По мнению большинства аналитиков, военная премия к этому времени составляла от $20 до $30 к стоимости унции золота.
Начало военных действий в Ираке было воспринято инвесторами как указание на скорую стабилизацию экономической ситуации в США и смену тенденции на фондовом рынке. На фоне возросшего интереса к акциям, сопровождавшегося, правда, усилившейся волатильностью котировок, цены на золото начали падать. К середине марта стоимость золота снизилась до $335 за унцию, а к концу месяца опустилась ниже $330. Падение цен на золото сопровождалось снижением котировок акций золотодобывающих компаний.
На Филадельфийской бирже индекс акций компаний, занятых в сфере добычи золота и серебра, Philadelphia Gold Silver Index, в прошлом году вырос с 54 до 76 пунктов, или на 41%, однако с начала этого года по 10 апреля он потерял около 14%. Аналогичные результаты продемонстрировал "золотой" индекс Чикагской биржи опционов и фьючерсов, CBOE Gold Index: его рост в 2002 г. составил около 50%, а снижение в этом году 14%. Тем не менее, несмотря на произошедший откат, средняя доходность по операциям с акциями золотодобывающих компаний за последние 12 месяцев все еще существенно превышает рост индекса широкого рынка SP 500.
При этом ряд экспертов продолжают рекомендовать акции золотодобывающих компаний в качестве объектов для инвестиций.
Динамика Philadelphia Gold Silver Index, XAU, в сравнении с динамикой SP 500
Но в последний год золото, определенно, двигалось в этом направлении: в начале февраля его стоимость поднялась к шестилетним максимумам, достигнув $380 за унцию.
О том, насколько к этому времени был велик интерес к рынку золота, свидетельствовала неожиданно возросшая популярность выставки Gold and Investment Show, состоявшейся в канадском Ванкувере в конце января. На 19-м году своего существования проводимый в рамках выставки Кордильерский круглый стол, в ходе которого профессионалы в сфере золотодобычи обсуждают свои проблемы и новости отрасли, а также ищут финансирование для своих проектов, переместился в более крупный отель Ванкувера: после устойчивого подъема цен на золото и платину число зарегистрировавшихся участников намного превысило ожидаемые пределы. Круглый стол в этом году привлек как отраслевых лидеров, таких как крупнейшая в мире золотодобывающая компания Newmont Mining (NEM), так и множество мелких фирм, занимающихся геологоразведочными и изыскательскими работами, лабораторными исследованиями минералов и т.д.
На конференции было отмечено, что благодаря успехам золотодобывающего сектора взаимный фонд Фрэнка Холмса (Frank Holmes) U.S. Global Investors, базирующийся в Техасе, стал в 2002 году одним из самых быстрорастущих в категории фондов, инвестирующих в американские акции. Сочетание в портфеле 80-процентной доли акций компонентов индекса Standard Poors 500 и 20-процентной доли акций Toronto Gold and Precious Minerals, позволило обеспечить среднегодовую доходность за период с 1971 по 2002 год на уровне примерно 12%. Данный результат превысил соответствующий показатель портфеля, состоящего только из компонентов SP 500, и при этом фонд U.S.
Global являлся в указанный период менее волатильным, чем индекс.
По словам Холмса, смешанный портфель представляет примерно ту же степень риска, что и портфель, составленный исключительно из акций, без вложений в золото, однако первый позволяет добиться значительно более высокой доходности. Для многих участников конференции стало неожиданностью сообщение Холмса о том, что общая доходность индекса золотодобывающих компаний фондовой биржи Торонто, TSE Gold, за период с 1972 по 1996 гг. превысила доходность американского фондового рынка в целом (измеряемую на основе индекса SP 500). Холмс объясняет это тем обстоятельством, что на протяжении большей части указанного периода государственный бюджет США сводился с большим дефицитом.
Когда администрация президента Клинтона начала сокращать дефицит, стоимость золота упала, доллар вырос, и фондовый рынок обогнал по темпам роста акции золотодобывающих компаний. С момента террористических атак 11 сентября 2001 года бюджет правительства США вновь стал дефицитным, реальные процентные ставки негативными, доллар упал, а золото выросло в цене.
Говоря об интересе взаимных фондов к золоту, следует добавить, что семейство Fidelity, один из “китов” данной индустрии, в начале года сообщило о повышении доли в компании Kinross Gold Corp. (KGC) почти до 15%. Руководство Fidelity заявило, что различные фонды семейства прибавили 415 тысяч акций компании к прежней доле, составлявшей 61,6 млн. акций и варрантов.
Следует иметь в виду, что все 10 взаимных инвестиционных фондов, продемонстрировавших наиболее высокие результаты в 2002 году, вкладывали часть средств в сектор драгоценных металлов. Тем не менее, круг участников этого рынка остается довольно узким. Общая величина активов десятки ведущих фондов, инвестирующих в золотодобывающий сектор, на конец 2002 года составляла менее $850 млн. Это лишь малая толика в сравнении с величиной отдельных крупных фондов акций, чьи активы достигают десятков миллиардов долларов.
Отмечая успехи фондов, инвестирующих в золотодобывающие компании, в прошлом году, нельзя не упомянуть тот факт, что с начала этого года результаты их деятельности уступают результатам большинства фондов, специализирующихся на инвестициях в компании других секторов.
Между тем, впечатляющий рост в прошлом году начале этого года акций мелких золотодобывающих компаний значительно увеличил возможности сектора разведки и разработки месторождений в плане получения финансирования, необходимого для проведения геологоразведочных работ. По словам Джона Кларка (John A. Clarke), президента и главного исполнительного директора канадской компании Nevsun Resources, “наша лучшая защита это цена наших акций”.
Nevsun, чьи акции почти три года назад находились вблизи уровня абсолютного минимума, а в 2002 году стали лидером по темпам роста среди акций “золотого” сектора во всем мире, в этом году сообщила об успешных результатах нескольких проектов в африканском государстве Мали и вполне может заявить о повышении оценки своей ресурсной базы, находящейся на уровне 3,2 млн. унций. При таких успехах не исключено, что эта маленькая компания может стать объектом поглощения со стороны других золотодобытчиков, особенно в Южной Африке.
Полностью “размытая” рыночная стоимость Nevsun даже после того, как ее акции взлетели на 1500% с 1999 года по январь 2003 года, составляет менее 200 млн.