Экономическая теория делит весь товарный мир на две группы: собственно товары (материальные блага, услуги) и деньги. В свою очередь, деньги могут быть просто деньгами и КАПИТАЛОМ, т. е. деньгами, которые приносят новые деньги. В отношениях, которые складываются на товарном рынке, всегда существует потребность передачи денег и товаров от одного участника рынка к другому. Эти отношения определенным образом фиксируются,
оформляются и закрепляются.
В смысле вышесказанного ценная бумага — это такая форма фиксации рыночных отношений между участниками рынка, которая также и сама является объектом этих отношений. То есть заключение сделки или какого-либо соглашения между его участниками состоит в передаче или купле-продаже ценной бумаги в обмен
на деньги или на товар.
Однако ценная бумага — это не деньги и не материальный товар. Ее ценность состоит в правах, которые она дает своему владельцу. Последний обменивает свой товар или свои деньги на ценную бумагу только в том случае, если он уверен, что эта бумага ничуть не хуже, а даже лучше (во всяком случае — удобнее), чем сами деньги или товар. Поскольку и деньги и товар в современных условиях, по сути, разные формы существования капитала, то экономическое определение ценной бумаги можно выразить следующим образом:
Ценная бумага — это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Суть ее состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в форме ценной бумаги. Кроме этого, ценная бумага — это особый товар, который обращается на особом, своем собственном рынке — рынке ценных бумаг, но не имеет ни вещественной, ни денежной потребительной стоимости, т. е. не является ни физическим товаром, ни услугой.
Ценная бумага выполняет ряд общественно значимых функций:
— перераспределяет денежные средства (капиталы) между: отраслями и сферами экономики; территориями и странами; группами и слоями населения; населением и сферами экономики; населением и государством и т. п.;
— предоставляет определенные дополнительные права ее владельцам, помимо права на капитал. Например, право на участие в управлении, право на соответствующую информацию, право на первоочередность в определенных ситуациях и т. д.;
— обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала и т. п.
Как любая экономическая категория, ценная бумага имеет соответствующие характеристики: временные, пространственные, рыночные. Рыночные характеристики включают: форму владения, выпуска, характер обращаемости и степень риска вложений в данную ценную бумагу, форму выплаты дохода и др..
Ценная бумага обладает рядом свойств, которые сближают ее с деньгами. Ее главное свойство — это возможность обмена на деньги в различных формах (путем погашения, купли-продажи, переуступки и т. д.). Она может использоваться в расчетах, быть предметом залога, храниться в течение ряда лет или бессрочно, передаваться по наследству, служить подарком и т. д.
По форме выпуска ценные бумаги делятся на:
— документарные (выпускаемые в бумажной форме) ценные бумаги и бездокументарные или безбумажные ценные бумаги;
— именные ценные бумаги (имя владельца которой фиксируется на бланке ценной бумаги и (или) в ее реестре собственников) и предъявительские ценные бумаги (имя владельца которой не фиксируется на ней самой, а ее обращение не требует никакой регистрации);
— ордерные ценные бумаги (сочетающие черты именных и предъявительских ценных бумаг).
Существующие в современной мировой практике ценные бумаги делятся на два больших класса:
— основные ценные бумаги;
— производные ценные бумаги или деривативы.
Основные ценные бумаги — это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др. Основные ценные бумаги, в свою очередь, можно разбить на две подгруппы: первичные и вторичные ценные бумаги.
— Первичные ценные бумаги основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.
— Вторичные ценные бумаги — это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.
Производная ценная бумага или дериватив — это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.) и свободно обращающиеся опционы.
Рассмотрение более подробной классификации ценных бумаг авторы не считают необходимым в рамках данной книги, т. к. ценные бумаги, которые нас интересуют в дальнейшем — это акции и опционы. В мировой практике акцией называется вид ценной бумаги, закрепляющий право владельца на единичный вклад в уставный капитал акционерного общества с вытекающими из этого правами. Вопросы, связанные с обращением акций, размещением денежных средств в акциях, инфраструктурой рынка акций будут кратко рассматриваться в дальнейшем. Опционом называется вид производной ценной бумаги, дающий право купить или продать данную акцию по заранее оговоренной цене. (Подробнее опционы будут описаны в главе «Что значит играть на бирже».)
Содержание раздела