в моде все необычное и нестандартное. Например, украшения в технике мокуме гане (в переводе с японского — металлическая структура древесины), с помощью которой из нескольких разнородных металлов получаются уникальные изделия с необыкновенным рисунком. Или эксклюзивная коллекция «Золотое руно» Джованни Корвая — изделия из тончайших золотых нитей, на вид напоминающих ворс или мех.
ПОДАРКИ И ИНВЕСТИЦИИ
Ювелирное украшение — это безусловно прекрасный подарок, и так считают около 20% россиян. Естественно, это и замечательный аксессуар, а вот для вложения капиталов дорогие украшения нужно использовать с большой осторожностью. Со временем в цене вырастают только эксклюзивные изделия, выполненные в одном или нескольких экземплярах, как правило, ручной работы, как в коллекции «Золотое руно». Рассчитывать на прибыль можно и при покупке уникальных бриллиантов и других драгоценных камней. Правда, спрос на такой товар очень непредсказуем, искать достойного покупателя, возможно, придется несколько лет, т.е. драгоценности — товар неликвидный. Приобретая же обычные фабричные украшения серийного производства даже с большими качественными бриллиантами, заработать вообще не удастся, а при обращении в ломбарды и вовсе можно только потерять — около 30—40% от стоимости изделия. Поэтому великолепие золота и бриллиантов лучше использовать, украшая себя и своих любимых.
Содержание раздела