d9e5a92d

Понятие и классификация ценных бумаг



Экономическая теория делит весь товарный мир на две груп­пы: собственно товары (материальные блага, услуги) и деньги. В свою очередь, деньги могут быть просто деньгами и КАПИТАЛОМ, т. е. деньгами, которые приносят новые деньги. В отношени­ях, которые складываются на товарном рынке, всегда существует потребность передачи денег и товаров от одного участника рынка к другому. Эти отношения определенным образом фиксируются,
оформляются и закрепляются.
В смысле вышесказанного ценная бумага — это такая форма фиксации рыночных отношений между участниками рынка, кото­рая также и сама является объектом этих отношений. То есть зак­лючение сделки или какого-либо соглашения между его участника­ми состоит в передаче или купле-продаже ценной бумаги в обмен
на деньги или на товар.
Однако ценная бумага — это не деньги и не материальный то­вар. Ее ценность состоит в правах, которые она дает своему вла­дельцу. Последний обменивает свой товар или свои деньги на цен­ную бумагу только в том случае, если он уверен, что эта бумага ничуть не хуже, а даже лучше (во всяком случае — удобнее), чем сами деньги или товар. Поскольку и деньги и товар в современных условиях, по сути, разные формы существования капитала, то эко­номическое определение ценной бумаги можно выразить следую­щим образом:
Ценная бумага — это форма существования капитала, отлич­ная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Суть ее состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в форме ценной бумаги. Кроме этого, ценная бумага — это особый товар, который обращается на осо­бом, своем собственном рынке — рынке ценных бумаг, но не име­ет ни вещественной, ни денежной потребительной стоимости, т. е. не является ни физическим товаром, ни услугой.

Ценная бумага выполняет ряд общественно значимых функ­ций:

— перераспределяет денежные средства (капиталы) между: от­раслями и сферами экономики; территориями и странами; группа­ми и слоями населения; населением и сферами экономики; населе­нием и государством и т. п.;

— предоставляет определенные дополнительные права ее вла­дельцам, помимо права на капитал. Например, право на участие в управлении, право на соответствующую информацию, право на первоочередность в определенных ситуациях и т. д.;

— обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала и т. п.

Как любая экономическая категория, ценная бумага имеет со­ответствующие характеристики: временные, пространственные, рыночные. Рыночные характеристики включают: форму владения, выпуска, характер обращаемости и степень риска вложений в дан­ную ценную бумагу, форму выплаты дохода и др..
Ценная бумага обладает рядом свойств, которые сближают ее с деньгами. Ее главное свойство — это возможность обмена на день­ги в различных формах (путем погашения, купли-продажи, пере­уступки и т. д.). Она может использоваться в расчетах, быть пред­метом залога, храниться в течение ряда лет или бессрочно, переда­ваться по наследству, служить подарком и т. д.

По форме выпуска ценные бумаги делятся на:

— документарные (выпускаемые в бумажной форме) ценные бумаги и бездокументарные или безбумажные ценные бумаги;

— именные ценные бумаги (имя владельца которой фиксиру­ется на бланке ценной бумаги и (или) в ее реестре собственников) и предъявительские ценные бумаги (имя владельца которой не фик­сируется на ней самой, а ее обращение не требует никакой регист­рации);



— ордерные ценные бумаги (сочетающие черты именных и предъявительских ценных бумаг).

Существующие в современной мировой практике ценные бу­маги делятся на два больших класса:

— основные ценные бумаги;

— производные ценные бумаги или деривативы.

Основные ценные бумаги — это ценные бумаги, в основе кото­рых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др. Основные ценные бумаги, в свою очередь, можно разбить на две подгруппы: первичные и вторичные ценные бумаги.

— Первичные ценные бумаги основаны на активах, в число ко­торых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, обли­гации, векселя, закладные и др.

— Вторичные ценные бумаги — это ценные бумаги, выпускае­мые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, депозитарные распис­ки и др.

Производная ценная бумага или дериватив — это бездоку­ментарная форма выражения имущественного права (обязатель­ства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в ос­нове данной ценной бумаги биржевого актива. К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.) и свободно обращаю­щиеся опционы.
Рассмотрение более подробной классификации ценных бу­маг авторы не считают необходимым в рамках данной книги, т. к. ценные бумаги, которые нас интересуют в дальнейшем — это акции и опционы. В мировой практике акцией называется вид ценной бумаги, закрепляющий право владельца на единич­ный вклад в уставный капитал акционерного общества с вытека­ющими из этого правами. Вопросы, связанные с обращением ак­ций, размещением денежных средств в акциях, инфраструктурой рынка акций будут кратко рассматриваться в дальнейшем. Оп­ционом называется вид производной ценной бумаги, дающий право купить или продать данную акцию по заранее оговорен­ной цене. (Подробнее опционы будут описаны в главе «Что зна­чит играть на бирже».)


Содержание раздела