d9e5a92d

ТАНЕЦ ШИВЫ


СУКШМА Sukshma
Тонкое тело. См.

Упадхи.
СУШУМНА Sushumna
Канал нади в тонком теле, пролегающий вдоль позвоночника, в позвоночном столбе, начинаясь от чакры в его основании муладхара, см. и завершаясь в черепе. В нем пролегает более тонкий канал, ваджрини-нади, а в том - еще один, читрини.

Толщина последнего считается сравнимой с тысячной долей толщины волоса; на него нанизаны остальные чакры см. и по нему поднимается кундалини см.. Отверстие этого канала в его основании, перекрытое головой кундалини, называется брахма-двара "дверь Брахмана".
Рядом с сушумной расположены два других канала: справа пингала см., а слева - ида см., которые обвиваются вокруг сушумны и соединяются в аджня чакре см..
Эти три канала часто рассматриваются как олицетворенные в жезле Меркурия Гермеса, но этот символ используется также для обозначения многих других троиц.
СУШУПТИ Sushupti
Состояние глубокого сна. См.

Авастха.
ТАМАС Tamas
Постоянство, статичная инерция, инерция покоя. Качество, или сила Природы, сохраняющая предметы неизменными во времени.

В человеке она проявляется в форме вялости или лености тела, апатичности эмоций и предубежденности разума или предрассудках.
Как одно из трех качеств гуна, см. материального мира, тамас представляет собой инерцию покоя, проявляющуюся во время перехода материальных форм от прошлого к настоящему. В своей деятельности по привнесению изменений в область бытия, настоящего, разум использует статичную инерцию как основу для новых форм, наряду с их сотворением с помощью динамичной инерции, инерции движения раджас, в результате чего возникают все более и более интегрированные и гармоничные формы саттва.
Термин "тамас" применяется ко всему, что демонстрирует преобладание инерции покоя; например, "тамасичный человек" по отношению к ленивому или вялому человеку см. Удоволствие и Страдание.
ТАНЕЦ ШИВЫ The Dance of Shiva
У Шивы было множество танцев, но наиболее часто упоминаемый описывает его, наступающего на карлика-гнома. Этот танец обычно рассматривается как напоминание о том, что божество играет, а не трудится.

Карлик в этом случае называется "рассеянный человек" апасмара пуруша и символизирует, разумеется, наше низшее Я и в некоторой степени даже наше высшее Я, в которые мы вовлечены настолько, что забываем о своем высшем духовном призвании и судьбе; о них нам напоминает Шива, проявляясь в нашем качестве воли, которая представляет собой не просто волю к жизни, волю к новизне и развитию, но также волю к духовному наполнению.
ТАНМАТРА The Five Tanmatras
Буквально: "очерчивание Того". Пять фундаментальных принципов, подразделений, или типов материальной стороны вещей, соответствующих пяти ощущениям звучание, осязаемость, видимость, наличие вкуса и запаха, возникающим в сознании, то есть те свойства объектов, которые обеспечивают их воспринимаемость и сферу действия пяти органов чувств слух, осязание, зрение, вкус и обоняние, и связаны с пятью состояниями материи эфир, воздух, огонь, вода и земля.
"ТАНТРЫ" Tantras
Группа трактатов по йоге, в которых описаны методы, близкие лайя-йоге см.. Система тантры содержит множество формул поклонения божествам - которые, однако, представляют собой лишь символы, - и использования их сил; таким образом, это некие ритуалы, механически обладающие магической силой, что подразумевается самим словом "тантра", которое дословно означает ткацкий станок или длинные нити в нем, то есть описание жесткого курса, устоявшейся процедуры, или механизма.
ТАПАС Tapas
Один из обрядов см. Нияма, которые йогу следует проводить в повседневной мирской жизни.

Слово "тапас" происходит от корня, означающего "нагревать", "накалять", то есть означает рвение и полноту усилий. Иногда его рассматривают как очищающие действия, ибо они устраняют нечистоту. В системе раджа-йоги это понятие относится в первую очередь к телу, и означает надлежащий уход за ним. Часто этот термин переводят как "аскетизм"; в этом значении это воспринимается иногда даже в Индии так называемыми "йогами", которые доводят эту идею до крайностей, иногда даже до умерщвления плоти и самопричиненных повреждений тела. Для людей, склонных к комфорту, правильный уход за телом может показаться очень похожим на аскетизм, однако раджа-йога понимает под этим такую заботу о теле, при которой оно не беспокоит разум во время медитации; идея крайней аскетичности далека также от учения Патанджали, в котором он описывает совершенства тела см., включающие его правильную форму, красоту и силу.



См. также Умеренность.
ТАРАКА Taraka
Буквально: "звезда". В раджа-йоге так называется орган видения в междубровьи или чуть впереди него, который открывается во время медитации.

Зрачок глаза тоже называют тарака.
ТАТТВА Tattwas
Происходит от "То" "Тат" и "ты" "твам" и означает подлинное состояние чего-либо. Применительно к материи таттва означает один из пяти первичных импульсов, в которых берут начало пять состояний материи эфир, воздух, огонь, вода и земля, которые существенно связаны с формами восприятия слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием.

Все пять таттва образуют локи, внутренние, непроявленные качества человека. Применительно к Я атма, таттва соответствует его подлинной сути как единому бытию в Верховном Я Параматма.

Существует также родственное слово "таттвадаршин", означающее того, кто способен видеть эту истину см. также Санкхья.
"ТАТ ТВАМ АСИ" Tat Twam Asi
Известное речение: "То Ты Есмь". Сначала ученик медитирует на "Тат" "То", что указывает на Брахмана, или Параматму как на отличное от "Этого", поля проявленности.

Именно поэтому ученику говорят: "То Ты Есмь"; если бы учитель сказал ему: "Ты Есмь То", ученик мог бы начать с мыслей о "Ты", как он обычно обращается к самому себе, и прийти в результате к неверному, личностному заключению; таким образом ученику объясняют: "ТО есть то, что ТЫ есть на самом деле, хотя сейчас у тебя может быть ложное представление, что "тот" ты есть "этот" ты." Когда ученик способен говорить о себе: "Со'хам" "Сах" - "то"; "ахам" - "я"; "есть" при этом подразумевается, он достигает того, чего желал учитель. Другим ответом, несущим то же значение, является - "Ахам Брахмасми" "ахам" - "я"; "Брахман"; и "асми" - "есть".
ТЕЛЕПАТИЯ Telepathy
Прямая передача эмоциональных состояний и мыслей от одного человека к другому. Это происходит постоянно, так как мы обитаем в океане человеческих эманаций, но обычно наши мысли расплывчаты и недолговечны, к тому же их влияние в большой степени подчиняется принципу привлечения подобного подобным. Сильный разум, обладающий ясными мыслями, способен создавать наиболее определенный и мощный эффект в рамках рассматриваемого явления, которое в значительной степени относится ко тем случаям, когда двум или более людям одновременно приходит в голову одна и та же мысль, или когда в группе люди, мыслящие в сходном направлении, стимулируют и помогают друг другу.

При больших скоплениях, толпах народа отдельный человек часто подпадает под влияние всеобщих настроений или идей зачастую недобрых, что при недостаточном совершенстве рациональности разума способно превратиться в опасные наклонности. Таким образом, заблуждения и несовершенства чувств и мыслей могут быть в буквальном смысле заразительны.
На начальных стадиях экспериментов и упражнений телепатии лучше использовать знакомые всем участникам образы. Если два человека решают провести подобный эксперимент и устанавливают для него определенное время дня, перемежая при этом внушение и восприятия, желательно сравнивать их записи друг с другом лишь через два-три месяца.

Во всех подобных экспериментах степень успешности которых возрастает с опытом и течением времени очень многое зависит от неэгоистичности сознания участников.
ТЕЛО Body
См. Деха; Шарира; Упадхи; Физическое Тело; Тонкое Тело; Карана Шарира.
ТИТИКША Titiksha
Терпеливая выносливость, спокойное приятие текущих условий кармы без какого-либо противодействия, так что при любых обстоятельствах у человека не возникает ни недовольства, ни нетерпения. Титикша относится к шести Обретениям см.

Шатсампатти.
ТРАНС Trance
См. Унмани.
ТРИ МИРА The Three Worlds
Выражение "три мира" обычно соответствует областям тела, эмоций которую иногда называют кама-лока и низшего, или конкретного ума. Все три области считаются объективными планами, или уровнями; формы первого образуются благодаря действиям, второго - под воздействием эмоций, и третьего - мыслями.

Освобождаясь от гнета тела и стимулов окружающего мира во время сна, большинство людей обычно несосредоточены и непоследовательны в действиях и мыслях, пребывая в камической или ментальной плоскости, однако некоторые из них способны быть вполне бодрствующими, активными и целенаправленными, хотя они могут не помнить ою этой части своей жизни, вновь просыпаясь в телесной оболочке. См. также Проявленное; Лока; Реальность.
ТУРИЯ Turiya
Четвертое состояние, которое может быть достигнуто в медитации, когда сознание выходит за пределы манаса мышления, буддхи проницательности, мудрости по отношению к субъективному и аханкары склонности к разделению. Это состояние невозможно описать в категориях мыслей, любви или воли. Три состояния сознания, предшествующие этому, могут быть описаны как мышление в Многоообразии, любовь в Дуальности и воля в Единении см.

Авастха.



Содержание раздела