09. Ога-сутра


Глава 1
сосредоточение. Его духовное значение
1.1
Вот об'яснение сосредоточения.
1.2
Йога есть удержание материи мысли /читта/ от обличения в различные образы /вритти/.
1.3
В это время /время сосредоточения/ зрящий /пуруша/ покоится в своем собственном /естественном/ состоянии.
1.4
В остальное время /вне сосредоточения/ зрящий сливается со своими видоизменениями.
1.5
Есть пять форм видоизменений, связанных со страданием и не связанных.
1.6
Таковы: Правильное знание, неразличение, устное заблуждение, сон и память.
1.7
Прямое восприятие, заключение и свидетельство компетентного лица суть доказательства /правильное знание/.
1.8
Неразличение есть ложное знание, не подтверждаемое действительностью.
1.9
Устное заблуждение происходит от слов, не имеющих /соответствующей/ реальности.
1.10
Сон есть вритти, обнимающее чувство пустоты.
1.11
Память есть следствие не исчезновения /вритти/ воспринятых предметов /впечатления от которых вновь возникают в сознании/.
1.12
Власть над ними /вритти/ достигается упражнением и отречением /отсутствием привязанностей/.
1.13
Постоянное усилие держать их /вритти/ в совершенном подчинении есть упражнение.
1.14
Его почва укрепляется продолжительными и постоянными усилиями, сопровождаемыми страстной любовью к достигаемой цели.
1.15
Результат, получаемый теми, которые отвергли жажду воспринимаемых зрением или слухом предметов и достигли господства над этими предметами, есть отречение.
1.16
Это крайнее отречение, отвергающее даже качества, показывает пурушу /настоящую природу его/.
1.17
Сосредоточение, называемое правильным знанием, есть то, за которым следует рассуждение, распознавание, блаженство, безкачественное "я".
1.18
Есть другое самадхи, достигаемое постоянным упражнением в прекращении всякой умственной деятельности, в котором читта удерживает только непроявленные впечатления.
1.19
Самадхи, сопровождаемое крайним отречением, становится причиною новых явлений богов и тех, которые слились с природой.
1.20
Другими это самадхи достигается путем веры, энергии, памяти, сосредоточения и различения действительного.
1.21
Успех достигается быстро при наивысшей энергии.
1.22
Они /самадхи/ различны в зависимости от употребленных средств: Легких, средних и высших.
1.23
Или преданностью ишваре.
1.24
Ишвара /верховный правитель/ есть особый пуруша, непричастный страданию, следсвию действий или желаний.
1.25
В нем становится бесконечным то всеведение, которое в других только в зародыше.
1.26
Он, будучи неограничен временем, есть наставник самых древних учителей.
1.27
Выражающее его слово есть "ом".
1.28
Повторение и размышление о его значении есть путь /к освобождению/.
1.29
Отсюда приобретается наука интроспекции /умение смотреть внутрь/ и уничтожение препятствий.
1.30
Болезнь, умственная ленность, сомнение, апатия, перерыв, ложные восприятия, неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой высоты суть заграждающие /путь/ препятствия.
1.31
Скорбь, опутанность мыслей, дрожание тела, неправильное дыхание сопровождают неудержание сосредоточения.
1.32
Для излечения от этого следует упражняться в сосредоточении на одном.
1.33
Дружба, милосердие, радость, спокойствие, делание себя предметом размышления в связи с предметами счастливыми или несчастливыми, добрыми или злыми, смотря по условиям, успокаивают читту.
1.34
/Упражняются/ выдыхая и удерживая дыхание.
1.35
Те формы сосредоточения, которые приводят к необыкновенным чувствам восприятия, делают сознание настойчивым.
1.36
Или /размышление/ о лучезарном, который недоступен никаким страданиям.
1.37
Или /размышление/ о сердце, отказавшемся от всех привязанностей к чувственным предметам.
1.38
Или /размышление/ о знании, которое приходит во сне.
1.39
Или /размышление/ о чем бы то ни было, что привлекает как добро.
1.40
Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится открытым как для атома, так и для бесконечного.
1.41
Йог, который вритти сделает таким образом бессильными /подчиненными/ достигает в получающем, посредствующем и полученном /сущем, сознании и внешних предметах/ сосредоточенности и тождества, подобно кристаллу /перед различными окращенными предметами/.



1.42
Звук, значение и вытекающее из них знание, будучи соединены, называется самадхи с рассуждением.
1.43
Самадхи, называемое "без рассуждения", приходит, когда память очищена или освобождена от качеств и заключает в себе только значение /предмета размышления/.
1.44
Этим путем /сосредоточения/ с распознаванием и без распознавания также достигается знание о более тонких предметах.
1.45
Более тонкие предметы исчезают с прадханой.
1.46
Эти виды сосредоточения имеют семя.
1.47
Когда сосредоточение "без рассуждения" очищено, спокойствие читты прочно устанавливается.
1.48
Знание этого называется "исполненное истины".
1.49
Знание, почрепнутое из свидетельств и заключений, относится к обыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только что упомянутого самадхи, более высокого порядка: Оно способно проникать туда, куда заключение и свидетельство не могут достигать.
1.50
Впечатления, являющиеся следствием этого самадхи, исключают все другие впечатления.
1.51
Подавлением даже этого /впечатления, которое заграждает все другие впечатления/, когда все другие задержаны, достигается "лишенное семени" самадхи.
Глава 2
сосредоточение. Упражнение в нем
 
2.1
Самообуздание, изучение и посвящение плодов труда богу называется крийя-йога.
2.2
/Она служит подготовкой/ к упражнению в самадхи и уменьшает число препятствий, связанных со страданием.
2.3
Связанные со страданием препятствия суть: Неведение, ложное самосознание /пристрастие/ отвращение и привязанность к жизни.
2.4
Неведение есть источник всех остальных, в каком бы ни были они состоянии: Скрытом, ослабленном, подавленном или распространенном.
2.5
Неведение есть принятие невечного, нечистого, мучительного и не составляющего настоящего "я" за вечное, чистое, счастливое, атман /сущее "я"/.
2.6
Ложное самосознание есть отождествление зрящего с орудием зрения.
2.7
Пристрастие есть устремление сознания к удовольствию.
2.8
Отвращение есть реакция на страдания.
2.9
Привязанность к жизни проникает самую ее природу и присуща даже мудрому.
2.10
Посредством размышления устраняются видоизменения /вритти/.
2.11
Они, чтобы быть управляемы противоположными
видоизменениями, должны быть тонкими.
2.12
Деяние /действующий/ имеет корень в связанных со страданием препятствиях, испытываемых в этой видимой жизни или в невидимой.
2.13
При наличии корня наступает плодоношение в виде чувственных образов, жизни, ощущения удовольствия и страдания.
2.14
Они приносят плоды в виде радости или страдания, производимых добродетелью или пороком.
2.15
Для распознающего все мучительно, как потому, что все приносит страдание, или своими последствиями, или опасением их, или состоянием, которое призводят в нем впечатления, так и вследствие противодействия качеств /борьбы противоположностей/.
2.16
Несчастье, еще не наступившее, должно быть устраняемо.
2.17
Причина того, что должно быть устранено, есть слияние зрящего со зримым /т.Е. Неведение, неразличение/.
2.18
Испытываемое /превращение/ состоит из элементов и органов и по своей природе /бывает/ просветленное, деятельное и инертное /саттва, раджас и тамас/. Его назначение - приобретение опыта и освобождение /испытывающего/.
2.19
Состояния качеств суть: Определенное, не определенное, только намеченное и лишенное признаков.
2.20
Зрящий есть только разум и, хотя он чист, видит сквозь окраску сознания.
2.21
Природа испытываемого - для него.
2.22
Хотя она разрушается для того, кто достиг цели, она однако же не уничтожается, оставаясь присущею другим.
2.23
Слияние /"я" и "не-я"/ есть следствие осуществления природы обеих сил, как испытываемого, так и его владыки.
2.24
Неведение - его причина.
2.25
При отсутствии этого /неведения/ бывает отсутствие слияния, которое /слияние/ и есть то, чего следует избегать: В этом независимость зрящего.
2.26
Средство уничтожения неведения есть непрерывное упражнение в распознавании.
2.27
Знание его принадлежит семикратно высшему основанию.
2.28
С уничтожением, посредством упражнения в различных частях йоги, нечистоты, знание становится озаренным до распознавания.
2.29
Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхиана, самадхи - суть органы йоги.
2.30
Непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого и непринятие даров называется яма.
2.31
Эти, ненарушаемые временем, местом, намерением и кастой /законы/ суть всеобщие великие обеты.
2.32
Внутреннее и наружное очищение, умиротворенность, самообуздание, изучение писания и поклонение богу составляют нияму.
2.33
Для заграждения доступа мыслям, враждебным йоге, должны быть вызваны противоположные мысли.
2.34
Препятствия к йоге суть: Убийство, ложь и прочее, совершенные, вызванные и одобренные вследствие алчности, гнева или неведения, будут ли они слабые, средние или значительные.
2.35
В присутствии утвердившегося в непричинении вреда, прекращается всякая вражда /в других/.



Содержание  Назад  Вперед